Россия и Центральная Азия: в основе сотрудничества — принцип равного партнерства

Россия и Центральная Азия: в основе сотрудничества — принцип равного партнерства
За науку, № 24 (1323) от 5 сентября 2013 года

На прошлой неделе Алтайский государственный университет объединил представителей пяти государств Центральной Азии.

Девятнадцать молодых представителей научных кругов из Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана прибыли в наш вуз, чтобы принять участие в Международной летней школе молодых лидеров стран Азии «История, культура и этнография Азии».

За несколько дней работы в плотном графике, когда образовательные, культурные и экскурсионные модули начинались ранним утром, а заканчивались глубоким вечером, участникам школы удалось не только установить деловые, равно как и дружескиее контакты, но также выявить и обсудить некоторые общие для стран Центральной Азии и России проблемы, попытаться найти пути их решения.
Преодолевая фобии — к сотрудничеству
Многие образовательные модули подразумевали проведение не только лекций, семинаров, но и ролевых игр, которые выявляли особенности отношения стран-участниц летней школы к сотрудничеству между собой. Как отмечает модератор семинара «Идентичность, имидж страны и региона в современном мире» профессор АлтГУ Ю.Г. Чернышов, в ходе игры центральноазиатские команды иногда ревниво следили за российской — не будет ли она пытаться им диктовать, навязывать свое мнение. «За два десятка лет постсоветской истории национальные элиты стран Центральной Азии успели оценить свой суверенитет, — поясняет Юрий Георгиевич, — им хочется самим принимать решения. Существует и фобия имперских амбиций России. Потому наиболее важным условием успешного сотрудничества они считают диалог на равных. Нам необходимо учитывать этот факт и формулировать свои идеи взвешенно и аккуратно. Важно понимать и то, что у стран Центральной Азии сейчас есть большой выбор партнеров. Они ведут многовекторную политику, сотрудничая с США, Китаем, Ираном, Турцией и другими странами. Если мы не заключим договоры, то обязательно это сделает кто-то другой. На нашей ролевой игре нам всем в итоге успешно удалось договориться: по аналогии с ШОС (Шанхайской организацией сотрудничества) была создана БОС (Барнаульская организация сотрудничества), принят итоговый документ. Это, конечно, игра, но было приятно достигнуть понимания».
Говорим — лидер, подразумеваем — харизмат
Если с требованиями, предъявляемыми азиатскими странами к партнерам, все более-менее ясно, то с качествами, которыми должен обладать лидер, участникам летней школы еще предстояло определиться. В ходе семинара «Коммуникативный имидж лидера: технология воздействия и взаимодействия» (модераторы — Е.В. Лукашевич, доктор филологических наук, профессор, С.А. Мансков, кандидат филологических наук, доцент), прошедшего в рамках образовательного модуля «Русский язык как язык межкультурной коммуникации в азиатском пространстве», был сделан набросок портрета современного лидера: он должен быть харизматом, имеющим навык разнообразной коммуникации.
Мягкая сила
Россия исторически выступает для стран Центральной Азии в качестве объединяющего начала, но не с помощью военной силы, а благодаря общим интересам, используя культурное и экономическое влияние (то, что сейчас называют «мягкой силой»). Побывав в Москве на территории Кремля, в Оружейной палате, Российской академии наук, поучаствовав в обзорной экскурсии по Барнаулу с посещением музеев города, совершив поездку по краю («Бирюзовая Катунь», музей Г.С. Титова в с. Полковниково, музей В.М. Шукшина в с. Сростки и т.д.), участники летней школы, можно сказать, заново открыли для себя Россию, и исключительно с положительной стороны. Итогом может стать их желание не только вновь принять участие в мероприятии, но и укрепить завязавшееся сотрудничество, расширить его рамки, а, возможно, и приехать в Россию работать. Участники школы — это лучшая реклама России в Центральной Азии.
Оказывать активное содействие развитию партнерских взаимоотношений между странами может туризм. Перспективы его развития на трансграничных территориях были обсуждены участниками школы в ходе одноименного семинара, прошедшего под руководством А.Г. Редькина, кандидата географических наук, доцента.
Барнаул вне конкуренции?
Россия в целом и наш край в частности заинтересованы в легальной иммиграции из Центральной Азии граждан с высоким культурным, образовательным, профессиональным уровнем. По словам Ю.Г. Чернышова, проблема Сибири с ее большой территорией и богатством ресурсов, но растущей малонаселенностью рано или поздно приведет к тому, что нас «извне» начнут настойчиво призывать «делиться». Для решения демографической проблемы полезнее привлекать не «культурно чуждых» мигрантов, а знающих русский язык соотечественников из соседних стран СНГ. «Приток мигрантов в наш регион уже идет, но нередко это «нелегалы», временная дешевая рабочая сила, — отмечает Юрий Георгиевич. — Необходимо этот процесс качественно изменить и благодаря краевым программам по поддержке иммигрантов привлекать к нам культурно близкий и «цивилизованный» контингент». Как отметил эксперт, в миграционном процессе среди городов сибирского региона существует конкуренция. «Томск, как научный и вузовский центр, привлекает иностранных граждан-специалистов в области науки и студентов, Омск и Новосибирск, как бизнес-центры, — работников коммерческих структур и так далее. Барнаул пока мало чем выигрывает в сравнении с ними, и низкий уровень средней заработной платы также не в нашу пользу. Может быть, развитие Азиатского университета позволит привлечь больше иностранных студентов. Но на Алтае есть хорошие условия и для занятия сельским хозяйством. Необходимо разработать программу, предусматривающую более серьезные льготы для соотечественников, переселяющихся для жизни и работы в сельской местности Алтая», — заключил Ю.Г. Чернышов.
Историко-культурное наследие — наше все
Алтай — место пересечения культур, уникальная точка, и со странами Центральной Азии у нас есть общая цель — сохранить культурное наследие, накопленное общими усилиями в течение истории Российской империи и советской России. Как подчеркнул А.А. Тишкин, доктор исторических наук, профессор АлтГУ, эксперт летней школы и руководитель семинара «История, культура и этнография Большого Алтая», прошедшего в рамках образовательно-культурного модуля «Большой Алтай как интегральная часть Центральной Азии: этнокультурное и биологическое разнообразие» с участием доктора исторических наук, профессора АлтГУ В.С. Бойко и кандидатов исторических наук Н.Н. Серегина и Е.В. Шелеповой: «Историко-культурное наследие, во-первых, — это такое же богатство, как и недра. Это колоссальные ценности, которые необходимо беречь, но в то же время активно использовать, вовлекая инновационную составляющую. Например, в туристической и музейной деятельности, что будет приносить выгоду государству. Во-вторых, историко-культурное наследие обеспечивает легитимность страны, ее истории. Важную роль в этом играют археологические источники. Письменных источников мало, они могут быть противоречивы, отрывочны, вне контекста, а археологические объекты дают возможность восстановить вырванные страницы истории, понять процессы взаимодействия и выйти на решение проблемы этногенеза».
Братья навек
Это проблема актуальна в мире вообще и для молодых государств, получивших свою независимость недавно, в частности. В процессе этногенеза есть много фальсификаций, большое давление идет со стороны тюркских народов. Идея пантюркизма с подачи Турции, ставшей полноправным членом европейского пространства, разгорается с новой силой. «От участников школы как представителей молодого поколения зависит очень многое, в том числе и отношение их государств к России, — отмечает Алексей Алексеевич. — В ходе мероприятий школы мы попытались донести до молодых лидеров, что у нас общая история, начиная с древности, и строить свое будущее нужно также сообща».
Свободу — слову!
Нас связывает не только история, но и русский язык. «Наш язык должен выступать как средство межэтнического общения в Азии, — убежден профессор А.А. Тишкин. — Это близкая реальность, просто над этим нужно работать, а в качестве инструментов использовать такие международные мероприятия как летняя школа по этнографии Азии».
Участники школы обсудили проблему «Свобода слова в России и странах Центральной Азии» в рамках семинара «Современный русский язык в сфере публичного общения: пути и способы гармонизации речевого взаимодействия» (руководитель — Т.В. Чернышова, доктор филологических наук, профессор АлтГУ). Выводы были сделаны следующие: свобода слова позволила расширить тематику устного общения, увеличила активный словарный запас носителей языка, но при этом увеличила общую агрессию.
Принцип равного партнерства
— это тот путь, идя которым, мы достигнем реальных положительных эффектов от взаимодействия со странами Центральной Азии. Участники и эксперты летней школы пришли к выводу о необходимости проведения мероприятия ежегодно, что было отмечено в итоговом документе. Во избежание ограниченного характера сотрудничества, запланировано привлечение ведущих специалистов и молодых лидеров в области естественных наук.
Александра Артемова