Ильин А.В. Арабо-израильское информационное противостояние и срыв саммита Союза для Средиземноморья в 2010 г.

Данные об авторе. Ильин Алексей Валерьевич, бакалавр международных отношений. Научные интересы: современная политика Европейского Союза, международные отношения в Средиземноморье.

Аннотация. В статье проводится анализ информационного противоборства Израиля и арабских стран на примере переговоров, предшествовавших несостоявшемуся Второму саммиту Союза для Средиземноморья в 2010 г. Выявляются основные причины, цели и следствия политики дискредитации противника, которую проводила каждая из сторон.

Арабо-израильское информационное противостояние и срыв саммита Союза для Средиземноморья в 2010 г.

В современной мировой политике соотношение средств информационного противостояния нередко принимает большее значение, чем баланс экономических или военных возможностей. Ни один конфликт XXI века не обходится без применения информационного давления противоборствующих сторон на общественность и друг на друга. Арабо-израильский конфликт не является исключением. В общей сложности, противостояние еврейского и арабского населения Палестины длится около века. За это время обе стороны успели выработать значительный арсенал средств информационной войны, начиная с тенденциозных СМИ и заканчивая спланированными хакерскими атаками. В то же время, Израиль и ряд арабских государств являются участниками программ мирного урегулирования под эгидой ООН, Европейского Союза и других международных организаций. Добиться своих целей, не допустить чрезмерного усиления оппонента, не отступившись при этом от своих международных обязательств – такие задачи сейчас ставят перед собой правительства Израиля, Египта, Сирии и других заинтересованных акторов Ближневосточной системы.

Израиль и его арабские соседи являются участниками Союза для Средиземноморья – региональной межправительственной организации, основанной 13 июля 2008 г. Среди множества задач данного объединения были обозначены: развитие сотрудничества на многосторонней основе, укрепление мира, безопасности и принципа равноправия государств, урегулирование конфликтов. Основополагающий саммит в Париже стал большим дипломатическим прорывом в ближневосточном мирном урегулировании. Впервые за много лет за одним столом встретились президент Сирии Башар Асад и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт. Разумеется, Н. Саркози, главный архитектор Средиземноморского Союза, планировал дальнейшее продолжение диалога в рамках нового объединения.

Саммиты лидеров государств (всего – 43) должны были проводиться раз в два года. В соответствии с принципом двойного президентства, первыми лидерами Союза были выбраны Франция и Египет, а следующий саммит должен был состояться в неевропейской стране. Несмотря на это правило, средиземноморские страны согласились провести встречу 7 июля 2010 г. в Барселоне, приурочив это событие к президентству Испании в Евросоюзе. Однако 20 мая Франция, Испания и Египет приняли решение перенести саммит, чтобы предоставить Израилю и Палестине больше времени для продолжения переговоров [1]. В прессу поступила информация о том, что арабские страны собираются бойкотировать саммит, если глава МИДа Израиля Авигдор Либерман будет присутствовать на предшествующей ему конференции министров иностранных дел. Особенно жесткой оказалась позиция Египта, и на то были веские причины. В 2008 году А. Либерман в ответ на отказ президента Египта Хосни Мубарака приехать на переговоры в Израиль заявил, что «израильские дипломаты регулярно посещают Египет, и если Мубарак хочет приехать в Израиль, то пусть приезжает, а если не хочет – пусть катится ко всем чертям» [2]. Либерман также угрожал разбомбить Асуанскую плотину, а в 2003 г. в ответ на предложение премьер-министра Ариэля Шарона освободить 350 палестинских заключенных, заявил, что «лучше было бы утопить их в Мертвом море».

Негативная оценка Либермана-дипломата встречается не только в арабских СМИ. Германский журнал „Spiegel“ 25 марта 2009 г., накануне назначения последнего министром иностранных дел Израиля, выпустил статью “Israel?s Pragmatic Thug”, название которой можно перевести как «Расчетливый израильский головорез». Заглавие и содержание раскрывают Либермана как ультраправого политика, неспособного к ведению конструктивных переговоров [3]. Такая позиция вполне обоснованна, поскольку содержит отсылки к заявлениям самого израильского министра, а также цитаты других известных политиков, в частности, Хавьера Солана. Верховный представитель Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности в 1999–2009 гг., утверждал, что Либерман всегда был для него нежелательным лицом.

Так или иначе, несмотря на неприятие нового израильского министра иностранных дел, ни арабские, ни европейские страны не могли добиться его замены другой фигурой. Президент Израиля Шимон Перес и премьер-министр Эхуд Ольмерт принесли извинения президенту Египта Хосни Мубараку за высказывания А. Либермана, однако отказ последнего извиняться лично привел к тому, что «пострадавшая сторона» не стала засчитывать конфликт как исчерпанный. С мая по ноябрь 2010 г. у Египта и Израиля было почти полгода, чтобы уладить имевшиеся разногласия и подготовиться ко Второму саммиту Союза для Средиземноморья. Однако переговоры велись не напрямую, и главным посредником выступала Франция, поскольку президент Николя Саркози всеми силами стремился сохранить свое детище от распада.
Следует заметить, что на саммите Союза для Средиземноморья решения принимаются единогласно, и отсутствие представителя какой-либо страны автоматически приводит к остановке всей работы.

Мирные переговоры занимали ключевую позицию в программе саммита, к участию был также приглашен президент США Барак Обама. Тем не менее выйти из дипломатического тупика так и не удалось. Масла в огонь подлил инцидент с турецкой «Флотилией свободы», атакованной израильскими вооруженными силами в мае 2010 г. [4]. Вопрос о том, что же именно перевозили в трюмах турецкие корабли, остается открытым. Как бы то ни было, Турция также отказалась от участия в саммите в ответ на агрессивные действия Израиля. Все это привело к тому, что в ноябре 2010 г. саммит был отложен на неопределенный срок.

По законам информационной войны Израиль не мог признать такой итог результатом собственных просчетов во внешней политике. В израильских СМИ бойкот Египта был представлен как шантаж и попытка заблокировать работу Союза в собственных интересах. Акцент делался также на том, что президент и премьер-министр уже принесли свои извинения, а израильская сторона готова в любой момент сесть за стол переговоров [5]. В ходе встреч со своими французскими коллегами израильские дипломаты не раз выражали обеспокоенность, что вина за срыв саммита будет возложена на их правительство.

По всей вероятности, деятельность А. Либермана сначала в Кнессете, а затем во главе МИДа Израиля – не единственная причина непреодолимых дипломатических разногласий между Израилем и арабским миром. Очевидно, что на сегодняшний день нет такого решения конфликта, которое удовлетворяло бы внешние интересы обеих сторон. Давление мирового сообщества на Израиль и арабские государства нередко является для них обременительным, и поэтому предпочтительным решением представляется сохранение status quo, то есть временное прекращение переговоров и отказ от посредничества ООН и великих держав. В то же время такая стратегия противоречит международным обязательствам мирного урегулирования, которые возложили на себя обе стороны. Поэтому главной целью информационной войны становится дискредитация противника и перекладывание на него вины за саботаж мирного процесса.

Именно такую картину мы и могли наблюдать в 2010 г. Израиль обвинял Египет в неконструктивности и подрыве работы региональной межправительственной организации. Египет, в свою очередь, справедливо протестовал против оскорбления собственного президента, и в соответствии с принципами дипломатической этики имел полное право объявить Либермана persona non grata.

Вполне возможно, что остановка работы основных органов Союза для Средиземноморья соответствовала национальным интересам Израиля, поскольку условия достижения мира, выдвигаемые в резолюциях Конференций министров иностранных дела и рекомендациях Евро-Средиземноморской Парламентской Ассамблеи могут оказаться для него навязанными и неприемлемыми. Так, в итоговом заявлении 9-й Конференции министров иностранных дел в Лиссабоне 5–6 ноября 2007 г. утверждалась необходимость скорейшего достижения мира в соответствии с принципами и договоренностями Мадридской конференции (1991) и Соглашений в Осло (1993), а также исполнения Израилем решений Совета Безопасности ООН по арабо-израильскому конфликту [6]. Следующая конференция министров иностранных дел в 2009 г. так и не состоялась, потому что Израиль не желал уступать Египту в том же вопросе об оскорбительном поведении Либермана, и последний сохранил пост. Срыв саммита Союза для Средиземноморья стал очередным шагом, а общее замедление переговорного процесса на Ближнем Востоке – отличительной чертой региональной политики.

В заключение следует отметить, что последствия арабо-израильского информационного противоборства в 2008–2010 гг. негативно отразились на общем развитии Средиземноморской системы международных отношений. Ответственность за срыв саммита лежит как на стороне Египта и Сирии, не пожелавших вести прямые переговоры, ссылаясь на инцидент двухлетней давности, так и на стороне Израиля, правительство которого осуществляло неразумную кадровую политику, назначив на ключевую внешнеполитическую должность человека, склонного к некорректному поведению. Если бы мотивация участников конфликта к его разрешению была выше, правительства Израиля и Египта старались бы изменить реальную ситуацию вместо того чтобы манипулировать существующими фактами.

Литература

1. Euro-Mediterranean Summit in Barcelona postponed until November // Catalan News Agency. 21.05.2010. URL: http://www.catalannewsagency.com/news/politics/euromediterranean-summit-in-barcelona-postponed-until-november
2. Либерман: «Если Магомет не идет к горе, то пусть идет к черту» // Israeli uncensored news. 03.11.2008. URL: http://samsonblinded.org/newsru/4227.
3. Israel?s Pragmatic Thug // SpiegelOnline. 25.03.2009. URL: http://www.spiegel.de/international/world/avigdor-lieberman-israel-s-pragmatic-thug-a-615392.html
4. Israel attacks Gaza aid fleet // Aljazeera. 31.05.2010. URL: http://www.aljazeera.com/news/middleeast/2010/05/201053133047995359.html
5. Arab Leaders: We’ll Boycott Summit if Lieberman Attends // Jewish Times. 20.05.2010. URL: http://www.jewishtimes.com/index.php/jewishtimes/news/jt/international_news/arab_leaders_well_boycott_summit_if_lieberman_attends
6. Council of the European Union. Agreed Conclusions of the 9th Euro-Mediterranean Meeting of Ministers of Foreign Affairs. Lisbon, 5–6 November 2007, 14743/07 (Presse 255).