«Летающие головы». Какие должности сибирских чиновников можно назвать «расстрельными»?

«Летающие головы».  Какие должности сибирских чиновников можно назвать «расстрельными»?

СИБИНФО, 24.05.2013

Выражение «расстрельная должность» уже вошло в разряд штампов. Отставка крупного чиновника (про мелких говорить неинтересно) после ЧП – дело привычное и положительно воспринимаемое народом. Но сегодня тема потери мягкого кресла того или иного министра или начальника стала одной из самых популярных. «Ливанова – в отставку!», «Правительство в отставку!», «…(подставь имя нелюбимого политика или чиновника) в отставку! А кто в Сибири работает в «расстрельной должности» и сидит на «пороховой бочке»?

В Алтайском крае пару лет назад из-за смерти роженицы и новорожденного в роддоме своей должности лишился начальник управления по здравоохранению Валерий Елыкомов, «не справился с задачами по строительству» и некогда начальник управления по строительству Александр Мишустин. Поговаривают, что секретарь регионального политсовета Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Битаров «ушел» из-за плохих результатов на выборах. Такая же причина, вероятнее всего, у руководителя администрации губернатора Красноярского края – первого заместителя главы региона Василия Кузубова. В начале апреля этого года пост министра строительства и модернизации ЖКХ покинул Виктор Мариничев. Немногим позже покинул свой кабинет министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов.

К слову, кадровые перестановки по причине неудовлетворительной работы сегодня очень часты в Иркутской области и Красноярском крае. В Иркутской области, к примеру, местный политолог Алексей Петров назвал «расстрельными» должности министра образования, строительства и, конечно, жилищно-коммунального хозяйства. «Тема образования сегодня довольно актуальна. Путин подпишет указ по детским садам, так хоть сквозь землю провались. Организовать новые места в детсадах очень сложно. Место строительного министра у нас почти «расстрельное». Не помню ни одного министра, который бы с этой должностью справлялся. Там высокая кадровая текучка», – приводит примеры Петров.

По мнению депутата Алтайского краевого законодательного собрания Марка Козловского, сейчас неустойчиво кресло бывшего депутата гордумы Бийска, а ныне замглавы администрации города по вопросам ЖКХ и строительства Андрея Нагайцева. Напомним, проблемы ЖКХ, дорожного строительства и благоустройства в городе сейчас на слуху у всей Сибири, ведь именно здесь буквально развалился новый дом. «По теме ЖКХ список таких должностей вполне логично увеличится к осени», – говорит Козловский.

Социальная и коммунальная сферы входят в зону чиновничьего риска в любом регионе. Универсальной для всех субъектов и Сибири, и страны можно назвать и должность политического вице-губернатора. В период выборов это прямо пороховая бочка.

«На мой взгляд, в наиболее неблагоприятной обстановке находится власть местного уровня. У местных чиновников много полномочий, ответственности, но зачастую нет большого финансового обеспечения. Они, как правило, не выполняют всех возложенных на них функций. Случись что, пострадают, прежде всего, они. Хороший пример – Крымск. Очевидно, что это вина местных властей. Так же очевидно, что виноваты не только они. Но к ответственности привлечены именно руководители местного уровня», – уверена замдекана факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Гончаренко.

По мнению алтайского политолога Юрия Чернышова, любая должность может оказаться «расстрельной». Это зависит от человека, от степени его влияния, успешности его работы и, наконец, от кулуарных интриг. «Да, наиболее трудная работа из-за нехватки средств — в социальной сфере. Но так, чтобы все было заведомо обречено, такого нет. Во всяком случае, в Алтайском крае», – отметил он.

Так и, по словам Оксаны Гончаренко, в случае ЧП важнее все-таки политический вес и связи той или иной персоны, нежели уровень «расстрельности» его должности. «Но такие, не самые престижные, должности люди из приближенного к действующей власти круга обычно не занимают. Министр (или начальник управления. – Прим. ред.) финансов, имущественных отношений – то есть контроль над финансовыми потоками – это, как правило, доверенное лицо губернатора. Соответственно, министр по социальной политике имеет менее сильный вес», – добавляет эксперт.

В целом мнения сибирских экспертов по поводу самых «расстрельных» сфер сходятся. Однако более «расстрельными» являются сами персоны и их взаимоотношение с действующей властью.

Александра Черданцева

фото: kayrosblog.ru