Письменская Е.Б, Скоробогатых И.И. Народные художественные промыслы — возможность для развития экономики и несырьевого экспорта

Pismenskaya E.B., Skorobogatykh I.I. Folk art Crafts — an Opportunity for the Development of the Economy and Non-Primary Export

Сведения об авторе. Письменская Елена Борисовна, к.ф.-м.н., генеральный директор Kids Fashion Retail, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр креативных индустрий, г. Москва; Скоробогатых Ирина Ивановна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва.

Аннотация. Народные художественные промыслы имеют богатую историю развития. Зародившиеся в местах бытования народа в 90-х годах XIX века народные художественные промысла были активно поддержаны сначала частными меценатами, затем государственной политикой, и составляли одну из развивающихся отраслей, узнаваемых и востребованных за рубежом. В то же время современное состояние отрасли вызывает необходимость ее серьезной трансформации и поддержки, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Потенциал данной отрасли велик, несмотря на небольшой объем рынка и постоянное снижение объемов продаж в последнее время. В данной работе рассматриваются направления и программы, которые позволят развивать народные художественные промыслы и как самостоятельный раздел рынка и в качестве коллабораций с другими отраслями, такими как туризм, легкая промышленность, товары народного потребления, образование, поскольку, обладая уникальным российским кодом, народное художественные промыслы помогут и другим отраслям разработать уникальные и востребованные продукты, которые будут пользоваться повышенным интересом со стороны иностранных потребителей, как это уже было в прошлом столетии.
Ключевые слова: народные художественные промыслы, российские дизайнеры, мода, несырьевой экспорт, культурная уникальность, развитие регионов.

Abstract. Folk arts and crafts have a rich history of development. Born in the 90s of the 19th century, Folk arts and crafts were actively supported first by private patrons, then by state policy, and constituted one of the developing industries recognizable and in demand abroad. At the same time, the current state of the industry calls for its serious transformation and support, both from the state and from private investors. The potential of this industry is great, despite the small size of the market and the constant decline in sales in recent years. This article about programs of the development of folk arts and crafts both as an independent section of the market and as collaborations with other industries, such as tourism, light industry, consumer goods, education, since having a unique Russian code, folk arts and crafts will help and other industries to develop unique and in-demand products that will enjoy increased interest from foreign consumers, as has already been the case in the last century.
Keywords: folk art crafts, Russian designers, fashion, non-commodity exports, cultural uniqueness, regional development.

 

Народные художественные промыслы — возможность для развития экономики и несырьевого экспорта


Введение
Большой интерес ко всему русскому и в том числе к русским народным промыслам в начале XIX века был вызван победой в Отечественной войне 1812 года, и в связи с этим повышенным интересом к России и ее творчеству и товарам [1] Советская республика уже в 1927 году поняла, что народные художественные промыслы востребованы за рубежом и их экспорт позволяет пополнять бюджет иностранной валютой [2]. В период Великой Отечественной войны мастеров Федоскинской миниатюры отзывали с фронта для того, чтобы они на предприятиях создавали изделия, которые шли на экспорт [3]. В период 1950–1990-х годов отрасль народных художественных промыслов активно поддерживалась государством, функционировало большое количество училищ и ВУЗов, готовивших специалистов [4]. После 90-х годов, согласно официальным данным, было ликвидировано более 140 фабрик, а те, которые остались, сократили производство более чем в 15 раз [5]. По оценкам Минпромторга РФ за 30 лет страна лишилась более 200 промыслов [6].
В настоящее время годовой оборот отрасли составляет всего приблизительно 7,8 млрд руб [7]. На долю экспорта приходится менее 1%. Кроме того, характерны следующие проблемы:
• Отсутствие налаженных рынков сбыта.
До 90-х годов прошлого столетия отрасль НХП работала на государственный заказ. Далее была система оптовых посредников, которые скупали у мастеров изделия и продавали их на специализированных рынках или иностранным компаниям. Сейчас отдельные мастера и фабрики имеют сложности с продажами: растущий онлайн-рынок они пока не освоили, старые каналы продаж сократились. На розничные магазины в туристических местах сильно повлиял COVID-19 — поток туристов сократился и, соответственно, сократились продажи. Хорошо развитой онлайн-площадки для товаров народных художественных промыслов пока нет. На Wildberries продаются в основном дешевые товары, на LavkaMasterov нет хорошего трафика и, как следствие, низкие продажи, Ebay и Etsy не доступны сейчас для российских поставщиков.
• Деградация художественного уровня выпускаемой̆ продукции.
Это связано с несколькими причинами. Первая: снижение покупательской способности. Средняя стоимость туристического сувенира, который готовы приобрести туристы — 300 рублей. В целях удешевления товара некоторыми предприятиями и частными мастерами не соблюдаются традиционные технологии. Вторая причина: устаревшее техническое оснащение: свыше 60% предприятий нуждаются в обновлении оборудования [7].
• Происходит старение специалистов.
Средний возраст мастеров 50 лет. Много училищ и техникумов закрылось. Большинство выпускников профильных вузов не работают по специальности по причине низких зарплат (в среднем не выше 20 тыс. руб.) [8]. Одно из решений этой̆ проблемы — привлечение в отрасль НХП работающих на дому мастеров-индивидуалов, женщин с детьми, домохозяек, людей̆ с ограниченными возможностями, однако есть риск снижения уровня изготовляемой продукции.
• Разобщенность в отрасли и нарушение кооперации
Сильная разобщенность и конфликт между фабриками и частными мастерами наблюдались практически на каждом предприятии, которое мы посетили и где смогли пообщаться с мастерами, администраторами. Мастера предпочитают брать заказы лично, чтобы оплата за работу для них была выше: если мастер выполняет заказ, принятый от фабрики, то он получает только 30% от стоимости, оплаченной конечным клиентом. Это является конфликтным моментом между фабриками и мастерами. Фабрики следят, чтобы мастера работали с заказами легально. Для этого ставят камеры в залах и мастерских. Мастера, в свою очередь, стараются переключить клиента на личные заказы и работать на дому, как частный мастер. Однако искать клиентов они не умеют, поэтому несколько месяцев работают на дому, потом заказы заканчиваются, и они на пару месяцев устраиваются на фабрику, чтобы получать минимальную зарплату — примерно 15000 рублей — и получить клиента на следующие заказы.
• Широкое распространение контрафактной продукции
Традиционные производители вынуждены конкурировать с типовой промышленной продукцией со схожим дизайнерским решением, выпущенной̆ преимущественно в Китае [9]. Туристические магазины заказывают товар, который востребован туристами, а они в свою очередь хотят покупать товар недорогой: как уже говорилось выше, 300 рублей — та сумма, которую средний российский турист готов потратить на сувениры по опросам потребителей.
Цели исследования — рассмотрение отрасли народных художественных промыслов с точки зрения потенциала развития, как самостоятельной отрасли, так и возможных ее интеграций с другими отраслями, а также оценка возможных путей возрождения и анализ текущей деятельности по развитию рынка народных художественных промыслов.
Методы. Исследование статей, аналитических отчетов и мер поддержки отрасли, посещение предприятий и беседа с сотрудниками фабрик народных художественных промыслов. Анализ коллабораций современных дизайнеров и народных художественных промыслов.
Результаты
Народные художественные промыслы всегда имели двойной смысл: с одной стороны, они относится к декоративно-прикладному искусству, с другой стороны — к промышленному производству товаров народного потребления. По мнению генерального директора Института территориального маркетинга и брендинга А. Стася, существуют три сценария развития российской отрасли НХП — экономический, историко-культурный и смешанный [10]:
Экономический основывается на развитии промышленности и технологий, применении новых материалов. Это позволит повысить практичность и современность выпускаемой продукции. При этом сохранение элементов узнаваемого дизайна будет способствовать популяризации типичных элементов дизайна, что позволит подчеркнуть индивидуальность в условиях массового распространения однотипных товаров. Однако, при развитии данного сценария высока вероятность удешевления продукции и сокращения ручной работы, а также потеря уникальных мастеров и их методик.
Культурно-креативный — смешанное развитие. По данному сценарию предполагается выделить культурное достояние и поддерживать его с помощью государственных программ: предполагается не только финансирование, но и госзаказы, например, сохранение уникальных ремесел и передача мастерства от профессионалов к ученикам, организация выставок и заказ производства данной продукции небольшими тиражами для подарков, презентаций и выставок. Друную часть народных промыслов, можно выделить в промышленную отрасль и развивать ее, опираясь на новые технологии, снижение себестоимости и рыночный спрос.
Историко-культурный (экономика — не определяющий фактор). Данный сценарий предполагает регулирование только культурной составляющей и передача ее в Минкульт РФ как части культурного наследия.
Представители отрасли НХП склоняются к выбору комплексного сценария, который̆ позволяет сохранить традиции и создавать прибыль, тем самым обеспечив прочные позиции предприятиям НХП.
В настоящее время работа по развитию народных художественных промыслов ведется по следующим направлениям:
1. Меценатство. К этому виду поддержки и развития относится покупка и развитие фабрики «Крестецкая строчка» [11], а также покупка АФК «Системой» 37,5% акций завода «Гжель» [12].
Однако данное направление пока имеет низкую активность, отмечается низкая заинтересованность частных инвесторов к отрасли народных художественных промыслов. С точки зрения финансовой поддержки основную поддержку отрасль получает от государства. После низкого интереса государственной власти к отрасли народных художественных промыслов в 1990-х — 2010-х годов сейчас финансирование государства возрастает.
2. Коллаборации. Это один из развитых вариантов интеграции народных художественных промыслов в современную промышленную индустрию.
Популярным дизайнером, который интегрировал народные промыслы в современную моду, был Денис Семачев, он использовал узнаваемый рисунок «Хохломской росписи». Традиционно в своих коллекциях использует народные художественные промыслы российский дизайнер Ульяна Сергиенко, причем в отличии от Дениса Семачева, Ульяна не просто использует узнаваемые элементы, а обращается к фабрикам для создания элементов дизайна по их технологиям. Так, еоллекцию «Весна–лето» 2022 года, Ульяна создала в сотрудничестве с фабрикой «Елецкое кружево» [13].
Элементы народных художественных промыслов используют в своих коллекциях дизайнеры взрослых брендов Алена Ахмадулина, Сергей Сысоев, Юлия Герасимова, Варвара Зенина и многие другие [14].
В коллаборация, которая была инициирована компанией Global Rus Trade и ее учредителем Анной Нестеровой, были разработаны и произведены наручные часы — на московском заводе «Полет», с привлечением специалистов г Палеха, которые расписывали циферблаты часов с учетом технологий создания Палехской миниатюры [14].
3. Туризм и развлекательно-познавательный контент. Это одна из наиболее развивающихся и инвестиционных отраслей народного хозяйства. Например, инвестиции в туристический комплекс «Клинское подворье» [15] включают реконструкцию гостиницы, современную развитую инфраструктуру, благоустройство прилегающих территорий, музей, мастер-классы и театр для детей.
Создание туристического кластера «Хрустальный город» в г. Дятьково Брянской области привлекло инвестиции в размере полутора миллиардов рублей [16] и позволило создать гостиничный, музейный комплекс и. в рамках реконструкции храма «Неопалимая Купина», создать уникальный хрустальный иконостас. Данный проект реализован в рамках Стратегии развития туризма в РФ [17].
Создание туристических зон в местах функционирования народных промыслов придает туристической местности уникальность и тематическую направленность.
Межрегиональный культурно-познавательный проект «Узоры городов России» объединяет одиннадцать субъектов Российской Федерации, разработано сорок маршрутов, направленных на изучение истории и традиций народов России, включающих посещение мест традиционного бытования народных промыслов и ремесел. В центральной части РФ популярны туры на предприятия, знакомящие с технологией и продукцией промыслов: федоскинская и палехская лаковая миниатюрная живопись, жостовкские декоративные подносы, гжельская керамика. «Нижегородское Золотое кольцо народных промыслов и ремесел» знакомит с росписью по дереву, в основном, хохломской и городецкой, резьбой по дереву.
Важно отметить взаимный эффект: развитие туризма влечет за собой развитие народных художественных промыслов, которые способствуют расширению производства и продажи сувенирной продукции.
4. Образование. Для развития творческого потенциала личности, организации досуга для детей и взрослых, а также воспитания любви к родному искусству создаются художественные курсы, проводятся мастер-классы при музеях и фабриках, проводятся конкурсы и выставки [18].
В рамках Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года по инициативе двух общественных организаций — Ассоциации участников рынка артиндустрии и Национального союза народных художественных промыслов — при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ был разработан учебно-методический комплект «Набор учителя „Достояние России. Народные художественные промыслы“».
Данные комплекты по изучению народных художественных промыслов предназначены для дошкольных учебных заведений, которые позволят познакомить детей с народным искусством и помогут их нравственному и патриотическому воспитанию, изучению истории и культурных традиций. Важным в данных комплектах, как считают авторы, является то, что они учат детей воспринимать народное творчество не как историю, а как традицию, сохранившуюся до сих пор [19].
5. Популяризация.
Одной из организаций, занимающихся популяризацией художественных промыслов, является агентство RusTrend, основной задачей которого является организация мероприятий с дальнейшим пиаром. Например, в сентябре 2021 года было проведено мероприятие «Презентация “beauty box”» (коробочки с косметикой) от известного стилиста Елены Крыгиной. Мероприятие проходило в виде мастер-класса с участием медийных лиц, которые расписывали коробочки в стиле «жостовской росписи». Затем это мероприятие широко освещалось в прессе, размещались фотографии расписанных коробочек и упоминались народные промыслы, совместно с популярными артистами [20].
Еще одним важным мероприятием по популяризации народных промыслов, является выставка «Ладья», которая проходит два раза в год в Экспоцентре на Красной Пресне. Выставка поддерживается Минпромторгом и широко освещается в прессе. В целом, все вышеописанные действия оказывают влияние на популяризацию народных промыслов.

Библиографический список

1. Макарова Е.В. Культурно-исторический анализ развития народных художественных промыслов в России // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-istoricheskiy-analiz-razvitiya-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-v-rossii/viewer
2. Лебедев С.В. Абрамцевский кружок: продолжим ли мы прерванный полет? // Традиционное прикладное искусство и образование. 2014. №2 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/abramtsevskiy-kruzhok-prodolzhim-li-my-prervannyy-polet
3. Федоскинская лаковая миниатюра и музей народных художественных промыслов в Федоскино URL: https://anashina.com/fedoskinskaya-lakovaya-miniatura
4. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1975 года №570 О развитии народных художественных промыслов в РСФСР. URL:
https://docs.cntd.ru/document/765728949
5. Ниналалова Л.Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения // РППЭ. 2013. №3 (37). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/g-osudarstvennaya-podderzhka-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-kak-osnova-ih-vozrozhdeniya
6. Тереньтев Д.В. За 30 постсоветских лет в России исчезло около 200 народных художественных промыслов // Аргументы недели. 2021. URL: https://argumenti.ru/society/2021/11/748191
7. Седых И. А. Рынок народных-художественных промыслов. 2021. URL: https://www.hse.ru/data/2021/09/15/1472121216/Рынок_народно-художественных_промыслов-2021.pdf
8. Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 г. // Минпромторг РФ.
9. Жигалова И.В. Направления совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере народных художественных промыслов России.// Юридическая наука. 2020. №1. С. 66-69.
10. Новая жизнь народных промыслов: стратегические развилки и возможности // Экспертный совет по малым территориям. 2019 URL: http://rusregions.com/wp-content/uploads/2019/09/promysly-platforma-v2.pdf?ysclid=l4gpq8jy87760100110
11. Скоробогатых И.И.: Развитие российских брендов народных художественных промыслов: результаты маркетингового исследования магистрантов (Кейс «Возрождение народного промысла „Крестецкая Строчка“») // Практическая направленность обучения и исследований в вузе : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Плехановский форум преподавателей». Декабрь 2018 г. / под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Н.И. Ивашковой. М., 2019. С. 167–175.
12. Партнером Сбербанка в покупке производителя гжели стала АФК «Система». 2019 // https://www.rbc.ru/business/25/12/2019/5e03aec19a794718e27bd74d?utm_source=application
13. Ulyana Sergeenko презентовали кутюрную коллекцию SS 2022: Елецкое кружево, дивы 20-х годов и первый в истории бренда мужской кутюр// URL: https://www.sobaka.ru/fashion/stuff/143427
14. Письменская Е.Б. Скоробогатых И.И. Народные художественные про-мыслы — трансформация в условиях современной экономики. Материалы XXV Международной научной конференции Мода и дизайн: исторический опыт — новейшие технологии. СПб., 2022. С. 529–534.
15. Губернатор подписал ряд соглашений с инвесторами в первый день ПМЭФ-2019 // URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/vorobev-vozglavil-delegaciyu-pravitelstva-podmoskovya-na-peterburgskom-ekonomicheskom-forume
16. В Дятькове за 1,5 млрд рублей проведут реконструкцию музея хрусталя. // Брянские новости. 10.12.2021. URL: https://www.bragazeta.ru/news/2021/12/10/v-dyatkove-unikalnyj-proekt-xrustalnyj-gorod-vypolnen-na-70-procentov/
17. Курилова Е.В., Радыгина Е.Г.. Субъекты народных художественных промыслов как туристические аттракторы территории. // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. №10. С. 210–217.
18. Методические рекомендации по популяризации народных художественных промыслов посредством системы дополнительного образования. // URL: http://dop.edu.ru/upload/file_api/7a/16/7a1633b7-3297-4121-9a6c-e0bf33c3f950.pdf
19. Егорова И.И. Знакомство детей с народными промыслами поможет их нравственному и патриотическому воспитанию. // Общероссийский народный фронт. 2.08.2018. URL: https://onf.ru/2018/08/02/egorova-znakomstvo-detey-s-narodnymi-promyslami-pomozhet-ih-nravstvennomu-i
20. Гавва Р.В., Ложкомоева Е.Н., Нечаева Т. В. Совершенствование, развитие и практическое применение различных маркетинговых технологий и инструментов по продвижению народных промыслов. // Вестник университета. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-razvitie-i-prakticheskoe-primenenie-razlichnyh-marketingovyh-tehnologiy-i-instrumentov-po-prodvizheniyu-narodnyh/viewer
21. Кадырова Г.М. Традиции мастерства и креативности — «Культурный код» российских территорий // Регионы России. Август 2019. URL: https://www.gosrf.ru/news/41386