Шишикин В.Г. Изменение идеологии Вьетнама в постколониальный период

Данные об авторе. Шишикин Виталий Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры МОиР Факультета гуманитарного образования НГТУ, г. Новосибирск. Сфера научных интересов: реформы отечественного высшего образования в конце ХХ – начале ХХI вв.; классические и современные геополитические теории; международные отношения стран Запада и Юго-Восточной Азии.

Аннотация. «Холодная война» стала периодом проверки жизнеспособности разных политических идеологий: коммунистической и капиталистической. Их столкновение шло в различных регионах мирах, в том числе во Вьетнаме. Коммунистическая идеология стала связующим элементом национально-освободительного движения в войне за независимость и объединение страны. В дальнейшем она легла в основу строительства социалистического государства с вьетнамской спецификой, а на рубеже ХХ–ХХI вв. помогла адаптироваться Вьетнаму к реалиям постбиполярного мира.

Изменение идеологии Вьетнама в постколониальный период

В период «холодной войны» мир был разделен на два противоборствующих лагеря. Борьба Советского Союза и Соединенных Штатов принимала формы научно-технического соперничества, гонки вооружений, но особенно острой она была в сфере идеологии. Стороны стремились доказать, что именно их строй является наиболее жизнеспособным и перспективным.
Немецкий геополитик Карл Шмитт сравнивал соперничество великих держав с противостоянием двух типов цивилизаций: Земли и Моря. Исследователь, проследил и обосновал тезис о том, что суть мировой истории заключается в борьбе преимущественно континентальных и морских держав. В период античности это было противостояние «морского» государства – Афин и «сухопутной» Персии, затем Карфагена и Рима. В Новое время произошло столкновение Великобритании и Франции [1, c. 73–81]. В ХХ веке противоборство приняло глобальный характер, но его суть не изменилась. Само противостояние переросло в череду локальных конфликтов на периферии. Одной из горячих точек «холодной войны», ареной борьбы двух парадигм стал Вьетнам. Идеологическое противостояние в этой стране можно разделить на три этапа, что связано с политическим режимом государства, уровнем развития его экономической системы, а также влиянием, оказываемым извне.
Отправной точкой первого этапа (1945–1976 гг.) стала августовская революция 1945 г., публикация в сентябре Декларации независимости [2] и принятие Конституции Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). Закладываются основы противостояния двух идеологий – капиталистической и коммунистической. В Индокитае носителями первой являлись страны Запада, до 1954 г. возглавляемые Францией, которая в дальнейшем уступила место Соединенным Штатам. Противником Запада выступал Советский Союз, а после 1949 г. Китайская Народная Республика.
После 1946 г. у Вьетнама было два возможных пути развития. На севере Вьетнама началось строительства коммунизма по сталинскому образцу. Этому предшествовал период становления коммунистической идеологии Вьетнама, которая включала комплекс идей, в том числе конфуцианства, французского Просвещения и ленинизма, адаптированных под реалии Индокитая [3]. На Юге Вьетнама возникает «банановая республика» под названием Республика Кохинхина, контролируемая французской администрацией. В 1946–1954 гг. борьба идеологий приняла форму войны за национальную независимость.
В 1954 г. после окончания Индокитайской войны территория Вьетнама была разделена два государства – на севере укрепилась Демократическая Республика Вьетнам, на юге – Республика Вьетнам. Противостояние двух государственных образований приобретает ярко-выраженную идеологическую окраску. И на севере, и на юге действуют авторитарные режимы, которые стремятся привлечь на свою сторону население. ДРВ имеет явное идеологическое преимущество, на руку коммунистическому движению играет авторитет Советского Союза, победившего в войне Германию и Японию, а также поддерживающего национально-освободительные движения в мире. Коммунистическая партия Индокитая (КПИК) имела опыт борьбы с колониальным режимом, а ее разветвленная сеть охватывала не только территории ДРВ, но и Республики Вьетнам. Умело используя постулаты коммунистической идеологии, она привлекала беднейшие слои крестьянства, мелких торговцев и промышленных рабочих. Малоимущим слоям населения импонировали идеи свободы, равенства, братства, коллективизма и взаимопомощи. На тот исторический момент они в большей степени отвечали потребностям населения, которое в массе своей проживало в сельской местности и почти полностью было неграмотным.
На Юге в Республике Вьетнам не существовало четкой идеологии. Власти использовали комплекс разнородных идей от случая к случаю, когда того требовала ситуация. Аморфность идеологии, использование демагогии и популизма создавали предпосылки для неустойчивости режима. Отсутствие одной партии, которая сплачивала бы разные слои населения, частая смена лидеров-марионеток, открытое вмешательство США во внутренние дела Республики Вьетнам, которые больше ассоциировались с колонизаторами, а не с освободителями, вызывали отчуждение у основной массы населения. Ставка режима на местную аристократию, наиболее состоятельных граждан и армию привели к тому, что режим имел узкую социальную базу. Неимущим слоям населения Республики Вьетнам больше импонировали порядки на Севере, где все были «одинаково бедными». Именно уравнительные идеи, жесткие, а порой и жестокие законы, а также патронат государства составляли тот идеал, который привлекал вьетнамских крестьян, вынуждая их активно или пассивно поддерживать ДРВ и сопротивляться агрессивно насаждаемой идеологии Запада с его культом потребления, индивидуализма и массовой культуры. Первый этап противостояния завершился с выводом американских войск в 1973 г., падением Сайгонского режима в 1975 г., объединением страны и провозглашением в 1976 г. Социалистической Республики Вьетнам.
Второй этап (1976–1992 гг.) отличался меньшей напряженностью в идеологическом противоборстве. В СРВ шло совершенствование политического режима. За основу была взята модель Советского Союза. Так, Конституция СССР 1977 г. была положена в основу Конституции СРВ 1980 г. [4]. В ряде случаев политическому режиму и соответственно идеологии приходилось отстаивать право на существование силой оружия. В начале 1979 г. в ходе непродолжительной Китайско-вьетнамской войны вооруженные силы СРВ, поддержанные ополчением смогли сдержать натиск Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Незадолго до вторжения НОАК вооруженные силы СРВ помогли свергнуть в соседней Кампучии режим «красных кхмеров», которые ориентировался на КНР. Идеологическая платформа, которая сплотила население и позволила ему выстоять в столкновении с более сильным противником, служила доказательством правильности выбранного пути. Догматы Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) в этот период оставались в целом неизменными. «После победы коммунистическое руководство, изо всех сил стремясь объединить разорванную в войне надвое нацию, с разрушительными последствиями пыталось ввести по всей стране социалистическую экономику» [5].
Удар по идеологии был нанесен главным союзником – СССР. Итогом горбачевской перестройки стал распад социалистического лагеря, ОВД, СЭВ и самого Советского Союза. В этой ситуации малые страны, придерживавшиеся социалистической ориентации, оказались в положении сирот, которым в текущий момент пришлось самостоятельно решать вопросы дальнейшего развития – отказа от прежней идеологии или ее адаптации к ситуации. Первые попытки реформ были предприняты после VI съезда КПВ в 1986 г., когда была провозглашена политика обновления и заложены основы «рыночного социализма» [6, с 404]. Решение о постепенном изменении экономической системы шло одновременно с либерализацией политического режима и отходом от жесткого идеологического догматизма.
С 1992 г. начался третий и последний на настоящий момент этап трансформации идеологии современного Вьетнама. Изменения произошли в конституционном устройстве СРВ, когда была принят новый Основной закон государства. С этого момента Вьетнам начинает больше ориентироваться на КНР. Но в отличие от Китая во Вьетнаме продолжает действовать однопартийная система, существование даже квази-партий не допускается. В ряде случаев к руководству в провинциях приходят беспартийные, но в центре власть по-прежнему остается у КПВ.
Основной ареной противоборства коммунистической идеологии с другими идейными течениями становится хозяйственная система. Многоукладность вьетнамской экономики, допущение рыночных механизмов привели к расслоению общества. Идеи равенства, коллективизма и взаимовыручки приходят в противоречие с экономическими постулатами о стремлении к прибыли, развитии индивидуализма и конкуренции. Рост благосостояния общества привел к тому, что коммунистическая идеология перестала в полной мере отвечать потребностям общества, хотя продолжает его сплачивать за счет деятельности партии, широкой пропаганды, а также апелляции к прошлому.
Таким образом, жесткое противостояние во Вьетнаме двух идеологий с середины сороковых годов и до конца семидесятых годов ХХ в., переросло в доминирование коммунистических идей на территории всей страны, которое длилось до начала девяностых годов. Под воздействием общемировых тенденций идеологическое противостояние с Западом обрело менее агрессивные формы. Доминирующая роль КПВ в СРВ исключает возможности конкуренции с другими идеологиями в политической сфере, но допускает диалог в области экономики.

Литература

1. Шмитт К. Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря // Геополитика: Хрестоматия / Сост. Б.А. Исаев. СПб., 2007.
2. Декларация независимости Вьетнама 1945 г. URL. http://worldconstitutions.ru/archives/704 (дата обращения: 22.05.2013).
3. Хо Ши Мин. Избранное. Библиотека вьетнамской литературы. М., 1979.
4. Конституция Социалистической Республики Вьетнам 1980 г. URL. http://www.sovetika.ru/vtm/konst.htm (дата обращения: 24.05.2013).
5. Вьетнам. Война продолжается // За рубежом. 2000. №15–16. URL. http://asiapacific.narod.ru/vietnam/war.htm (дата обращения: 25.05.2013).
6. Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы. Науч.-метод. комплекс / Под ред. А.Д. Воскресенского. М., 2011.