Дергачева В.Е. «Монументальная» политика США в столичном регионе (на примере Vietnam Veterans Memorial)

Dergacheva V.Ye. “Monumental” US Policy in the Capital Region (on the Example of the Vietnam Veterans Memorial)

Сведения об авторе. Дергачева Влада Евгеньевна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Аннотация. В данной статье рассматривается «монументальная» политика США в столичном регионе на примере Мемориала ветеранов Вьетнама (Vietnam Veterans Memorial). Автор делает попытку выявить основные векторы «монументальной» политики США в отношении Вьетнамской войны. В статье также уделяется внимание характеристике двух уровней реализации «монументальной» политики: региональному и федеральному. Рассматривается место Вьетнамской войны как в политике памяти, так и в «монументальной» политике США. Даётся характеристика символического пространства Мемориала ветеранов Вьетнама. Анализируется значение отдельных монументальных объектов мемориального комплекса для общего символического посыла и коммеморативной значимости. Рассматриваются оценки и дискуссии вокруг сюжетов и символов, используемых при мемориализации событий Вьетнамской войны. Автор рассматривает отличительные особенности символического пространства американской «монументальной» политики в отношении Вьетнамской войны. В статье делается попытка выявить общее и частное в контексте реализации американской «монументальной» политики в отношении вьетнамских событий на региональном и федеральном уровнях.
Ключевые слова: монументы, Мемориал ветеранов Вьетнама, «монументальная» политика, Вьетнамская война, политика памяти.

Abstract. This article examines the «monumental» policy of the United States in the capital region on the example of the Vietnam Veterans Memorial. The author makes an attempt to identify the main vectors of the US “monumental” policy towards the Vietnam War. The article also pays attention to the characteristics of the two levels of implementation of the “monumental” policy: regional and federal. The place of the Vietnam War is considered both in the memory politics and in the “monumental” policy of the United States. The characteristic of the symbolic space of the Vietnam Veterans Memorial is given. The significance of individual monumental objects of the memorial complex for the general symbolic message and commemorative significance is analyzed. The assessments and discussions around the plots and symbols used in memorializing the events of the Vietnam War are considered. The author examines the distinctive features of the symbolic space of the American «monumental» policy in relation to the Vietnam War. The article attempts to identify the general and particular in the context of the implementation of the American “monumental” policy regarding the Vietnamese events at the regional and federal levels.

 

«Монументальная» политика США в столичном регионе (на примере Vietnam Veterans Memorial)

Вьетнамская война оставила трагический след в американской истории и общественном сознании. Важную роль в завершении для США данного конфликта сыграли антивоенные движения. Именно постоянная критика со стороны американской общественности бессмысленности американских потерь на чужой территории, различные митинги и протестные шествия побудили правительство свернуть участие США в данном конфликте. По причине резонансного характера Вьетнамской войны и того травматического опыта, который данный конфликт оставил американскому обществу, он был встроен в американский исторический нарратив посредством политики памяти и её монументальных аспектов особым образом.
В данной статье рассматривается Мемориал ветеранов Вьетнама (Vietnam Veterans Memorial), на примере которого делается попытка как проследить тенденцию «монументальной» политики США в отношении Вьетнамской войны, так и выявить специфические особенности «монументальной» политики США в столичном регионе.
«Монументальная» политика памяти, её дефиниции, инструменты и место в общем концепте символической политики рассматриваются в работах таких отечественных исследователей, как В.А. Ачкасов [1], В.Н. Ефремова [2], М.А. Липман [3], О.Ю. Малинова [4] и таких зарубежных исследователей, как А. Ассман [5], Дж. Джонсон [6], Т. Клак [7], И. Мур [8] и др. Недостаточно изучена как сама тема «монументальной» политики, так и значение монументальных объектов для мемориализации событий Вьетнамской войны как отдельного сюжета.
Целью проводимой политики памяти США на современном этапе относительно Вьетнамской войны не является переосмысление или переоценка её причин, итогов и последствий, так как эта ревизия может напомнить о трагических вьетнамских событиях и затронуть исторический нарратив США относительно всего идеологического противостояния периода «холодной войны». США необходимо создать определённые коммеморативные и мемориальные рамки рассматриваемого конфликта для его благополучного встраивания в актуальную повестку проводимой политики памяти.
Рассматривая американскую «монументальную» политику, стоит учитывать тот факт, что она имеет свою специфику по крайней мере на двух уровнях реализации: региональном и федеральном. В рамках данной статьи на примере Мемориала ветеранов Вьетнама будет рассматриваться федеральный уровень реализации «монументальной» политики США в столичном регионе.
Монументальные объекты, установленные в Вашингтоне, увековечивают память известных людей, внёсших большой вклад в американскую историю: учёные, военачальники, политики, президенты. И такая тенденция наблюдается в большинстве стран, когда в столице располагаются памятники выдающимся историческим личностям. Также в столицах устанавливаются памятники павшим, имеющие характерные особенности организации мемориального пространства.
В Вашингтоне при увековечивании памяти павших зачастую возводятся не отдельные монументы, а целые мемориальные комплексы. Если говорить об организации мемориального пространства комплексов, следует отметить, что они часто представляют собой целые парки. Эти комплексы также отличаются монументальностью и масштабностью. Так как они расположены в столице, то и спроектированы они таким образом, чтобы вписываться в столичный архитектурный ансамбль. Кроме рассматриваемого мемориала в пример можно привести Мемориал ветеранов Корейской войны [9], Национальный мемориал ветеранов Второй мировой войны [10] и т.д. Кроме центрального элемента, кенотафа и вечного огня, которые являются неотъемлемыми элементами такого вида мемориалов, на территории комплексов иногда располагаются фонтаны и небольшие бассейны.
Рассмотренные характеристики присущи федеральному уровню «монументальной» политики не только США, но и других стран. Подобную организацию столичного мемориального пространства можно наблюдать во многих европейских странах. Основные отличия заключаются в определённых символах, которые в каждой стране имеют свои особенности, связанные с историей и коммеморативной значимостью конфликта, а также с культурными и национальными особенностями страны. Например, одними из характерных символов российских мемориалов в память о ветеранах Афганской войны являются чёрный тюльпан и часовня.
Один из самых известных и почитаемых на государственном уровне мемориальных комплексов, посвящённых Вьетнамской войне, был возведён в 1982 г. и находится в Вашингтоне, в Садах Конституции. Основу Мемориала ветеранов Вьетнама составляет чёрная гранитная стена, которая конструктивно представляет собой две стены, соединённые в V-образной форме. На мемориальной стене выгравированы имена всех американских военнослужащих, погибших или пропавших без вести во время конфликта [11].
Инициатива строительства мемориала и его дизайн вызвали множество разногласий. Некоторые считали, что деньги на строительство мемориала было бы лучше потратить на оказание услуг ветеранам, в которых они нуждались. Однако открытый конкурс на лучший проект мемориального комплекса всё же был объявлен. Обойдя 1420 проектов, победу одержала студентка Йельского университета Майя Лин [12]. После ознакомления с проектом нового мемориала многие раскритиковали черные стены и идею расположения будущей мемориальной стены ниже уровня земли. Также проект Майи Лин не содержал традиционных символов, чествующих служение, отвагу и жертву. После споров и дебатов компромисс всё-таки был найден с перспективой добавления в дальнейшем других мемориальных объектов рядом с гранитной стеной.
Архитектор Майя Лин так описывает концепцию мемориала: «Когда вы идете по парку, мемориал выглядит как трещина в земле. Сама стена кажется бесконечной, а имена, выгравированные на стене, передают ощущение подавляющего числа и объединяют погибших солдат в единое целое» [12].
На примере данного мемориала можно увидеть те символы и сюжеты, которые являются центральными при мемориализации событий Вьетнамской войны в памятниках и монументах в столичном регионе. Посредством дизайна мемориала и других символических средств архитектор хотела передать отношение американского общества к событиям Вьетнамской войны. Через черный цвет и расположение стены (как «трещины» в земле) архитектор постаралась передать скорбь американского общества по погибшим во Вьетнаме.
Следует сказать, что некоторые общественные деятели и политики, отстаивающие точку зрения о победоносном характере американских кампаний и главенствующем победоносном историческом нарративе, ещё на стадии планирования концепции мемориала подвергли критике и архитектора, и будущий монументальный объект. Критиковался и черный цвет мемориальной стены, и идея её расположения ниже уровня земли. В газете New York Times вышла статья юриста Пентагона и ветерана Вьетнамской войны Тома Кархарта, в которой он раскритиковал отсутствие в мемориале героических символов и акцентирование внимания на «стыде и горе» [13]. Том Кархарт так описывает своё отношение к проекту мемориала Майи Лин: «Я считаю, что проект мемориала, выбранный на открытом конкурсе, явно оскорбляет жертвы, принесенные за свою страну всеми ветеранами Вьетнама. Этим мы запомнимся: черная пропасть стыда и печали, врезанная в национальный облик» [13]. К дискуссии также присоединились борцы за равные права, которые раскритиковали оппонентов монумента. После споров и дебатов компромисс всё-таки был найден с перспективой добавления в дальнейшем других мемориальных объектов рядом с гранитной стеной.
В 1984 г., через два года после открытия мемориала, к нему была добавлена статуя «Три солдата», чтобы дополнить его и предложить альтернативный мемориал для критиков, которым не нравился «нетрадиционный» дизайн мемориальной стены [14]. Монумент «Три солдата» призван продемонстрировать разнородный состав вооруженных сил США периода Вьетнамской войны. Желая изобразить различные этнические группы, сражавшиеся на войне, скульптор Фредерик Харт намеренно создал статуи солдат с учетом разных рас: европеоид, афроамериканец и латиноамериканец.
Посетители мемориала могут видеть единство статуи и стены. Солдаты, кажется, смотрят на стену, словно ищут имена своих павших товарищей. Монумент Ф. Харта был размещен на некотором расстоянии от мемориальной стены, чтобы минимизировать влияние на ее дизайн. Фигура афроамериканца в мемориале «Три солдата» стала первым мемориальным объектом с изображением афроамериканца на Национальной аллее в Вашингтоне, что также активизировало дискуссии среди американского общества. Позже к мемориальному комплексу были ещё добавлены: Мемориал Вьетнамских женщин в 1993 г. [15] и Мемориальная доска памяти в 2004 г. [16].
США понесли большие человеческие потери во Вьетнамской войне и, по сути, проиграли в данном конфликте. Для США достаточно легко актуализировать память и проводить коммеморативные мероприятия в отношении событий американской истории, которые являются предметом гордости. Намного сложнее встроить в исторический нарратив память о таком конфликте, как Вьетнамская война. Пытаясь не активизировать новые дискуссии, чтобы не «открывать» печальные страницы истории, американское общество всё же инициировало некий диспут в отношении характера мемориализации событий Вьетнамской войны, что характеризует данный конфликт как актуальный и не переосмысленный на протяжении десятилетий травматический опыт поражения. Вьетнамская война является примером встраивания в исторический нарратив посредством политики памяти события, которое носит трагический характер. Один из самых значимых монументальных объектов, посвящённых Вьетнамской войне, своим дизайном призван продемонстрировать масштабность американских потерь в данном конфликте, гордость за подвиг солдат и почитание их заслуг и памяти.
Говоря об общих и частных моментах в контексте реализации «монументальной» политики США на столичном и региональном уровнях (примером регионального памятники может служить Мемориал Р. Андерсону в Гринвилле) [17], следует акцентировать внимание на следующих тезисах. Чаще всего мемориалы в столице и крупных городах США находятся там по причине статуса увековеченных личностей, а мемориалы в провинциальных городах штатов находятся там по причине причастности увековеченной фигуры к данному месту. Памятники и мемориалы, находящиеся в Вашингтоне, спроектированы очень оригинально и выглядят масштабно, что не резонирует с архитектурным ансамблем столицы. Также в столице и крупных городах большинство памятников посвящено ключевым фигурам американской истории. Региональные же мемориалы выполнены в сдержанном стиле. Их возводят, чтобы увековечить память, например, о герое-земляке и с целью патриотического воспитания. Следует сказать, что символическое пространство Вьетнамской войны в США на региональном и федеральном уровнях имеет одни и те же центральные символы. Однако рассматриваемый монументальный объект немного не соответствует символической «повестке» памятников подобного типа, так как не имеет традиционных символов воинской доблести, характерных для американского мемориального пространства.

Библиографический список

1. Ачкасов В.А. «Политика памяти» как инструмент конструирования постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 4 (69). С. 106–123.
2. Ефремова В.Н. О некоторых теоретических особенностях исследования символической политики // Символическая политика. М., 2015. Вып. 3: Политические функции мифов. С. 50–65.
3. Липман М.А. Пантеон национальных героев как элемент символической политики // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе: сборник статей / под ред. Лапина В.В. и Миллера А.И. СПб., 2021. URL: https://www.colta.ru/articles/specials/24756-mariya-lipman-panteon-natsionalnyh-geroev-simvolicheskaya-politika
4. Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. М., 2019. С. 285–312.
5. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М., 2014.
6. Johnson J.E. Monumental Politics: Regime Type and Public Memory in Post-Communist States // Post-Soviet Affairs. 2013. № 27(3). P. 269–288.
7. Clack T. Thinking through Memoryscapes: Symbolic Environmental Potency on Mount Kilimanjaro. Tanzania // Academia. URL: https://www.academia.edu/1395639/Thinking_Through_Memoryscapes_Symbolic_Environmental_Potency_on_Mount_Kilimanjaro_Tanzania
8. Moor I. Vilnius Memoryscape: Razing and Raising of Monuments, Collective Memory and National Identity // Linguistic Landscape an International Journal. 2019. № 5(3). P. 248–280.
9. The Korean War Veterans Memorial // Korean War Veterans Memorial Foundation. URL: https://koreanwarvetsmemorial.org/design/
10. Service, Sacrifice, Unity, and Victory // World War II Memorial (U.S. National Park Service). URL: https://www.nps.gov/wwii/index.htm
11. How Are the Names Arranged // Vietnam Veterans Memorial Fund. URL: https://www.vvmf.org/about-vvmf/FAQs
12. History of the Vietnam Veterans Memorial // Vietnam Veterans Memorial Fund. URL: https://www.vvmf.org/About-The-Wall/history-of-the-vietnam-veterans-memorial/
13. Carhart T. Insulting Vietnam Vets // New York Times. 1981. URL: https://www.nytimes.com/1981/10/24/opinion/insulting-vietnam-vets.html?searchResultPosition=1
14. Vietnam Veterans Memorial, Three Soldiers // Histories of the National Mall. URL: http://mallhistory.org/items/show/64
15. Schmitt E. A Belated Salute to the Women Who Served // New York Times. 1993. URL: https://www.nytimes.com/1993/11/12/us/a-belated-salute-to-the-women-who-served.html
16. The Vietnam War in Memory Memorial Plaque Project // Memory Plaque Project Gateway Page. URL: http://www.vietnamproject.ttu.edu/inmemory/vietwarmem/plaque2.htm
17. Дергачева В.Е. Мемориал Р. Андерсону в Гринвилле (к вопросу о соотношении национальной и региональной «монументальной» политики в США // Дневник Алтайской школы политических исследований № 37. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Формирование региональной идентичности и политика исторической памяти): сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул, 2021. C. 75–82. URL: http://ashpi.asu.ru/ic/?p=18755