Круглый стол о перпективах развития Сибири и Дальнего Востока

17 июля прошел круглый стол о перпективах развития Сибири и Дальнего Востока. Вот появившиеся в СМИ отчеты (к сожалению, далеко не полностью отражающие все важное из сказанного):

Алтайский край должен стать кормильцем востока России


17:30 17 июля 2012  Текст: Дмитрий Негреев

В последнее время государство уделяет большое внимание проблемам комплексного развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом свидетельствует создание Министерства развития Дальнего Востока в Правительстве РФ, проектирование профильной госкомпании, разработка специального федерального закона. Развитие Востока России называется в числе главных приоритетов государственной политики.

Алтайский край в «зону развития» не входит – в отличие от Республики Алтай, которая фигурирует в проекте ФЗ «О развитии Сибири и Дальнего Востока». Однако государственные планы не могут не сказаться на Алтайском крае, как соседнем регионе и деловом партнере восточных территорий.

Будущее региона в контексте государственной политики развития Сибири и Дальнего Востока обсудили 17 июля на «круглом столе» в редакции ИА «ПолитСибРу-Новости».

Сегодня экономические связи Алтайского края с востоком России достаточно слабы. По словам профессора, доктора экономических наук Валерия Мищенко, наш регион поставляет на Дальний Восток продовольствие и, с недавних пор, рабочую силу. Алтай, кроме традиционных японских и корейских автомобилей, которые следуют через Дальний Восток, получает на переработку на заводе «Кристалл» якутские алмазы. Но объемы сотрудничества недостаточны для того, чтобы серьезно влиять на экономику края.

«Роль Алтайского края определена природно-климатическими условиями, существующей инфраструктурой, населением», — говорит бывший министр сельского хозяйства РФ и бывший председатель краевого Законодательного собрания Александр Назарчук. Он напомнил участникам «круглого стола», что до 1990 года Алтай «обеспечивал продовольствием население от Свердловска до Магадана, большая часть армии находилась за Уралом, и мы ее кормили». Для алтайской продукции в то время существовали особые транспортные тарифы, говорит Назарчук. И сейчас субсидирование транспортировки продукции было бы лучшей господдержкой со стороны государства, поддерживает его экономический обозреватель Надежда Скалон.

В части производства продовольствия у Алтайского края есть серьезные конкуренты в европейской России, поэтому «наш рынок – это Дальний Восток», считает Назарчук. При неоднозначном отношении к созданию госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, он надеется, что государство «возьмется за создание транспортной инфраструктуры», и это свяжет Алтайский край со странами Азиатско-тихоокеанского региона.

По мнению руководителя исполкома региональной организации «Справедливой России» Вячеслава Вакаева, для транспортировки алтайского продовольствия водным путем нужен зерновой терминал не только во Владивостоке, но и Салехарде. Это дало бы возможность перевозить продукцию по Оби, а далее морским путем, как на восток, так и на запад.

Бренд «Алтай» воспринимается положительно, ассоциируется с экологической чистотой, качеством продукции, к «сделано на Алтае» больше доверия, чем к «сделано в Китае», говорит профессор, доктор исторических наук Юрий Чернышов. По его мнению, это конкурентное преимущество Алтайского края, которое нужно использовать для продвижения сельхозпродукции на восток России.

«Алтайский край – кормилец», — так сформулировала его призвание Надежда Скалон. Но для того, чтобы эффективнее играть эту роль, региону нужно активнее развивать животноводство. В крае есть все условия для этого, в частности, богатая кормовая база. А в стране наблюдается серьезный дефицит мяса. Так, по словам Александра Назарчука, 60% говядины, идущей на переработку, — импортная.

Но Алтайский край может обеспечивать восток России не только продовольствием. В Барнауле есть завод геологоразведочного оборудования, которое, безусловно, понадобится при дальнейшей разработке природных ресурсов. В крае развивается производство БАДов и лекарств. Практически все участники «круглого стола» отметили, что Алтай может стать местом для расселения пенсионеров из неблагополучных в экологическом плане регионов, местом массового летнего отдыха детей, своего рода сибирским Артеком/

Фото Евгении Савиной.

____________________________________________

Алтайские эксперты: за планами президента по развитию Сибири и Дальнего Востока скрывается «распечатывание кладовой» и единоличный контроль за 60% России, но Алтайский край на этой волне может получить свои выгоды.

Будущее Алтайского края в контексте форсированной государственной политики по развитию Сибири и Дальнего Востока стало темой круглого стола, прошедшего 17 июля в Барнауле.

Развитие Востока России в последнее время называется в числе главных приоритетов государственной политики — создается особое министерство в правительстве, разрабатывается профильная госкомпания и федеральный закон. В течение 30 лет предполагается вложить до 32 трлн рублей в освоение девяти территорий Дальнего Востока и двух территорий Восточной Сибири. Про Алтайский край в этом контексте не говорится ни слова — в отличие от республики Алтай, которая фигурирует в ФЗ «О развитии Сибири и Дальнего Востока». Представители алтайских политических кругов и научного сообщества сошлись во мнении, что подобная госкорпорация создается исключительно для «распечатывания кладовой» — максимального использования сибирских и дальневосточных природных ресурсов при участии быстро развивающегося Китая. Этим объясняется, почему разработчиков на заинтересовал небогатый недрами Алтайский край. Тем не менее государственные планы не могут не сказаться на нем как на соседе и деловом партнере восточных территорий. Выиграет от этого Алтайский край или поиграет — своим мнением поделились собравшиеся за круглым столом.

Экс-министр сельского хозяйства России Александр Назарчук, долгое время возглавлявший Алтайское краевое законодательное собрание, выразил недоумение, почему Владимир Путин в июле 2010 года подписал распоряжение «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», а теперь снова поручил правительству разработку аналогичного документа.

«Разрабатываемая госкорпорация освобождена от всех законов и подчиняется только президенту. Такое ручное управление одного человека допустить в государстве невозможно. Это будет последняя страница России», — высказался г-н Назарчук, отметив что от созданного министерства по развитию ДВ во главе с Виктором Ишаевым пока ни одного серьезного предложения в правительство РФ не поступило.

По словам Александра Назарчука, согласно ранее подписанной стратегии, которую никто не отменял, Сибирь разделена на два пояса, где каждому региону отводится своя роль. Для Алтайского края, входящего в Южный пояс, верно намечена роль сервисного центра по обслуживанию Северного пояса. На фоне бедности края углеводородными природными ресурсами и слабости туристической сферы, единственной перспективой экономического развития, по его мнению, остается поставка продовольствия в другие регионы, и в первую очередь, на Дальний Восток.

«До 1990 года Алтайский край обеспечивал продовольствием население от Свердловска до Магадана, — напомнил бывший министр сельского хозяйства России. — В рамках развития Сибири и госкорпорации нам ничего не светит. Исходить надо из того, что имеем мы и чего нет в мире. Пашни, больше чем в Алтайском крае, нет. Если мы будем производить зерно и будет рынок потребления, то будет всё. Надо, чтобы алтайская продукция нашла потребителя…»

Как отметил завкафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета политолог Юрий Чернышов, «по идее, создание мощной корпорации для такой огромной территории поможет эффективно выстроить инфраструктуру регионов по единому плану. Но это если бы чиновники были идеально честными, у нас же такие проекты часто оборачиваются роспилом… И представители местных элит в тех регионах строят иллюзии, что они что-то выиграют. Они в этом проекте будут только мешать и потеряют те привилегии, которые имеют сейчас».

По мнению руководителя аппарата реготделения партии «Справедливая Россия» Владислава Вакаева, проект госкорпорации, как и многие другие, это «симулякр власти, который она генерирует в преддверие выборов, чтобы забыть об этом уже на следующий день», однако и «на его волне мы можем что-то получить. Помните, как в цикле рассказов про Аляску Джека Лондона наибольшую прибыль получили не золотодобытчики, а те, кто обеспечивал их снабжение». Помимо выхода на зерновые терминалы Владивостока и Салехарда, обеспечения восточных соседей продовольствием, геолого-разведочным оборудованием, лекарствами и БАДами, Владислав Вакаев отметил рекреационные возможности края.

«По климатическим условиям это идеальное место для вывоза сюда пожилых людей, для отдыха детей. Есть проекты создать чуть ли не Сибирский «Артек» на территории Алтайского края, чтобы дети со всей Сибири и Дальнего Востока могли отдыхать, оздоравливаться и получать интересные знания…», — сказал справедливоросс.

Заведующего кафедрой региональной экономики и управления АлтГУ Валерия Мищенко, по его словам, посетила идея сотрудничества с Восточной Сибирью в плане развития туризма, а именно — организация совместных путешествий по Байкалу, Алтайскому краю и Горному Алтаю. При этом посетившие одно из этих направлений могли бы получать льготы на поездку в другие. Однако «частной структуре будет трудно это реализовать», отметил г-н Мищенко. Также по его словам новое освоение Дальнего Востока могло бы стать довольно успешным приложением труда квалифицированных рабочих и инженеров, которые не могут устроиться в Барнауле, других городах Алтайского края и Западной Сибири и уже сейчас начинают ездить работать на предприятия Восточной Сибири.