Лимкина Н.А. Историко-культурные атрибуты бренда села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия

Препринт

Limkina N.A. Historical and Cultural Attributes of the Brand of the Village of Staraya Terizmorga of the Staroshaygovsky District of the Republic of Mordovia

Сведения об авторе. Лимкина Надежда Александровна, старший научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления, Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», г. Саранск.

Аннотация. Этнокультурный туризм воздействует на мотивационную сферу человека, заложенную в детстве. Стремление вернуться в прошлое обусловлено сформированной знаковой системой. Кроме восстановления забытых образов, вкусов, запахов, ощущений он пробуждает потребность в получении новой информации об истории, культуре, национальных традициях. Символический капитал села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия имеет свои особенности (историю, архитектурные сооружения, природный ландшафт, выдающиеся личности, культурно-образовательную инфраструктуру). Определены маркеры территории, которые обеспечивают туристскую привлекательность: Мокшанский центр национальной культуры, Национальная школа, Церковь Николая Чудотворца, мокшанская вышивка, бурдонная гетерофония, мокшанский национальный костюм, красивая природа, национальная кухня. При этом особенно актуальным является одновременное сочетание этнического, экологического, гастрономического видов туризма. Выявлены знаменитые персоны, оказавшие влияние на продвижение национальной культуры и традиций мокшан (Илья Максимович Девин, Татьяна Петровна Девяткина, Нина Михайловна Кадерова, Валентина Петровна Ямашкина). Делаются выводы о сформированной туристской дестинации, а также о положительной роли, которую играют местные жители в сохранении культурного своеобразия национальной территории.
Ключевые слова: достопримечательности, история, культура, национальные традиции, скансен, этнокультурный бренд.

Abstract. Ethno-cultural tourism affects the motivational sphere of a person, laid down in childhood. The desire to return to the past is due to the formed sign system. In addition to restoring forgotten images, tastes, smells, sensations, it awakens the need for new information about history, culture, and national traditions. The symbolic content of the village of Staraya Terizmorga of the Staroshaygovsky district of the Republic of Mordovia has its own characteristics (history, architectural structures, natural landscape, outstanding personalities, cultural and educational infrastructure). Have been identified territory markers that provide tourist attractiveness: the Moksha Center of National Culture, the National School, Church of St. Nicholas, Moksha embroidery, bourdon heterophony, Moksha national costume, beautiful nature, and national cuisine. At the same time, the simultaneous combination of ethnic, ecological, and gastronomic types of tourism is especially relevant. Famous persons who influenced the promotion of the national culture and traditions of moksha (Ilya Maksimovich Devin, Tatiana Petrovna Devyatkina, Nina Mikhailovna Kaderova, Valentina Petrovna Yamashkina) have been identified. Conclusions about the formed tourist destination, as well as the positive role played by local residents in preserving the cultural identity of the national territory were drawn.
Key words: sights, history, culture, national traditions, skansen, ethno-cultural brand.

Историко-культурные атрибуты бренда села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия

Понятие «брендинг мест» впервые было введено в научный оборот в 2002 г. британским политиком Саймоном Анхольтом, впоследствии оформившим свои идеи в концепцию конкурентной идентичности, позволяющую оценить потенциальную привлекательность определенной территории.
Так, на рассматриваемой территории – село Старая Теризморга, формируется этнокультурный бренд. С целью оценки уникальных преимуществ данной локации сотрудниками ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» в ходе исследования «Система этнокультурного брендирования территорий Республики Мордовия (кейс с. Паракино Большеберезниковского района и с. Старая Теризморга Старошайговского района)» была проведена фокус-групповая дискуссия с жителями населенного пункта (10 чел., 11 апреля 2023 г.).

Образ села и ключевые события

Село Старая Теризморга Старошайговского муниципального района Республики Мордовия было основано во второй половине XVI в., является центром Старотеризморгзского сельского поселения. В списке населенных мест Пензенской губернии (1869) Теризморга — село казенное из 272 дворов Инсарского уезда [1, с. 91]. Название села произошло от топооснов: морга («сучок, ответвление села, поселок, выселок, хутор, починок, малый населенный пункт, выделившийся из соседнего большого поселения») и териз, указывающего на образование села выходцами из с. Атерь (Атюрьево). Имеются и другие толкования. Традиционно жители занимались земледелием и пчеловодством.
По состоянию на 1 февраля 2023 г. численность постоянных жителей составила 671 чел. (296 мужчин и 375 женщин), в том числе: детей в возрасте до 6 лет — 67 чел., подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет — 79 чел., молодежи от 18 до 29 лет — 80 чел., взрослых в возрасте от 30 до 60 лет — 289 чел., пожилых людей от 60 лет — 146 чел., долгожителей старше 80 лет — 9 чел. [2]. По национальному составу преимущественно проживает мордва-мокша.
По данным фокус-группы, развитие национальной культуры, ставшей фундаментом для формирования этнического кластера, жители села связывают с экс-главой Республики Мордовия – Н.И. Меркушкиным. При поддержке руководителя региона была произведена газификация и асфальтирование улиц села, строительство национальной школы.
Ключевым событием в жизни с. Старая Теризморга стал визит в село глав трех государств, Президента России Владимира Путина, Президента Финляндии Тарьи Халонен и премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня в 2007 г. в рамках Первого фестиваля культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». Среди положительных изменений, связанных с этим событием, жители отмечают реконструкцию Мокшанского центра национальной культуры, строительство новых домов в селе, благоустройство территории. Сам В.В. Путин остался в памяти сельчан как открытый для общения, готовый к диалогу, близкий к народу политик.

Знаменитые личности

Самым знаменитым уроженцем с. Старая Теризморга является Илья Максимович Девин (1922 — 1998 гг.) — мокшанский писатель, поэт и прозаик; заслуженный (1972 г.), народный (1985 г.) поэт МАССР; член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РСФСР (1990 г.), лауреат Государственной премии РМ в области литературы, искусства и публицистики (1997 г.). В годы Великой Отечественной войны (с 1941 г.) он принимал участие в боевых действиях в качестве военного фельдшера: находился на Калининском, 2-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. Был награжден орденом Красной Звезды (1943 г.), медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). В 2021 г., к столетию со дня рождения, в родном селе был установлен монумент в его честь.
Значимый вклад в продвижение национальной культуры внесла Татьяна Петровна Девяткина (1953 г.) — фольклорист, доктор филологических наук (1994 г.), профессор (2000 г.), заслуженный деятель науки Республики Мордовия (2003 г.). Она является единственным автором первой в истории мордовского народа энциклопедии «Мифология мордвы» (1998 г.), подготовленной на основе собственных полевых исследований. Энциклопедия была переведена на мордовский-мокша, эстонский, английский, французский, арабский языки. Кроме того, ей принадлежат книги «Народные приметы мордвы (мокши и эрзи)», «Свадебные обряды и песни мордвы (мокши и эрзи)», «Мокшанские свадебные обряды и песни», «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» и др. Всего автор опубликовала более 120 научных работ. Также Т.П. Девяткина читала лекции и проводила семинарские занятия по мифологии, культуре и фольклору мордвы для иностранных студентов в учебных заведениях Австрии, Венгрии, Канады, Словении, Финляндии, Швеции, Эстонии. Является членом ряда международных профессиональных сообществ: Финно-угорского общества Финляндии (с 1994 г.), Международной ассоциации фольклористов при Академии наук Финляндии и Международного комитета финно-угорских конгрессов (с 1995 г.); экспертом в области мировой и национальной культуры по линии ЮНЕСКО (с 2004 г.). За заслуги в области пропаганды традиционной культуры мордвы в 2013 г. биография Т.П. Девяткиной включена в энциклопедию «Кто есть кто в мире» («Who’s Who in the World»), издаваемую в США с 1899 г.
Среди известных личностей, прославивших село, местные жители чаще называли имена ученых (историка Татьяну Николаевну Кадерову; экономиста Олега Ивановича Шеянова; историка, философа, педагога Василия Григорьевича Шеянова; советского, российского химика Семена Александровича Ямашкина), также были отмечены работники культуры (директор сельского дома культуры, директор Мокшанского центра национальной культуры и художественный руководитель народного хора Нина Михайловна Кадерова; руководитель Старотеризморгского народного хора, собиратель песенного мокшанского фольклора Валентина Петровна Ямашкина) и дипломат (выпускник МГИМО, советник посольства в Перу Петр Петрович Ямашкин).

Достопримечательности

Достопримечательности с. Старая Теризморга образуют совокупность объектов, являющихся культурным наследием региона. По мнению экспертов, «этновоспроизводящие функции села во многом определяются наличием соответствующей производственной базы и образовательно-культурной инфраструктуры» [3, с. 252].
В 1957 г. создан Старотеризморгский народный фольклорный хор, он стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, лауреатом Государственной премии Республики Мордовия. Эксклюзивный стиль исполнения песен — бурдонная гетерофония, древнейший вид многоголосного пения, сохранившийся всего в нескольких селах Мордовии [4, с. 197]. Особая роль в сохранении и продвижении песенных народных традиций принадлежит Нине Михайловне Кадеровой, посвятившей более 40 лет изучению обрядового фольклора, а также особенностей национального орнамента и кроя мордовских нарядов [5, с. 292–293].
В 1992 г. был открыт Мокшанский центр национальной культуры, масштабная реконструкция которого состоялась в 2007 г. Здесь располагается этнографический музей, в котором можно увидеть национальные костюмы и изделия прикладного творчества разных районов республики, предметы быта сельских жителей. Женский национальный костюм считается значимым этническим маркером, одной из форм воспроизведения этничности [6, с. 166–167]. Носители культурных традиций, владея знаниями самобытных элементов костюмного комплекса и технологиями вышивки, занимаются изготовлением нескольких видов мокшанского костюма. Кроме того, на территории центра местные мастерицы передают всем желающим искусство национальной вышивки. Также работают кружки, такие как: «Народная вышивка» и «Плетение бисером», детский ансамбль «Лаймоня» (в переводе с мокшанского языка «черемуха»), минимузей «Лихтибряня» («родничок»), детский кружок «Ярхцама» («еда», «кушанье»), («где дети обучаются тому, как готовят здоровую и полезную еду», мокшанские блюда) [7, с. 137]. Также мастерицами села Старая Теризморга выполняются на заказ вышитые полотенца, национальные рубахи для проведения свадебных обрядов, национальных праздников [8, с. 300].
Данный музейно-туристский ансамбль дополняют расположенный рядом парк и крестьянская усадьба с примыкающей садово-огородной зоной. Так, этнографический музей под открытым небом «Крестьянская усадьба» претендует на роль этнографического скансена финно-угорских народов [9]. Среди преимуществ данного музея можно отметить благоприятное географическое месторасположение в центре европейской части России, умеренно-континентальный климат, живописные природные ландшафты. Здесь посетители могут познакомиться с условиями жизни и быта простых крестьян: увидеть избу, хозяйственные постройки, а также узнать о промыслах и сельскохозяйственных культурах. Кроме того, гости могут «посмотреть на изделия прикладного творчества ремесленников — красочные вышивки, игрушки, украшения, яркие костюмы, выполненные в традиционном крестьянском стиле, отведать национальные кушанья, и даже сыграть свадьбу по старинному обряду» [10, с. 121].
В Мокшанском центре национальной культуры проводится большое количество разноформатных мероприятий: обрядовые мероприятия «Роштувонь куд» («Рождественский дом»), «Ащема куд» («посиделки»), «Авань паваз» («женское счастье»), на православный праздник святых мучеников Косьмы и Дамиана мастер-классы по приготовлению блюд национальной кухни, технике национальной вышивки, ткачеству на дощечках, технике плетения лаптей; беседы со старожилами села «Связующая нить времен и поколений», из цикла «История одного экспоната»; выездные экспедиции по сбору чайных трав для дегустации; фольклорно-этнографические экскурсии для школьников «Предания старины»; Девинские чтения, посвященные дню памяти народного поэта И.М. Девина и многие другие.
Посещение Центра национальной культуры Старошайговского района в с. Старая Теризморга входит в трехдневную программу брендового маршрута «Зов Торамы», разработанного с учетом критериев конкурентоспособного туристического маршрута в 2016—2017 гг. и утвержденного в 2018 г. Комитетом по импортозамещению в туризме [11, с. 80]. Работа по продвижению мероприятий осуществляется во взаимодействии с туристическими агентствами «Мастерская путешествии» и «Ветер странствий».

Культовые и архитектурные сооружения

Церковь Николая Чудотворца с Космодамиановским приделом является памятником архитектуры Республики Мордовия. Начало ее строительства датируется второй половиной XVI в., впервые упоминается в источниках 1704 г. Финансирование строительных работ осуществлялось прихожанами на личные средства. В начале ХХ в. благоустройство продолжилось, возведена красивая церковная ограда, иконостас покрыт сусальным червонным золотом, что считалось роскошью для сельских храмов. В 1929 г. храм был закрыт, в помещении располагалось зернохранилище. Иконы сохранили прихожане в своих домах, впоследствии реликвии возвращены на свое законное место, благодаря сознательности верующих они дошли до следующих поколений.
Местные жители вспоминают историю о том, как сберегли само строение церкви: «Хотели снять с церкви кирпичи, с фундамента, для школы хотели сломать церковь. Вот Данила Петрович был председателем, поехал по всем бригадам, всех жителей собрал, пригласил сюда. С вилами, топорами пришли, не отдали церковь. Не было тогда службы, закрывали ее, там зерносклад был, а в 1985 году открыли». В настоящее время церковь является архитектурной доминантой села Старая Теризморга.
Национальная школа, МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа», в 2023 г. отмечает свое 140-летие. Она основана в 1883 г. как церковно-приходская, изначально обучение здесь длилось всего 4 года. Наряду со светскими предметами (русский язык, арифметика, история, география и др.) преподавались церковные дисциплины (Закон Божий, церковное пение, церковно-славянская грамота, краткая церковная история и др.). Современный облик здание школы обрело в 2004 г. Появилась национальная специфика, она стала республиканской экспериментальной площадкой, школой с наличием этнокультурного компонента в обучении, который выражается в сохранении традиций, языка мордовского народа, уважении к русской культуре и передаче этих традиций от поколения к поколению.
Местные жители считают МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа» достопримечательностью в связи с наличием эксклюзивного содержательного компонента и школьного музея, в котором отведено особое место мокшанской вышивке.
Согласно данным проведенной фокус-групповой дискуссии, созданию благоприятного впечатления о селе будет способствовать посещение гостями не только культурных (Мокшанского центра национальной культуры, крестьянской усадьбы, памятника И.М. Девину), но и культовых (Свято-Никольского храма), образовательных (МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа»), природно-рекреационных (р. Сивини), сельскохозяйственных (частных фермерских хозяйств) объектов. Приведем некоторые ответы на вопрос о местных достопримечательностях: «Церковь», «Музей», «Подворье», «Национальная школа. Школьный музей есть. Вышивки там тоже есть», «Девину И.М., писателю, тоже есть уголок, посвященный», «Наша экскурсионная программа: Центр национальной культуры — мастер классы по различным видам работ, которые заказывают, мы можем показать, музыкальный фольклор — обязательно, национальная кухня. Если желают, костюмы надеваем», «Даже наша речка — Сивинь. Сегодня у нас съемки были, пошли туда, посмотрели», «Кто-то желает сельское хозяйство посмотреть, у нас есть фермеры, частное фермерское хозяйство», «Помните, у нас приезжала группа, они — молодые главы из сельских поселений со всех областей. Они перенимали опыт». При этом в ходе обсуждения достопримечательностей отмечена проблема отсутствия гостиничного комплекса, необходимого для размещения туристов, в том числе иностранцев: «Была бы возможность, особенно в летнее время, оставались бы в селе на сутки, на двое. Возможности сейчас нет», «Особенно вот иностранцы. Они больше хотят остаться».
Таким образом, управление этническим кластером с. Старая Теризморга организовано сверху, оформилось при активном содействии и финансировании региональных органов власти. Следует отметить сформированную систему идентификации этнокультурного бренда «с. Старая Теризморга», позволяющую закрепить узнаваемый положительный образ в сознании потребителей. В настоящее время дестинация пользуется популярностью среди гостей из всех регионов России и многих стран мира. В селе создана необходимая инфраструктура, хотя имеются и проблемные зоны. Одной из главных ценностей данного села являются его уникальные, гостеприимные жители, называющие себя «носителями языка», «носителями традиций», «хранителями национальных костюмов, обычаев и обрядов, символов», умеющие интересно рассказывать о прошлом, переживающие за сохранение национальной и культурной самобытности.

Библиографический список

1. Пресняков В.Н. Примеры путей развития туризма на основе сложившихся народных художественных промыслов в Мордовии // Туризм в глубине России. Пермь, 2012. С. 89–94.
2. Население села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия 671 человек // BDEX. URL: https://bdex.ru/naselenie/respublika-mordoviya/n/staroshaygovskiy/staraya-terizmorga/?ysclid=le2qrqubvx1277630 (дата обращения: 13.01.2023).
3. Лузгин А.С. Финно-угорские народы: национально-культурный потенциал в интеграционных процессах // Регионология. 2007. № 3 (60). С. 252–259.
4. Исаева С.А. Современное состояние песенной традиции мордвы (на основе материалов музыкально-этнографических экспедиций) // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 11. С. 195–200.
5. Тюлякова О.Н. Развитие этнической прессы региона (на примере Республики Мордовия) // Проблемы повышения качества жизни населения в регионах Российской Федерации. IV Сухаревские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «IV Сухаревские чтения» 2015. Саранск, 2015. С. 288–293.
6. Лузгин А.С., Бибин М.А., Вихляев В.И. Промыслы и декоративно-прикладное творчество как форма воспроизведения этничности // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 4 (52). С. 166–174.
7. Киркина Е.Н., Котькина А.А. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на основе традиций и обычаев мордовского народа // Современное дошкольное образование: Ребенок, семья, педагог. Ярославль, 2022. С. 134–140.
8. Кандрина Е.В. Перспективы развития народных художественных промыслов и ремесел на территории Мордовии // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 295–304.
9. Уморина В.М., Циркина Э.Д. Этнографический потенциал финно-угорского скансена в Республике Мордовия // Огарёв-Online. 2019. № 13 (134). URL: https://journal.mrsu.ru/arts/etnograficheckij-potencial-finno-ugorskogo-skansena-v-respublike-mordoviya (дата обращения: 23.06.2023).
10. Нехаева Н.Е., Гуркина Е.Н. Межрегиональный этнический маршрут как инновационный туристский продукт // Инновации в науке. 2014. № 31-2. С. 119–124.
11. Гавина Е.М., Жулина М.А., Сотова Л.В., Фирстов М.И. Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10. № 4. С. 74–87.