Борьба Путина с коррупцией: помогут ли вертолеты и «общественники на коротком поводке»?

Алтайский политолог Юрий Чернышов: борьба Путина с коррупцией: помогут ли вертолеты и «общественники на коротком поводке»?

ИА REGNUM, 29 апреля 2013 г.

Тема общественного контроля возникла на президентской «прямой линии» не случайно, — прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM слова Владимира Путина о развитии общественного контроля по различным отраслям, профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.

По словам алтайского политолога, коррупция, как ржавчина, распространяется все шире и подтачивает основы государственной власти. Снижается уровень легитимности, доверия к власти. Даже в опросе ВЦИОМа, отнюдь не замеченного в вольнодумстве, появилась такая беспощадная характеристика: «Взяточник, вор, жулик, казнокрад, мошенник». Таков самый распространенный ответ россиян на открытый вопрос: что первое приходит в голову, когда слышите «депутат Государственной Думы»?

В ходе «прямой линии» был весьма красноречивый эпизод. В. Путину сказали про плачевное состояние новой дороги к саммиту АТЭС, а также трассы Чита-Хабаровск (той самой, где он в 2010 г. победно проехал перед телекамерами на Ладе Калине). Он вздохнул и ответил: «Я уже, конечно, вряд ли смогу проехаться по ней ещё раз, с учётом дефицита времени, но я использую другие виды транспорта, скажем, вертолётную технику, ещё какие-то. Я посмотрю, что там делается. Но я не могу, конечно, посмотреть на все дороги».

Вот на фоне таких вопросов о массовом расхищении бюджетных средств, а также на фоне очень неудобной для президента темы разоблачения «сердюковщины» и прозвучала идея о необходимости «общественного контроля». Тут же были приведены примеры общественных структур, которые успешно контролируют ситуацию в сфере дорожного строительства, ЖКХ и т.д.

Похоже, в нынешней властной элите зреет понимание: бюрократическая «вертикаль» настолько неконтролируемо подтачивается коррупцией, что ей уже необходимы какие-то внешние подпорки. Да, опыт многих стран свидетельствует о том, что развитое гражданское общество способно эффективно сдерживать злоупотребления властью. Но готова ли наша элита к тому, что общество сможет потребовать ответа не только за ЖКХ и дороги, но и за более серьезные нарушения, которые происходят во власти?

Увы, страх перед независимой общественной инициативой пока сильнее. Это хорошо видно по серии мер, направленных против гражданского общества. Это и новые законодательные запреты против митингов, и попытки наклеить на некоммерческие организации ярлык «иностранных агентов», и проводимые по всей стране тотальные проверки прокуратуры. Власть имущие явно показывают, что готовы работать только с управляемыми ими же организациями. Между тем, настоящее гражданское общество растет именно «снизу», из инициатив самих граждан.

В Алтайском крае тоже есть общественники-энтузиасты, которые пытаются активно защищать права жителей в сфере ЖКХ и т.д. Но их в лучшем случае игнорируют, а в худшем — пытаются шельмовать. Так, известный ветеран общественного движения в своем блоге 26-го апреля рассказывает: когда он в должности секретаря Общественной палаты 2-го созыва «не угодил» власти, против него сразу развернули информационную войну — в публикациях на первой странице «Алтайской правды», на телеканале «Катунь-24» и т.д.

В общем, получается, как в известной эпиграмме из журнала «Крокодил»: «…Нам нужны / Подобрее Щедрины и такие Гоголи, / Чтобы нас не трогали». Да, были в советское время санкционированные сверху «гоголи», был и удерживаемый на коротком поводке «народный контроль». Помогло ли это спасти ту «вертикаль»? Нет. Оздоровить ситуацию способен не имитируемый «сверху», а настоящий, реальный контроль гражданского общества.