Столярова Л.В. Политико-правовые основы приграничного сотрудничества в ракурсе партнерства цивилизаций

Данные об авторе. Столярова Лилия Викторовна, канд. философских наук, профессор политологии Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск (Республика Казахстан). Научные интересы: проблемы демократизации и развития гражданского общества.

Аннотация. Современные международные отношения наиболее полно и многогранно проявляются в условиях приграничного сотрудничества. Здесь же находятся основные точки вызревания межцивилизационных конфликтов во всем многообразии их проявления. Уникальный опыт решения этих проблем накоплен в Республике Казахстан. Более чем двадцатилетний срок реализации казахстанской модели развития позволил сформировать такой тип международных мирных многовекторных отношений, который превратил его не только в лидера регионального сотрудничества, но и внес заметный вклад в мировую политику.

Политико-правовые основы приграничного сотрудничества в ракурсе партнерства цивилизаций

В своей работе «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что наступает время перехода «от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности» [1, с 252]. Действительно, время разбегания, эйфории от парада суверенитетов прошло. Движение вперед, эффективное решение возникающих проблем в условиях все большей глобализации возможно лишь на принципах партнерства через объединение и взаимную ответственность. Вполне естественно, что данная тенденция мирового развития начинает формироваться и проявляться прежде всего на уровне приграничного сотрудничества.
Для Республики Казахстан в рамках приграничного сотрудничества можно выделить три основных вектора: прежде всего это сотрудничество с Россией, как стратегическим партнером. 76 из 89 регионов Российской федерации имеют торгово-экономические связи с Казахстаном, а 7 областей Республики Казахстан непосредственно граничат с 12 регионами России. На них приходится 70% объема казахстано-российской торговли, а в самой приграничной зоне созданы и эффективно действуют 340 совместных предприятий. Первое соглашение о приграничном сотрудничестве было подписано 26 января 1995 г. Затем были разработаны и приняты Программы приграничного сотрудничества на 1999–2007 и далее на 2008–2011 гг. Логическим завершением развития и укрепления этих связей было подписание документов о создании Таможенного союза 27 ноября 2009 г.
Второй вектор – сотрудничество с государствами Центральной Азии, особенно в рамках Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которое вошли 8 государств, в том числе Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и др. Роль секретаря этой организации выполняет Азиатский банк развития. Здесь интеграция особенно необходима в области энергетики, водных запасов, экологии, совместной разработки при родных ресурсов.
Третий вектор – сотрудничество с Китаем и Монголией. Мировой опыт подтвердил, что наиболее эффективно торгово-экономическое сотрудничество осуществляется через созданные специальные экономические зоны. Так в 2006 г. была разработана и принята Концепция о создании Международного центра сотрудничества «ХарГос» на территории Панфиловского района Алматинской области.
Это были практические шаги в реализации договоренностей в сфере экономики в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Еще одним шагом стало создание Координационного Совета «Наш общий дом Алтай». Он позволяет координировать решения проблем на большой территории, объединяющей 4 государства: Алтайский край и Республику Алтай (Россия), Восточно-Казахстанскую область (Казахстан), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай), Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки (Монголия). Торгово-экономические, культурные, этнические, политические, миграционные связи на этой территории имеют глубокие исторические корни.
Современный этап приграничного сотрудничества потребовал перехода к системным совместным действиям, которые координируются созданными специальными органами на основе совместно определенных целей и задач развития. Причем развитие связей идет и через законодательные и исполнительные органы и через широкое взаимодействие общественных объединений, прежде всего научного сообщества. С 1998 года проводятся международные конференции по проблемам региона. В том числе, на базе Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева ежегодно проводятся международные научно-практические конференции «Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях». В декабре 2009 г. конференция в г. Усть-Каменогорске неслучайно была проведена под названием «Межкультурный диалог в условиях приграничного сотрудничества: опыт Ассамблеи народов Казахстана и перспективы развития». Всего проведено 11 таких конференций, материалы которых находятся в библиотеке Конгресса США и используются в ряде государств Европы. С 2003 года проведено 8 форумов приграничных областей, где решались конкретные практические задачи.
Наиболее глубокое, организационное и юридическое оформление имеет партнерство в рамках Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС). Еще в 1994 году Н.А. Назарбаев высказал идею о создании Евразийского Союза. Но потребовалось почти 6 лет, чтобы эта идея была осознана и получила практическую реализацию. В 2000 году в г. Алматы главы пяти государств подписали необходимые документы (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Армения имеет в Евразийском Союзе статус наблюдателя.
Рассмотрим динамику процесса развития сотрудничества на примере данного Союза. Прежде всего, были определены основные направления развития многосторонних связей и цели. Основными направлениями стали:
– образование необходимых совместных органов;
– разработка общей законодательной базы;
– формирование единого экономического пространства;
– активизация участия всех секторов социума в интеграционных процессах;
– роль и вклад Республики Казахстан в реализацию стратегии интеграционного диалога.
Главными целями Евразийского Союза были определены:
– формирование общих внешних таможенных границ стран-участниц;
– выработка единой внешнеэкономической политики;
– унификация тарифов, цен и других составляющих общего рынка.
Совместные органы формировались по мере подготовки необходимых условий. Так были созданы:
– Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;
– Межпарламентская ассамблея;
– Евразийский банк развития;
– Центр высоких технологий;
– Антикризисный фонд и др.
И, наконец, в ноябре 2009 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали пакет документов о Таможенном Союзе. В июне 2013 г. в качестве наблюдателя к ним присоединились Украина и Кыргызстан.
В рамках второго направления были подготовлены и приняты ряд модельных законов и других нормативных актов:
– Экологический Кодекс;
– Концепция основ таможенного законодательства;
– Концепция Основ бюджетного законодательства;
– Соглашение об основополагающих принципах валютной политики;
– о государственных социальных стандартах;
– о миграции;
– о прожиточном минимуме и др.
Настоящим прорывом в интеграционном процессе стали документы, подписанные в рамках Таможенного Союза. Что они дают странам участницам, и какие открывают перспективы?
Таможенный Союз становится «локомотивом дальнейшей интеграции» по образному выражению премьер-министра Республики Казахстан, так как часть функций национальных государств передаются наднациональному органу [2]. Согласно подписанным документам создается объединенный рынок, что дает огромные преимущества:
– человеческий потенциал данного объединения составляет более 170 млн. человек;
– промышленный капитал – 600 млрд. американских долларов;
– совокупные запасы нефти 90 млрд. баррелей;
– общий объем сельскохозяйственного производства – 112 млрд. долларов (это 12 % мирового производства и 17 % мирового экспорта пшеницы);
– совокупный товарооборот – 900 млрд. долларов;
– общий объем ВВП составляет 2 триллиона американских долларов [3].
Следует отметить, что именно таким путем начиналась экономическая интеграция Европейского Союза.
По мнению экспертов, Таможенный Союз дает трем странам в перспективе ускоренное формирование Единого экономического пространства, что позволяет создавать новые совместные производства, защитить страны Союза от внешней товарной экспансии, сделает более привлекательными для внешних инвестиций. По прогнозу к 2015 г. страны получат прирост ВВП свыше 15% [3].
Особая роль Республики Казахстан в развитии этих многосторонних связей определяется рядом факторов. Во-первых, геополитическим положением Республики, которое требует многовекторной внешней политики вообще и в приграничном сотрудничестве в том числе. Во-вторых, наличием огромных природных ресурсов, которыми располагает Республика и которые делают ее привлекательной для внешних инвестиций. В-третьих, глубокими историческими традициями, связавшими нашу страну с приграничными государствами. И, наконец, разработкой и четкой реализацией Стратегии развития Казахстана как миролюбивого, демократического, стабильного государства, позволившей создать уникальную казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия. Характерные черты ее Президент Н.А. Назарбаев определил в своем выступлении на ХIV сессии Ассамблеи народа Казахстана в октябре 2008 г. [4]
Все это определило не только лидирующую роль Казахстана в регионе, но и большой интерес мирового сообщества к нашему опыту. Именно это стало основой доверия Республике Казахстан выполнения обязанностей Председателя ОБСЕ в 2010 году и позволило Казахстану выиграть право на проведение «ЭКСПО–2017».

Литература

1. Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. М., 2008.
2. Казахстанская правда. 12 декабря 2009 г.
3. Казахстанская правда. 1 декабря 2009 г.
4. Назарбаев Н.А. Сила страны – в единстве народа. Выступление на ХIV сессии Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. 24 октября 2008 г.