Миловидов А.А. Об интеграции ЕАЭС в сфере пищевой промышленности и создании евразийского бренда

Milovidov A.A. On the Integration of the EAEU in the Food Industry and the Creation of a Eurasian Brand

Сведения об авторе: Миловидов Андрей Александрович, магистр в сфере международных отношений, г. Томск.

Аннотация: В статье рассматривается процесс интеграции в сфере пищевой промышленности в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Ситуация массового закрытия национальных границ, связанная сначала с пандемией, затем с событиями, происходящими с февраля 2022 года, особенно ясно дала понять, что обеспечение страны или группы стран товарами первой необходимости, в том числе продукцией пищевой промышленности, должно обеспечиваться более короткими цепями производства и доставки. Создание в рамках ЕАЭС общего рынка продукции пищевой промышленности должно снизить зависимость отдельных государств-членов от внешних поставок и тем самым обеспечить их продовольственную безопасность. Однако процесс интеграции предполагает передачу части своего суверенитета наднациональным органам. Попытаемся понять, готовы ли пойти на это государства-члены союза.

Ключевые слова: Евразийская интеграция, ЕАЭС, создание бренда, пищевая промышленность.

Abstract. The article examine the process of integration in the food industry of the EAEU. The situation of mass closure of national borders, first in the context of a pandemic, then with the events of February 2022, made it especially clear that the provision of a country or group of countries with essential goods, including food products, should be provided by shorter production and delivery chains. The creation of a common market for food products within the EAEU should reduce the dependence of individual member states on external supplies and thereby ensure their food security. However, the integration process involves the transfer of part of its sovereignty to supranational bodies, we will try to understand whether the member states of the union are ready to do this.

Keywords: Eurasian integration, EAEU, brand creation, food industry.

Сфера пищевой промышленности является одной из важнейших отраслей экономики государства. Задача этой сферы производства — обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми продуктами питания. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям на постсоветском пространстве в 1990-2000-х гг. трансформация пищевой промышленности происходила в крайне тяжелых экономических условиях. Либерализация внешнеэкономической деятельности, массированный импорт продовольствия и падение платежеспособного спроса значительной массы населения — все это ухудшило положение отрасли, оказавшейся неконкурентоспособной по отношению к импортному продовольствию.

Техническая база пищевой промышленности отстала от современных, по меркам 1990-х годов, требований. Основные производственные фонды отрасли были изношены физически наполовину, а морально — практически полностью. Все это усугублялось технологической отсталостью и финансовой неустойчивостью предприятий отрасли [1].

Начиная с 1994 года шел поиск оптимальных путей реализации предложенной президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым идеи евразийского союза государств. 10 октября 2000 г. в Астане главами государств (Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (вступил в силу 30 мая 2001 г.). В Договоре была заложена стратегия развития торгово-экономического сотрудничества.

В 2011 г. были приняты несколько технических регламентов, включая технические Регламенты Таможенного союза «О безопасности пищевой промышленности» и «О безопасности упаковки». Также в отдельную группу можно выделить технические регламенты о безопасности продукции по отраслям, которые принимались в период 2011-2018 гг.: О безопасности зерна, масложировой продукции, молочной продукции, овощей и фруктов, мяса и рыбы, табачной и алкогольной продукции.

Даже при согласованном комплексе обязательных стандартов, на сегодняшний день не вся продукция, производимая на территории государств-членов ЕАЭС, соответствует международным стандартам качества, сказывается технологическая отсталость на производстве. Также для полноценного обеспечения безопасности пищевой продукции этот аспект должен быть вынесен на наднациональный уровень и иметь инструменты воздействия как на производителей, так и на национальные государства. Однако Союз не имеет полномочий по обеспечению соблюдения или хотя бы оценки выполнения принятых нормативов. Система безопасности пищевых продуктов ЕАЭС представляет собой пять разных национальных систем, государство само должно проводить контроль. И это является проблемой, ведь у Союза нет даже механизма мониторинга и обеспечения безопасности.

 Проблемы интеграции в сфере пищевой промышленности в ЕАЭС.

ЕАЭС существует с 2015 г., за это время стали очевидны проблемы, которые тормозят развитие пищевой промышленности и интеграцию в указанной сфере. Некоторые из проблем сопровождают государства-члены еще с начала 1990-х гг., доставшись в наследство от СССР. Отсталость технической базы на производстве все еще является актуальной проблемой для пищевой промышленности всех государств-членов ЕАЭС. Эта отсталость приводит ко второй проблеме – конкуренции со стороны более эффективных пищевых отраслей третьих стран, которые производят более качественную и более дешевую продукцию.

Кроме того, интеграция в сфере пищевой промышленности осложняется таможенными инцидентами на совместных границах государств-членов. Несколько примеров этого явления приведены ниже.

Пример 1: совместная граница Казахстана и Кыргызстана реэкспорт.

Так, в марте 2020 г. на границе Казахстана и Кыргызстана в течение недели останавливали фуры и не пропускали, как заявляла казахстанская сторона, вид товаров, стоимость и количество которых не соответствовали заявленным в товаросопроводительных документах. Подобная ситуация случилась и в 2017 г. и в апреле 2019 г., тогда Казахстан усилил проверку грузовых автомобилей, заявив, что борется с контрабандой в соответствии с «требованиями Евразийского экономического союза» [2]. Основной причиной этих задержек на границе между странами по версии Казахстана является занижение Кыргызстаном показателей импорта из Китая и реэкспорта этих дешевых товаров в Казахстан [3].

Пример 2: Граница России и Республики Беларусь – политический фактор.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко часто поднимает вопрос о неравных условиях для реализации белорусских товаров в России и российских – в Беларуси. В 2014 г., после введения взаимных санкций Россией и ЕС, Белоруссия, по словам российской стороны, воспользовалась ситуацией и реэкспортировала мясомолочную продукцию и множество других видов продуктов из России в ЕС, а также реэкспортировала санкционные товары из ЕС в Россию [4].

Пример 3: Граница Казахстана и России – несоответствие качеству.

В период с 19 по 28 июля 2016 г. сотрудниками Управления Россельхознадзора по Оренбургской области на российско-казахстанской границе было выявлено и возвращено 13 автомобилей, в которых находились: 68,5 тонн арбузов, 4,5 тонны абрикосов, дынь 48 тонн, персики в количестве 12,5 тонн, 4,5 тонн репчатого лука, чеснока 19,8 тонн, 10 тонн сушеных абрикосов и 3 тонны винограда. Продукция предназначалась для продажи на территории Российской Федерации. Причиной возврата подкарантиной продукции стало отсутствие фитосанитарных сертификатов или их недостоверность [5].

Цели и задачи по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности

У каждой из стран-членов разработан свой документ, посвященный планам развития отрасли. В данных документах определены главные проблемы, которые необходимо решить: низкая конкурентоспособность товаров, технологическая отсталость производства, низкое качество сырья, неудобство некоторых логистических маршрутов и другие.

Евразийская экономическая Комиссия в своем «Обзоре производства продуктов питания, напитков и табачных изделий в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по его развитию в целях использования интеграционного потенциала Союза» [6] определила задачи и ряд мер, которые должны помочь в решении накопившихся проблем:

  1. Совместное развитие производства продукции пищевой отрасли, имеющей высокую долю импорта в потреблении других отраслей.
  2. Совместное развитие производства промежуточной продукции для пищевой промышленности, доля импорта которой преобладает над долей отечественной продукции.
  3. Повышение эффективности производства с/х продукции, являющейся сырьем для пищевой промышленности и имеющей высокую импортозависимость.
  4. Углубление переработки с/х сырья, имеющего положительный чистый экспорт в торговле
  5. Развитие в государствах-членах производства промежуточной продукции, потребляемой пищевой отраслью, для замещения ею аналогичной продукции третьих стран.

Реализация данных задач потребует вложения средств в слаборазвитые отрасли, слаженной работы при построении производственных цепочек. Сегодня в непростых экономических условиях трудно сказать, готовы ли правительства стран действительно пойти на такие шаги.  

 Перспективы интеграции в сфере пищевой промышленности в ЕАЭС.

Создание Евразийского бренда.

Проект создания и продвижения евразийских брендов важен, поскольку он не только станет дополнительной скрепой интеграции и снимет барьеры внутри ЕАЭС, но и даст определенные преференции местным производствам и промышленным кооперациям, сделав их более конкурентоспособными на внешних рынках [7]. Маркировку ЕАЭС можно назвать брендом, поскольку маркировку получают товары, попадающие под действие одного или нескольких технических регламентов ЕАЭС, что свидетельствует о соответствии качества продукта. Также под бренд ЕАЭС можно отнести товары, соответствующие качеству, производственные циклы которых находятся на территории нескольких стран-членов ЕАЭС. Совместное производство углубит интеграцию между государствами в сфере пищевой промышленности.

В этом разделе стоит упомянуть о «Европейском бренде». «Европейский бренд», как отдельная позиция в рейтинге «Anholt Nation Brands Index», еще в середине 2000-х занимал довольно высокие позиции. Причиной высокого рейтинга бренда Европы является скорее агрегированная ценность брендов стран, входящих в нее, чем высокая оценка Евросоюза как такового [8]. Поэтому при создании бренда «ЕАЭС» государствам-членам нужно будет уделить внимание как качеству производимых товаров в разных отраслях производства, так и построению благоприятного имиджа стран-членов, в глазах иностранных покупателей. Это поможет укрепить позицию бренда на мировом рынке.

Снижение доли участия иностранных компаний на рынке товаров ЕАЭС. На территории союза многие производства были выкуплены всемирно известными корпорациями. В четверку крупнейших производителей России входят Danone, Nestle, PepsiCo и Прогресс (70%). Нужно отметить, что производство специализированных пищевых продуктов освоили многие предприятия ЕАЭС. Однако ассортимент маленький, а качество низкое, технологии производства отстают от международных признанных лидеров. Внутренний спрос практически полностью удовлетворяется за счет импорта из третьих стран. Области, в производстве которых преобладает участие зарубежных компаний: спортивное питание, детское питание, питание для пожилых людей. Все оборудование для производства данных товаров есть, но для создания бренда, который смог бы конкурировать с крупнейшими всемирно известными брендами, нужная слаженная кооперация на уровне государств и координация в рамках государственных программ. Так как это комплексный технологический процесс, необходимо также постоянное развитие технологий. Тесное сотрудничество в производстве специализированных пищевых продуктов в государствах-членах ЕАЭС должно проводиться в форме межгосударственной научно-производственной кооперации, основанной на долгосрочных договорных отношениях субъектов хозяйствования. Для продвижения и поддержки такого бренда не мешало бы создать единый технологический цикл производства и продвижения товаров [9].

Минимизация импорта со стороны третьих стран.

Доля импорта сырья из третьих стран при производстве товаров на территории ЕАЭС ощутима. Связано это с низким качеством сырья. Некоторые компании заказывают сырье из-за границы, хотя все условия для производства конкурентного сырья в союзе есть. Необходимо сосредоточиться на развитии и повышении качества ресурсной базы. Также немаловажным является развитие сферы производства промежуточной продукции, потребляемой пищевой промышленностью, которое позволит повысить стоимость и качество финальной продукции. Все это упоминалось ЕЭК как важные задачи для проведения интеграции. Просто реализация этих задач очень ресурсоемкая и продолжительная по времени, поэтому процесс выполнения продвигается очень медленно.

Выводы

На сегодняшний день продукция, производимая в государствах-членах ЕАЭС, обладает низкой конкурентоспособностью, что обусловлено ее историей, а именно — долгим существованием в условиях плановой экономики. Правительства государств осознают проблемы этой сферы и стараются их решить, однако этот процесс достаточно долгий и может занять еще многие годы. Стоит отметить, после многократного падения объемов производства в 1990-е гг., в некоторых сферах — до сотни раз, за двадцать последующих лет государствам удалось вернуться к показателям советского периода в некоторых отраслях, а где-то даже превысить объемы производства советского периода своей истории.

Цели, которые ставит перед собой ЕАЭС в области пищевой промышленности, сталкиваются с проблемами их реализации. Государства-члены обрели независимость относительно недавно и не хотят отказываться от части своего суверенитета в пользу наднациональных органов в ЕАЭС. Это нежелание терять независимость отразилось в объеме полномочий Евразийской экономической комиссии, которая по сути является консультирующим органом и имеет очень ограниченное количество механизмов воздействия на государства-члены ЕАЭС. Также процесс интеграции и создания единого рынка тормозит низкая эффективность Таможенного кодекса ЕАЭС вследствие участия большинства государств-членов Союза в ВТО и их обязательств перед этой международной организацией. Несмотря на все принятые регламенты по обеспечению безопасности пищевой продукции, бывают случаи, когда продукты питания задерживают на границе из-за несоответствия качеству. Данную проблему можно было бы решить путем создания наднационального органа контроля качества продуктов питания.

Национальные правительства по объективным причинам стремятся к краткосрочным задачам, которые стоят перед ними. Это создает проблемы для Комиссии по построению общего экономического пространства. Вопросы промышленной кооперации и единой политики являются одними из ключевых факторов успеха построения экономической интеграции. Однако государства продолжают концентрироваться на самообеспечении, не пытаясь создавать общие производственные цепочки. Основная причина такого положения дел заключается в расхождениях между общими целями и внешней политикой государств-членов, которые привели к торговым войнам и недоверию между правительствами.

Общий рынок подразумевает конкуренцию; конкуренция, в свою очередь, ведет к тому, что неэффективные предприятия могут обанкротиться. Это чувствительная тема для предприятий государств-членов Союза, которые боятся не выдержать конкуренции с российскими предприятиями.

Наиболее перспективными направлениями в сфере пищевой промышленности можно назвать развитие отраслей, в которых преобладает импорт товаров из третьих стран, для постепенного снижения импортозависимости, что как раз является одной из ключевых задач работы Союза. К тому же большинство производств в таких областях есть, просто количество производимой продукции не соответствует потребительским потребностям Союза, что вынуждает страны импортировать данные товары. Создание единого бренда на территории ЕАЭС позволит интегрировать цепочки производства между странами, создаст единые требования к производству товаров, что приведет к повышению конкурентоспособности. Также создание и развитие бренда «ЕАЭС» поможет повысить конкурентоспособность товара на международном рынке.

Создание общего рынка — процесс достаточно комплексный и долгий, требующий решительных и кардинальных мер, на которые государства пока не готовы пойти. ЕЭК старается учесть множество факторов и сделать процесс более быстрым и менее болезненным. Пока сложно сделать выводы, как быстро будет проходить этот процесс. Но государства-члены ЕАЭС пока концентрируются на более важных проблемах, нежели создание общего рынка продовольственных товаров. Возможно, после 2025 года, когда многие другие вопросы уйдут с основной повестки, страны сосредоточатся на ускорении интеграции в данной сфере.

Библиографический список

  1. Яров С. Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей» [Электронный источник] // Онлайн-библиотека «Rbook.me». URL: https://rbook.me/book/15929235/read/page/206/
  2. Мамашулы А. «Без конца и края.» Что происходит на границе с Кыргызстаном» [Электронный источник] // Мультимедиа информационный сайт «Радио Азаттык». URL: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-kyrgyzstan-border-report/29864757.html
  3. Приходько А. Евразийская интеграция за неделю: главные события [Электронный источник] // Информационно-аналитическое издание о Евразийском регионе — «Евразия.Эксперт». URL: https://eurasia.expert/evraziyskaya-integratsiya-za-nedelyu-glavnye-sobytiya-15-jun-2020/
  4. Темерина П., Виноградова Е. Как Белоруссия зарабатывает на российском продуктовом эмбарго // Ведомости. 24.11.2014. URL: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2014/11/24/kogda-sankcii-pomogayut
  5. Россельхознадзор выявил автотранспортные средства с продукцией фитосанитарного риска» // Hегиональное информационное агенство «Опенинформ». URL: http://oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=7&ID=103374
  6. Обзор производства продуктов питания, напитков и табачных изделий в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложения по его развитию в целях использования интеграционного потенциала Союза // Сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/SiteAssets/2.%20%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB3010.pdf
  7. Волнистая К. Министр ЕЭК: Комиссия пытается решать ситуацию с белорусской продукцией на российском рынке // Информационно-аналитическое издание о Евразийском регионе — «Евразия.Эксперт». URL: https://eurasia.expert/komissiya-pytaetsya-reshat-situatsiyu-s-belorusskoy-produktsiey-na-rossiyskom-rynke/
  8. Бренд Европейского союза – хороший пример для подражания. URL: https://www.sostav.ru/news/2006/08/07/r6/
  9. Губанова Н.В. Модель межгосударственной кооперации по производству молочной продукции государств-членов ЕАЭС // Вестник российского государственного аграрного заочного университета. 2017. №26(31). С 50-56.