Зачем власти понадобился «народный фронт»

Зачем власти понадобился «народный фронт»

Алтапресс, 28 июня 2013 г.

Автор

11 и 12 июня в Москве прошел учредительный съезд «Общероссийского народного фронта«, на котором эта не зарегистрированная до сих пор в Минюсте, но активно участвовавшая и на выборах депутатов Госдумы 2011 года, и в прошлогодних президентских, и в многочисленных муниципальных и региональных выборах организация была преобразована в общественное движение и обрела обновленное название: «Народный фронт – за Россию» (НФР).

Инфографика: ОНФ. Иллюстрация из архива редакции.

Инфографика: ОНФ

Лидером движения был провозглашен Владимир Путин, до этого называвший себя лидером партии «Единая Россия». Членство в организации, скорее всего, будет не коллективным, а индивидуальным.

Опрос. Что представляет собой ОНФ? Иллюстрация: Левада-центр.

Опрос. Что представляет собой ОНФ?

Несмотря на то, что создатели «Фронта» позиционируют его исключительно как общественное движение, у НФР уже имеются практически все признаки полноценной политической партии: лидер, программа, устав, аппарат, региональные отделения, а для того чтобы НФР превратился в политическую партию, достаточно будет внести минимальные правки в уставные документы и заявить о перерегистрации. Кроме того, предполагается, что после регистрации НФР будет финансироваться за счет добровольных пожертвований его участников. Что же такое «Народный фронт», зачем он понадобился Путину и каковы в этой связи перспективы «партии власти»?

Конструктивные партнеры

Борис Трофимов, руководитель Алтайского регионального отделения «Единой России»:

Борис Трофимов, руководитель алтайских единороссов. Фото: Анна Качурина.

Борис Трофимов, руководитель алтайских единороссов.

Это неправильная постановка вопроса. О какой конкуренции может идти речь? «Единая Россия» – политическая партия, согласно уставу она участвует в формировании власти. А у «Общероссийского народного фронта», как у общественного движения, совсем другие цели. Правильнее было бы сказать, что между «Единой Россией» и «Народным фронтом» конструктивные и плодотворные партнерские отношения. «Единая Россия» так же, как и НФР, в свое время создавалась по инициативе Владимира Путина, поддерживала его, он был ее лидером. Думаю, идеология центризма найдет отображение и в программных документах «Народного фронта», который тоже создается по инициативе Владимира Владимировича. «Единая Россия» активно участвует в создании НФР. В его оргкомитет в Алтайском крае пока вошли пять партий: «Единая Россия», «Родина», «Патриоты России», «Крестьянская партия» и «Партия пенсионеров». И я уверен, что до проведения региональной конференции на участие в НФР откликнутся и коммунисты, и справедливороссы, и ЛДПР. Платформа движения расширяется. Что касается будущего НФР, то об этом вообще пока рано говорить. Я не выстраиваю на эту тему никаких прогнозов. Обсуждений в том ключе, что «Народный фронт» может стать пар­тией, я не слышал. Вообще, такие мысли, идеи, что НФР перерастет в партию, насколько мне известно, никем не вынашивались. Это чьи-то домыслы, просто чтобы подогреть эту тему.

Запасной вариант

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда информационной политики:

Александр Кынев, политолог. Фото из архива редакции.

Александр Кынев, политолог.

Пока «Народный фронт» играет роль дымовой завесы, отвлекающей публичное внимание от негативного имиджа «Единой России». Это «план А» – базовая ставка все равно делается на «ЕР». Однако, если дальнейшее развитие событий, и в частности итоги сентябрьских выборов, будет для «партии власти» неудачным, может включиться «план Б» – превращение «Фронта» в полноценную партию. Его юридическая регистрация означает, что полдороги к созданию партии уже пройдено. Сам факт того, что план «Б» существует и обсуждается, говорит о том, что власть нервничает и в «плане А» не уверена. Большая часть регионов, которым в сентябре предстоят выборы, отличается высокой внутренней конкуренцией, и, значит, риски «неправильных» для «партии власти» результатов повышаются. В этом случае выборы будут представлены как часть политтехнологического плана по отказу власти от «Единой России». Все игры с созданием НФР несколько деморализуют номенклатуру в регионах, потому что они не знают, что с ними будет завтра в случае реализации «плана Б». Как общество все это воспримет, сказать сложно. Многое будет зависеть в целом от социально-экономической ситуации в стране: если дела будут плохи, ни «план А», ни «план Б» не помогут.

Попытка ребрендинга

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований:

Юрий Чернышов, руководитель Алтайской школы политических исследований. Фото из архива редакции.

Юрий Чернышов, руководитель Алтайской школы политических исследований.

Ставить вопрос о какой-то конкуренции между «Единой Россией» и «Общероссийским народным фронтом» некорректно. «Фронт» – это просто попытка ребрендинга «партии власти», не более того. «Единая Россия» во многом дискредитирована в массовом сознании. На фоне непрерывных коррупционных скандалов значительная часть населения воспринимает ее как антигероя, как «партию жуликов и воров». Новый бренд некоего «Фронта» – это попытка уйти от негативного образа, но люди-то остаются те же, и методы те же самые. Провозглашен «диалог народа с властью» – но структура создается сверху. А настоящие институты гражданского общества при этом подвергаются все большему давлению. Не надо воспринимать «ЕР» и НФР как самостоятельные субъекты политики: они управляются из одного центра, и их функционеры делают то, что им скажут. НФР – просто вспомогательная расплывчатая конструкция, маскировочная «оболочка» «ЕР». Вопрос о том, что кто-то с кем-то там будет конкурировать, в реальности вообще не возникает. Видимо, наиболее дальновидные люди в руководстве страны все-таки понимают, что без критики системы происходит ее загнивание, а сейчас ведь нет даже умеренной критики со стороны «системной оппозиции», ее задавили. Очень непродуманные решения в Думе принимаются без какой-либо обкатки. Крайне слаба обратная связь с обществом. Со­здание этого «Фронта» непонятно против кого – слабая попытка немного оздоровить систему, причем опять сверху, силами чиновников, которые заинтересованы лишь в самосохранении и понимают, что если не предпринимать вообще никаких шагов, то система обрушится. Исторические параллели с КПСС в 1980-х, на мой взгляд, не вполне правомерны: тогда движение за демократизацию активно развивалось снизу и потом вышло далеко за рамки партии. А здесь прослеживается старый советский подход – «нужны такие Гоголи, чтобы нас не трогали», чтобы по мелким непринципиальным вопросам те, кому поручено, изображали критику, но при этом помогали системе сохраниться в неизменном виде. Во что со временем может трансформироваться НФР, предсказать несложно. История знает примеры, когда достаточно мощные общероссийские привластные движения в одночасье бесследно исчезали, как, например, «Наш дом – Россия», которое просто «перетекло» в иную «партию власти». Все наши квазипартии обычно выстраиваются под своего конкретного «вождя». Поэтому можно с большой вероятностью предполагать: когда сменится президент, об ОНФ очень скоро все забудут.

Опрос. Как вы думаете, в чьих интересах прежде всего создается этот "Народный фронт"? Иллюстрация: Левада-центр.

Опрос. Как вы думаете, в чьих интересах прежде всего создается этот «Народный фронт»?

Опрос. А вы слышали о «Народном фронте»?

Ольга Диденко, программист:

Про «Народный фронт» слышала что-то в новостях, но не вслушивалась и не вникала. Наверное, это какая-нибудь новая политическая партия… Про то, что Путин возглавил «Фронт», тоже ничего не знаю… Я очень редко смотрю телевизор, а политические новости в Интернете совсем не читаю. Все равно мое мнение ни на что влияния не окажет.

Леонид Иванович, пенсионер:

Вся политика всех этих партий и обществ, от коммунистов до демократов, направлена на уничтожение рабочего класса и крестьянства. Поэтому я ни одной политической организации, в том числе и этому «Фронту», не верю. Это все глупость.

Константин Боенко, музыкант:

Кажется, «Народный фронт» создавали как объединение разных общественных и политических организаций вроде как по инициативе Путина. Я думаю, что одна из его целей – это решение каких-то вопросов, связанных с организацией общества, решением проблем на уровне от региона, района до ТСЖ.

Петр Анатольевич, пенсионер:

Это новая задумка власти, чтобы отвлечь народ от проблем, которые есть в России. Ничего нового тут нет. Народ у нас политически неактивен, и этот «Фронт» создают, чтобы изобразить новую волну активности граждан. Но на самом-то деле воз и ныне там.

Факт

Из манифеста «Народного фронта – за Россию»: «Движение открыто для всех граждан, общественных и политических сил, готовых деятельно объединиться вокруг стратегии, которую предлагает России Владимир Путин».