Чернышов Ю.Г., Синенко Е.А. Персонификация имиджа Алтайского края на примере использования фигуры В.М. Шукшина

Chernyshov Yu.G., Sinenko E.A.  Personification of the Image of the Altai Territory on the Example of the Use of the Figure of V.M. Shukshin

Сведения об авторах. Чернышов Юрий Георгиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и между народных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул; Синенко Екатерина Андреевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Алтайского государственного медицинского университета, г. Барнаул.

Аннотация.Авторы рассматривают опыт имиджформирующей политики Алтайского края, одной из характерных черт которой стала персонификация имиджа региона. Акцент во многом был сделан на известных личностях – земляках, ассоциирующихся с Алтайским краем. Ключевой фигурой в данном отношении стала личность известного писателя, актера и режиссера В.М. Шукшина. Предпринята попытка объяснить причины выбора фигуры В.М. Шукшина для позиционирования Алтайского края за его пределами. В статье рассматриваются и другие персоналистские идентификаторы, связанные с краем. В процессе исследования делается вывод о значимой роли, которая отводится образу В.М. Шукшина в продвижении имиджа региона и конструировании региональной идентичности. Методологической основой исследования стал конкретно-исторический подход, историко-политологические и имиджелогические методы анализа.

Ключевые слова: имидж, роль личности, персонификация, региональная идентичность, В.М. Шукшин, Алтайский край.

Summary. The authors consider the experience of the image-forming policy of the Altai Territory, one of the characteristic features of which was the personification of the image of the region. The emphasis was largely placed on well-known personalities — countrymen associated with the Altai Territory. The key figure in this regard was the personality of the famous writer, actor and director V.M. Shukshin. An attempt was made to explain the reasons for choosing the figure of V.M. Shukshin for positioning the Altai Territory beyond its borders. The article also discusses other personalistic identifiers associated with the region. In the course of the study, a conclusion is made about the significant role that is assigned to the image of V.M. Shukshin in promoting the image of the region and constructing a regional identity. The methodological basis of the study was a concrete historical approach, historical, political and image methods of analysis.

Key words: image, personality role, personification, regional identity, V.M. Shukshin, Altai Territory.

Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи, хотелось бы сделать несколько предварительных замечаний. Имидж страны или региона представляет собой комплексный феномен, на формирование которого, по замечанию Э.А. Галумова, оказывают влияние разные факторы: условно-статичные, условно-динамичные и ожидаемые в будущем [1, с. 200-267]. Именно поэтому, оценивая потенциал конкретного региона с точки зрения его имиджевой привлекательности, всегда нужно учитывать множество объективных и субъективных факторов – от природных условий и историко-культурного наследия до особенностей социально-экономического развития, стиля политического руководства и т.д. Традиционно считается, что имидж состоит из «оболочки», которая со временем может подвергаться заметным изменениям, и относительно твердого устойчивого «ядра» [2, с. 105], однако все конструктивные элементы имиджа региона взаимосвязаны и должны быть рассмотрены в комплексе. С методологической точки зрения здесь необходимо использовать принцип конкретно-исторического подхода, учитывающий изменения в имидже края, связанные со сменой эпох, политических элит, культурных ориентиров. Также хотелось бы подчеркнуть, что имидж и образ, по нашему мнению, близкие, но не вполне тождественные понятия: «образ» во многом формируется «стихийно», под влиянием объективных факторов, в то время как формирование имиджа – целенаправленная работа по «выстраиванию» и продвижению того или иного образа, нужной «картинки». В данной статье мы остановимся вкратце на имиджформирующей политике региональных властей Алтайского края и использовании в качестве персонифицированного индикатора фигуры известного писателя, актера и режиссера В.М. Шукшина (1929 – 1974 гг.)*.

В современной научной литературе сложилось целое направление, посвященное творчеству В.М. Шукшина – так называемое «шукшиноведение». В частности, большой вклад внесли филологи Алтайского государственного университета (такие, например, как В.В. Десятов, С.М. Козлова, А.И. Куляпин, О.Г. Левашова, Н.В. Халина, В.А. Чеснокова, А.А. Чувакин, ) [3]; известным исследователем шукшинского наследия за рубежом стал Джон Гивенс [4]. Однако большинство работ посвящено литературоведческому анализу произведений В.М. Шукшина, а часть из них носит в основном биографический характер. При этом специальных обобщающих исследований, рассматривающих использование фигуры В.М. Шукшина как знакового символа при формировании имиджа региона, практически нет. Между тем, одним из важных структурных элементов региональной идентичности часто являются персоналистские идентификаторы, в основе которых лежит образ известной личности [5, с. 34]. Хронологическими рамками данной работы стал период с 1970-х гг. до настоящего времени. Условно данный отрезок времени может быть разделен на 2 больших этапа: «позднесоветский» (с 1970-х гг. до 1991 г., когда, кстати, в состав Алтайского края входила еще и Горно-Алтайская автономная область), а также «современный» – с 1991 г. до настоящего времени, в котором можно выделить субпериоды, связанные со сменой губернаторов и политических элит.

Имидж Алтайского края как субъекта федерации стал формироваться сравнительно поздно, и в настоящее время регион по-прежнему слабо дифференцирован от ближайшего соседа с похожим названием – Республики Алтай (феномен «двух Алтаев») [2, с. 107]. Тем не менее, «ядро» имиджа в значительной степени уже сформировано. Однако вопрос о его знаковой «наполняемости» остается открытым: есть довольно много различных символов, однако среди них нужно выбрать те, которые с наибольшим успехом могут быть инкорпорированы на концептуальном и аксиологическом уровнях в ядро имиджа края. Кроме того, выбранные символы должны быть уникальными, характерными только для Алтайского края, для успешной идентификации региона и закрепления его положительного образа в массовом сознании.

Среди известных людей, связанных с Алтайским краем, есть актеры, изобретатели, космонавты, писатели, политики, поэты, режиссеры, ученые (например, Михаил Евдокимов, Валерий Золотухин, Михаил Калашников, Иван Ползунов, Иван Пырьев, Роберт Рождественский, Екатерина Савинова, Герман Титов, Вячеслав Шишков и др.). Однако в силу ряда обстоятельств на первый план со временем постепенно вышла фигура уроженца села Сростки Бийского района Василия Макаровича Шукшина. Этому способствовал целый ряд факторов.

Прежде всего, конечно, нужно учитывать фактор известности. В брендинге территорий выделяют два способа продвижения, основанного на использовании потенциала известной личности: в качестве первого и наиболее легко реализуемого варианта применяется стратегия «мемориализации» личности в рамках территории – то есть, прямая «увязка» судьбы конкретной личности с конкретным местом [6, с. 197-198]. Второй вариант стратегии – более затратный, но и более эффективный, дающий возможность реализации «зонтичного бренда», выходящего за рамки брендируемой территории – соотнесение выдающейся личности с определенной системой ценностей территории. По мнению Н.Ю. Замятиной, в ситуации с выстраиванием имиджа Алтайского края через образ В.М. Шукшина применяется первая стратегия [6, с. 198]. Алтайский край позиционируется краевыми властями как «Родина Шукшина». Разумеется, данная стратегия не оригинальна: так, например, аналогичным способом идет продвижение Иркутской области, как «таежного края Валентина Распутина».

Комплекс мероприятий по увековечиванию памяти алтайского писателя, актера и режиссера реализуется в контексте сохранения памяти о нем как о великом земляке, выдающейся личности Алтая, однако обращения к мировоззрению и к ценностям В.М. Шукшина, соотносимым с менталитетом жителей региона, зачастую или не происходит, или оно идет «вторым планом». По мнению Н.Ю. Замятиной, использование образа В.М. Шукшина в брендировании Алтайского края носит поверхностный характер, а сама фигура писателя имеет большой потенциал для продвижения региона при реализации стратегии именно по второму типу [6, с. 198].

Значимость персоналистских образов при построении имиджа региона отмечает и В.Д. Бедерсон [5]. На основе дискурс-анализа им предложена авторская классификация по типу связи персоналистского идентификатора с регионом. Автор выделяет следующие категории персоналий, несущих смысловую нагрузку в раскрытии потенциала региона и его идентичности: «первооткрыватель», «просветитель», «великий сын/дочь», «правитель-ностальгия», «персоналия, воплощающая в себе рефлексию по поводу какого-либо тревожного периода для региона и регионального сообщества», «герой «золотого века» [5, с. 36-38]. Практически все персоналистские идентификаторы, соотносимые на региональном уровне с Алтайским краем, находятся, по результатам исследования В.Д. Бедерсона, в категории «великий сын/дочь», куда также входит и В.М. Шукшин [5, с. 56-57]. Единственным, кто ассоциируется с Алтайским краем и попал в другую категорию («правитель-ностальгия»), стал «народный губернатор» Алтайского края Михаил Евдокимов [5, с. 57], трагически погибший в автокатастрофе 7 августа 2005 года. Василий Макарович Шукшин и Михаил Сергеевич Евдокимов – две наиболее значимые фигуры для Алтая, «выдвижение» которых в качестве символов края происходило «снизу», на волне народной памяти.

Характерно, что образы этих двух «народных фигур» тесно связаны и имеют много общего как в жизненных поворотах судьбы, так и в системе ценностей, транслируемых устами их героев: происхождение «из народа», близость к простым людям и их сельскому укладу, самобытность, правдоискательсто, свободолюбие. В литературе уже отмечалось, что популярность в народе и В.М. Шукшина, и М.С. Евдокимова во многом обусловлена тем, что они имеют ряд характерных черт, лежащих в основе «общественного запроса» [7, с. 91]. Неожиданная смерть каждого из них тоже вызывала в народе разные толки. Однако «судьба» фигур В.М. Шукшина и М.С. Евдокимова в символической политике Алтайского края сложилась по-разному. Личность В.М. Шукшина, его творческое наследие, вклад в культуру Алтая стали все больше использовать в брендировании края, в развитии туристической деятельности (событийный туризм). Образ М.С. Евдокимова, напротив, не стал значимым в официальном продвижении имиджа края, что было во многом связано, по-видимому, с его политической деятельностью в роли «народного губернатора» Алтайского края.

Признание В.М. Шукшина в качестве «великого сына» Алтая тоже произошло не сразу. Интерес к наследию земляка стал все более проявляться со стороны региональных властей уже после его смерти (подробнее см. Приложение 1), в то время как на столичном уровне еще при жизни В.М. Шукшин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР за заслуги в области советской кинематографии. Многие члены писательской среды г. Барнаула вспоминали, что у них была возможность познакомиться с В.М. Шукшиным, но они этого не сделали, а известный в Барнауле писатель Марк Юдалевич даже вспоминал, как не дал тогда еще малоизвестному писателю денег на железнодорожный билет [8]. «Запоздалое» обращение к земляку со стороны алтайских властей скорее всего было продиктовано стремлением дождаться официального признания В.М. Шукшина на всесоюзном уровне, ввиду его критичной общественной позиции. Также стоит отметить, что в столице высоко ценили режиссерскую работу В.М. Шукшина и в настоящее время помнят его в большей степени как актера и режиссера (о чем, например, может свидетельствовать мемориализация памяти В.М. Шукшина в Москве – памятник Шукшину как режиссеру на ул. Мосфильмовской, памятник в составе скульптурной композиции выпускников-режиссеров у ВГИКа, в скульптурной композиции «Они сражались за Родину» на Фрунзенской набережной), в то время как в региональном масштабе фигура В.М. Шукшина ассоциируется в первую очередь с писательской деятельностью и героями его произведений – «чудиками», для которых «нравственность есть Правда».

Фигура В.М. Шукшина во многом является ключевой для внутреннего имиджа Алтайского края, что подтверждается различными социологическими исследованиями, проведенными в Алтайском крае. Так, например, по результатам опроса «Литературное достояние Алтая», проведенного в 2011 году Алтайской краевой универсальной библиотекой им. В.Я. Шишкова, читателями было названо около 145 имен писателей Алтайского края, при этом бесспорное лидерство было отдано В.М. Шукшину, который лидировал в опросе со значительным отрывом от других алтайских писателей, среди которых были и современные [9, с. 10]. В ходе проведенного весной 2017 года опроса студенткой АлтГУ К. Лесных среди 178 студентов города, на вопрос «Каких известных деятелей культуры, прославивших Алтай, вы знаете?», 170 человек назвали имя В. Шукшина, 165 человек – актера В. Золотухина [10, с. 45]. В июле-августе 2021 года исследователями из АлтГУ был проведен экспертный опрос относительно региональной идентичности жителей Алтайского края и Республики Алтай и выявления «знаковых» символов для этих регионов, которые могли бы способствовать продвижению этих территорий. В результате опроса в качестве «знаковых» фигур для Алтая были названы: В.М. Шукшин (80% опрошенных), Г.С. Титов (60%), М.С. Евдокимов (52%) [11, с. 28].

В историческом аспекте персонализированным символом Алтайского края могли бы стать разные фигуры – например, Иван Ползунов или Герман Титов и т.д. Однако фигура В.М. Шукшина была, по сути, выбрана «снизу» самими жителями Алтайского края в качестве символа региона. Эта фигура по известности намного шире регионального масштаба. Во многом она уже стала общенациональным символом [6, с. 198], и в этом отношении встает вопрос, насколько подходит образ В.М. Шукшина как уникальный ресурс для продвижения имиджа региона. Из всех поисковых запросов в Yandex в 2020 году, связанных с использованием названия региона – «Алтайский край», наиболее тесная корреляция прослеживается у поискового запроса «В.М. Шукшин»: при более чем 80 тыс. запросов, около 700 связаны с Алтаем, в то время как на 1 млн. 300 тыс. запросов «М.Т. Калашников» коннотация с Алтайским краем прослеживается только в 200 случаях (по данным исследования Д.М. Каменецкой и Н.В. Халиной, АлтГУ). В исследовании К.А. Кушнарева в результате опроса 150 человек выяснилось, что личность В.М. Шукшина и его творческое наследие тесно связаны с представлениями об Алтае, но только осведомленность респондентов о том, что Республика Алтай и Алтайский край – это разные субъекты Российской Федерации, крайне низкая [12, с. 271-272]. В данном отношении мы вновь и вновь сталкиваемся с ситуацией неразделенности образов «двух Алтаев» [2, с. 107]. Очевидно, необходимо дальнейшее изучение потенциала персонифицированного индикатора «В.М. Шукшин» и его связи с Алтаем (причем, каким именно Алтаем: как субъектом РФ – Алтайским краем, или как с российской частью географического Алтая?).

В последние десятилетия при реализации «символического направления» в имиджформирующей деятельности Правительство Алтайского края все больше делало акцент именно на образе В.М. Шукшина: так, на официальном сайте администрации Алтайского края (www.altairegion22.ru), в разделе «Даты, события, люди» есть полноценные портфолио по двум личностям, связанным с Алтайским краем – В.М. Шукшину (тема «Шукшинские дни на Алтае») и М.Т. Калашникову (тема «Юбилей М.Т. Калашникова») [13]. В «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года» [14] Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» упоминается в контексте событийного туризма, при этом никаких упоминаний про Всероссийский фестиваль народного творчества «Земляки!», проводимый в память М.С. Евдокимова, или про Литературный фестиваль «Рождественские чтения» в с. Косиха в честь Р. Рождественского, нет. Значимость Шукшина-символа для позиционирования Алтайского края подчеркивает тот факт, что большая часть важных мероприятий, посвященных В.М. Шукшину, проходит в реальном, а не виртуальном пространстве.

В 2014 году по инициативе региональных властей было издано 9-томное собрание сочинений В.М. Шукшина, куда вошли более 80 новых произведений, публикуемых впервые, в том числе письма, автографы, рабочие записи, киносценарий, наброски к различным художественным произведениям [15]. На сайте «ВизитАлтай» региональной организации «Алтайтурцентр», на которую возложено продвижение имиджа Алтайского края и имиджа Алтая как региона в целом, среди Топ-туристических мест, обязательных к посещению, фигурирует объект «Родина Шукшина» [16].

Образ В.М. Шукшина по мере трансформации в своеобразный символ Алтайского края на протяжении длительного времени подвергался определенным изменениям и иногда в некоторой степени даже терял связь с реальной личностью. Ряд событий из реальной жизни В.М. Шукшина замалчивался (например, ситуация с арестом отца по политической статье; развод с первой женой Марией; непростые отношения с советской властью), в то время как некоторые другие факты упорно тиражировались (например, фактически легендой стало «покорение столицы» и поступление во ВГИК «в солдатских сапогах»). Очевидно, что причиной такой символической политики стало стремление руководителей региона формировать исключительно положительный имидж региона, в связи с чем считалось, что акценты, расставляемые в процессе его персонификации, также должны быть безупречными.

Потребность в стереотипизации фигуры В.М. Шукшина и изображения его «простачком» из народа, писателем «от сохи» была тесно связана с задачами региональной власти в имиджформирующей политике, а именно, «увязкой» с традиционной региональной идентичностью, с аграрной специализацией. Образ «писателя из народа», его связь с малой Родиной (Шукшин неоднократно писал, что Родина наполняет его животворной силой и однажды он мечтает навсегда вернуться в родные края) очевидно, отвечал потребностям региональных властей в транслировании идей патриотизма. В то же время, исследователи отмечают «раздвоенность» Шукшина между городом и деревней: в глубине души он всегда стремился в Москву, понимая, что нигде в другом месте реализовать себя как режиссер не сможет. В рабочих записях есть такое упоминание: «Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю – сердце обжигает» [17]. В настоящее время эти мифы о Шукшине как «крестьянине, случайно покорившем Москву», в значительной степени развенчаны исследователями [18].

Акцент в продвижении образа В.М. Шукшина делается на его творческом наследии (так как оценки самой личности Шукшина носят неоднозначный характер), однако его персонажи также могут оказывать нежелательные влияния на имидж края, что учитывается и корректируется при реализации имиджформирующей политики. Так, например, еще в 1989 году при установке памятника В.М. Шукшину скульптору посоветовали не ограничивать масштаб В.М. Шукшина исключительно «Калиной красной» [8]. У Вячеслава Клыкова, автора памятника В.М. Шукшину в Сростках, были разные варианты изображения Василия Макаровича, в том числе в образе его героев из фильмов «Калина красная», «Печки-лавочки». В итоге был выбран символичный кадр из киноленты «Печки-лавочки», а сам скульптор на открытии памятника сказал: «Когда Шукшина не стало, я воспринял это как личную трагедию. Он был тем редким писателем, который мог донести до нашего общества живое слово о русском человеке. Василий Макарович – символ русского народа» [19]. В настоящее время этот памятник, реализованный на пожертвования спонсоров и переданный впоследствии в дар Алтайскому краю, является знаковым символом региона и используется в том числе в сувенирной продукции (рис. 1, 2).

Рис. 1. Памятник В.М. Шукшину на г. Пикет в с. Сростки Бийского района Алтайского края. Фото В. Черкасова.

Рис. 2. Мини-копия памятника В.М. Шукшину в с. Сростки. Сувенир, отлитый из чугуна на Рубцовском заводе «ЛИТКОМ»

Подводя итог, следует сказать, что выбор региональной властью фигуры В.М. Шукшина в качестве символа края представляется удачным и перспективным с точки зрения позиционирования региона, выстраивания его идентичности. В результате продвижения в рамках персоналистского идентификатора «Великий сын» (на фоне и других известных талантливых личностей-уроженцев Алтайского края), происходит воплощение идеи об уникальности алтайской земли – «колыбели» и «кузнице» талантов, «самородков». Вторым немаловажным фактором успешного продвижения имиджа является узнаваемость его ключевых символов. В этом отношении образ В.М. Шукшина используется уже как своеобразный «бренд» Алтая, что, как мы видели, показывают и различные опросы. И, наконец, в-третьих – в образе В.М. Шукшина произошло совпадение «внешнего» персонифицированного имиджа региона с «внутренним»: Шукшин в качестве символа края был выбран самими жителями как «близкий по духу», и его продвижение изначально было внеинституциональным, на волне «народной памяти» – так же, как и у М.С. Евдокимова. В целом в персонифицированном имидже Алтайского края в лице В.М. Шукшина присутствуют как стихийные черты, так и акценты, целенаправленно поставленные. В образе Шукшина, который транслируется сейчас, слились воедино и образ прекрасной природы Алтая, и представления о простых людях алтайской «глубинки», полных душевности и любви к своей малой Родине, немного «чудаковатых», но необычайно талантливых.

_____________________

* Переработанный и более развернутый вариант исследования дан в статье, которая будет опубликована в №5 журнала «Известия Алтайского государственного университета» за 2022 г.

Библиографический список

  1. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.
  2. Чернышов Ю.Г. Имидж региона и региональная идентичность (на примере Алтайского края) // Вестник Пермского университета. 2011. № 5. С. 105-112.
  3. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т. 1.: Филологическое шукшиноведение. Личность В.М. Шукшина. Язык произведений В.М. Шукшина / под ред. А.А. Чувакина. Барнаул, 2004.
  4. Givens J. Prodigal Son: Vasili Shukshin in Soviet Russian Culture. Evanston, Illinois, 2000.
  5. Бедерсон В.Д. Политика идентичности регионов современной России: сравнительные характеристики персоналистских идентификаторов // Политическая наука: научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2016. Т. 16. Вып. 1. С. 33-91.
  6. Замятина Н.Ю. «Продать Родину»: герои Василия Шукшина и потенциальный бренд Алтайского края // Культурная и гуманитарная география. 2012. № 2. С. 191-201.
  7. Чернышов Ю.Г. Персонификация имиджа региона (В. Шукшин, М. Евдокимов и имидж Алтайского края) // Имиджевая политика Российской Федерации: теория и практика регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 02-04 июля 2012 г. / отв. ред. А.В. Кузьмин. Улан-Удэ, 2012. С. 88-94.
  8. Боженко С.А. Памятник Шукшину, или как это было в Барнауле // Читальный зал АКУНБ им. В.Я. Шишкова. URL: http://altlib.ru/chitalnyiy-zal/bozhenko-s-a-pamyatnik-shukshinu-ili-kak-eto-byilo-v-barnaule/?ysclid=l4r7pfxuvm161750807
  9. Литературное достояние Алтая: отчет по итогам социологического исследования (март — июнь 2011 г.). Барнаул, 2011. URL: http://akunb.altlib.ru/files/Lit/001.pdf?ysclid=l4qrf6xm4e852976665
  10. Лякишева В.Г., Добрынина И.Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территории // Экономика. Профессия. Бизнес. 2017. № 4. С. 42-47.
  11. Дерендяева А.Д., Чернышов Ю.Г. Региональная идентичность в контексте политики исторической памяти: опыт Алтайского края и Республики Алтай // Известия АлтГУ. Исторические науки и археология. 2021. № 6 (122). С. 24 -31.
  12. Кушнарев К.А. Творчество В.М. Шукшина как элемент процесса брендирования Алтайского края: процесс брендирования в контексте совместного экономического развития кластера регионов СФО // Алтайский фронтир В.М. Шукшина: нравственность, витальность, языковой уклад: сборник статей I Международного научного форума «Алтайский фронтир В.М. Шукшина: нравственность, витальность, языковой уклад» (Барнаул, 23-25 июля 2019) / под ред. С.А. Манскова и Н.В. Халиной. Барнаул, 2019. С. 266-273.
  13. Даты, события, люди // Официальный сайт Алтайского края. URL: https://www.altairegion22.ru/territory/remember/
  14. Доработанный проект «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года. 19 мая 2021 года // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_subektov_rf/dorabotannye_proekty_strategiy/dorabotannyy_proekt_strategii_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_altayskogo_kraya_do_2035_goda.html
  15. Александр Карлин: «Мы гордимся тем, что каждые Шукшинские дни у нас отмечены реализацией достойного издательского проекта // Официальный сайт органов власти Алтайского края. 23 июля 2014. URL: https://www.altairegionru/territory/remember/shukshin_year/news/355109.html?PRINT=Y&ysclid=l4ybb6tqwn476096366
  16. Топ туристических мест // ВизитАлтай: международный портал Туристского центра Алтайского края. URL: https://visitaltai.info/where_visit/tourist_areas/
  17. Культ Василия, или мифы о Шукшине // LiveJournal. URL: https://yarodom.livejournal.com/1881409.html?ysclid=l4r6jog6y6437216446
  18. Зюзин С. Почему Шукшин не любил Барнаул // Российская газета. 2007. URL: https://rg.ru/2007/02/20/shukshin.html?ysclid=l4yeop3ii3566373330
  19. Памятник Шукшину на горе Пикет // ВизитАлтай: международный портал Туристского центра Алтайского края. URL: https://visitaltai.info/where_visit/objects/monuments/8160/?

Приложение 1. Хронологическая таблица «Основные мероприятия по мемориализации наследия В.М. Шукшина в Алтайском крае»

 

Годы Ф.И.О. руководителя/ губернатора Алтайского края Основные мероприятия по мемориализации наследия В.М. Шукшина в Алтайском крае
1976 – 1991 гг. Первые секретари краевого комитета КПСС:

Георгиев Александр Васильевич (1961—1976);

Аксёнов Николай Фёдорович (1976—1985);

Попов Филипп Васильевич (1985—1990);

Кулешов Алексей Антонович (1990)

Сафронов Виталий Александрович (1990—1991)

1976 г. – школе в с. Сростки присвоено имя Шукшина

1976 г. – организация первых Шукшинских чтений, первые экскурсии

1978 г. – открыт музей В.М. Шукшина в с. Сростки (действовал как филиал АГКМ)

1985 г. – установлен памятник В.М. Шукшину возле музея в с. Сростки

1985 г. – выведен сорт черной смородины «имени Шукшина» НИИ садоводства им. М.А. Лисавенко

1988 г. – учреждена Шукшинская литературная премия (для алтайских писателей)

1989 г. – установка памятнику В.М. Шукшину в г. Барнауле, название улицы

1991 — 1994 Райфикешт Владимир Федорович 1991 г. – присвоение Театру Драмы в г. Барнауле им. В.М. Шукшина

1992 г. – музей В.М. Шукшина получил всероссийский статус

1994 – 1996 Коршунов Лев Александрович 1996 г. — «Алтайкапиталбанк» совместно с редколлегией журнала «Алтай» учредили ежегодную премию имени В.М. Шукшина.
1996 – 2004 Суриков Александр Александрович 1999 г. – «Шукшинские дни на Алтае» получили статус Всероссийского фестиваля, впервые прошел кинофестиваль

2001 г. – Бийскому государственному педагогическому университету присвоено им. В.М. Шукшина (ныне – Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина)

2002 г. – буксиру РТ-723 присвоено им. В.М. Шукшина

2002 г. – музеефикация дома детства В.М. Шукшина

2004 – 2005 Евдокимов Михаил Сергеевич 2004 г. – установлен памятник в с. Сростки

— задумано издание 8-томного собрания сочинений В.М. Шукшина

2005 – 2018 Карлин Александр Богданович  2007 г. – учреждение Шукшинской литературной премии Губернатора Алтайского края (всероссийский маштаб)

2009 г. – Год Шукшина на Алтае

2009 г. – новое здание передано музею-заповеднику В.М. Шукшина
2009 г. – издание 8-томного собрания сочинений

2009 г. – памятный знак В.М. Шукшину в пос. Новосиликатный г. Барнаула
2009 г. – запуск скоростного поезда сообщением Барнаул-Бийск «Калина Красная»

2014 г. – издание 9-томного собрания сочинений

2016 г. – издание книги А. Варламова «Василий Шукшин» в рамках проекта «Алтай. Судьба. Эпоха»

 

2018 – н.в. Томенко Виктор Петрович 2021 г. – панно — флорентийская мозаика у входа в ГМИЛИКа (г. Барнаул)

2022 г. — проведение (после двухлетнего перерыва из-за пандемии) Всероссийского Шукшинского кинофестиваля на Алтае

Web Analytics Made Easy - StatCounter