Коваленко Л.Г. Некоторые аспекты современной миграционной ситуации

Данные об авторе. Коваленко Людмила Георгиевна, кандидат философских наук, доцент; член РАПН; научный интерес – политический процесс.

Аннотация. В современном мире в эпоху глобализации актуализируется проблема миграции населения, привлекающая внимание исследователей, политиков и общества. Миграционные потоки вызваны многими причинами: экономическими, социальными, политическими, демографическими; их порождают войны, политические конфликты. Происходит перемещение огромных масс людей в инокультурную среду, что, естественно, определяет социальный и психологический климат в принимающей стране. Здесь важна роль государства, регулирующего эти процессы посредством законов и разработки программ по адаптации мигрантов, также требуется огромная информационная работа. Сценарии миграционной политики могут быть различны: либеральный, ограничительный, усредненный (смешанный). Для России миграционная проблема особенно актуальна с 90-х годов XX века.

Некоторые аспекты современной миграционной ситуации

В условиях глобализации все более значимой становится проблема миграции населения во всех ее проявлениях. Интерес к ней имеет глубокие исторические корни, поскольку на протяжении развития человеческого сообщества миграционные потоки «прокатывались» по всем регионам и континентам. А в настоящее время на фоне других проблем – демографических, экологических, распределения природных богатств – необходимы теоретическое осмысление и анализ реальных миграционных процессов, а также управления ими. В рамках этой проблемы представляют интерес направления миграционных потоков и некоторые современные особенности миграции.
Сущностные интерпретации миграции населения достаточно разнообразны и противоречивы. В целом миграция населения рассматривается как перемещение людей из одного региона в другой. О.Д. Воробьев подчеркивает, что миграция населения – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ … с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих» [1, с. 35]. Автор включает в определение направления перемещения и цель. В.А. Ионцев, исследуя феномен миграции, разработал достаточно полную классификацию направлений миграции населения в рамках 17 подходов (45 научных направлений), из них – теории по экономическому социологическому, миграционному, демографическому, историческому, политическому подходам [2, с.19]. Наиболее полное представление о миграции населения дает исследование этого феномена в рамках различных подходов, поскольку само это явление многогранно, и теоретическое осмысление миграционных процессов немыслимо без анализа жизненно важных проблем. Именно миграция обеспечивает соединение территориально распределенных природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, изменения социального статуса, других жизненно важных положений.
Миграцию населения можно рассматривать и с позиции миграционного режима и, соответственно, принятой модели миграционной политики. Это ограничительный подход и либеральный. При ограничительном подходе миграционные потоки (внешняя миграция) достаточно жестко регулируются государством посредством принятых законов. После Второй мировой войны выбор в пользу этого подхода сделали Великобритания и США, приняв ряд законодательных актов, дополнив их законами 1980–1990-х годов, которые усиливали меры внутреннего и внешнего контроля над миграцией. Последствия такой политики неоднозначны – увеличились затраты на осуществление контроля, а миграция (нелегальная) стала принимать новые формы. Исходя из опыта этих стран, были определены оптимальные условия для реализации ограничительной миграционной политики: необходимость последовательных действий и усиление контроля за исполнением законодательства; наличие альтернативных источников восполнения потребностей принимающей стороны в трудовых ресурсах, а также механизмов привлечения необходимых мигрантов – специалистов; обеспечение равных шансов для социального продвижения всех мигрантов, противодействие созданию замкнутых анклавов; координация усилий со странами партнерами, с которыми сохраняется свободное перемещение (совместное укрепление границ, информационный обмен, техническая помощь) [3, с. 52–53].
Альтернативой можно рассматривать либеральный подход, который используется в странах ЕС в отношении новых членов Евросоюза. Этот подход предполагает свободу перемещения, снятие ограничений в сфере занятости, что дает возможность более эффективного удовлетворения спроса на рабочую силу. Такая миграционная политика имеет определенные программные цели, так как в развитых странах Европы процесс старения населения и уменьшение количества лиц трудоспособного возраста требует притока рабочей силы, то есть демографическая проблема определяла модель политики в отношении мигрантов. Расширение легальной миграции из ЦВЕ стимулировало миграцию молодых и трудоспособных мужчин со средним и высшим образованием, стремящихся получить определенный доход [3, с. 54]. Ряд европейских экспертов считают, что отток квалифицированных специалистов с высоким уровнем образования из Южной и Восточной Европы может привести к дезинтеграции ЕС, в качестве лучшего варианта они видят временный выезд, что выгодно для принимающей страны и страны выезда.
Возможно, для России это тоже приемлемый вариант. Но открытие границ не привело пока к массовому переселению в силу ряда причин. Ключевую роль в формировании маршрутов миграции сыграли особенности национальных рынков (степень государственного регулирования, спрос на рабочую силу), а также географический и культурный факторы. Миграционная политика в рамках либерального подхода имеет и преимущества, и определенные трудности, которые необходимо учитывать, в том числе и России. Это, прежде всего, возможность возрастания интенсивности миграционных потоков в силу каких-либо причин (катастрофа, война), что может вызвать рост недовольства в обществе и социальной напряженности. Недостатком для принимающей стороны является и то, что утрачивается гибкость при решении текущих задач управления (события в Северной Африки 2010–2012 гг. показали неэффективность противодействия нелегальной миграции на общеевропейском уровне). Велика и роль качества институтов принимающего общества в нейтрализации негативных последствий либерализации. В странах со слабыми институтами формальное уравнивание мигрантов в правах с местными рабочими может привести к перекосу на рынке труда и замещению местных рабочих мигрантами. Также для проведения либерализации миграционной политики необходима поддержка большинства населения, а здесь имеет значение фактор культурной близости [3, с. 57]. И еще один важный урок – либерализация миграционной политики должна осуществляться параллельно с программами, направленными на развитие отстающих регионов.
Основные причины современной миграции населения: внутренняя миграция – поиск работы, улучшение условий и качества жизни; международная миграция – экономическая разница в уровне доходов, нехватка специалистов, война, политический конфликт, природная катастрофа. Можно выделить некоторые современные тенденции международной миграции населения: рост вынужденной миграции, нелегальной; глобализация мировых миграционных потоков, возрастание роли демографической значимости миграции; качественные изменения в миграционных потоках (увеличение доли лиц с высоким уровнем образования). В XXI веке обозначилась еще одна разновидность миграции – так называемая прибыльная миграция, когда мигранты не только содержат свои семьи, зарабатывая деньги в другой стране, но и обеспечивают создание части валового внутреннего продукта своей родины, формируя новые финансовые каналы и влияя на международную политику, связывая государства между собой [4, с. 81].
C начала 90-х гг. XX в. с международной миграцией столкнулась и Россия в новом статусе – суверенного государства. И эта проблема требует изучения и соответствующей миграционной политики. В перспективе миграция приобретает для России определяющее значение, и от того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества мигрантов, зависят темпы экономического роста, уровень жизни населения и социальный климат, размеры и целостность страны. Миграция для РФ является также и условием поддержки численности населения в силу неблагоприятной демографической ситуации. Ж. Зайончковская подчеркивает ошибочность патерналистского взгляда на миграцию, так как мигранты не иждивенцы, они сами зарабатывают и сами должны, соответственно, заботиться о своем обустройстве. Муниципалитеты могли бы строить социальное жилье гостиничного типа, получая доход от аренды его мигрантами; также важен вопрос налогов – кто платит: работодатель или «приглашенный» – мигрант [5, с. 78]. Представления о потребительстве мигрантов опасны, разжигают у принимающего сообщества мигрантофобию, отношения «свой – чужой». И здесь велика роль государства, прежде всего его регулятивная функция – именно этот институт разрабатывает адекватное законодательство по приему мигрантов – регистрация, предоставление вида на жительство или гражданство, порядок трудового найма, надзор за правами мигрантов и т.п. Важным является вопрос о разделении полномочий и ответственности между центром и регионами, государством и работодателем. Затягивание решения этих вопросов, излишняя бюрократизация способствуют росту незаконной, неконтролируемой миграции, коррупции, поиску работодателем обходных путей при привлечении мигрантов.
Какие миграционные потоки можно выделить в России? Это страны СНГ и Балтии, но для привлечения из этих регионов (особенно Балтии) необходима либерализация миграционной политики. Более предпочтительна миграция из стран близких в культурном отношении – Украина, Белоруссия, Восточная Европа, но увеличение притока из этих государств вряд ли следует ожидать, у России в этом плане есть привлекательные конкуренты – ЕС и США. Выбор ограничен в основном странами Юго-Восточной Азии и КНР, достаточно активны китайцы. Сегодня широко распространяются пугающие сообщения (на уровне слухов, мифов) о китайском «нашествии», что формирует враждебную среду для мигрантов [5, с.76–77]. При этом важно и качество миграционного потока из КНР и других стран – в основном мигрируют люди, не имеющие должной квалификации, с низким уровнем образования, незнанием русского языка. Чтобы результат был иным, необходимо привлекать в российские вузы выпускников китайских школ, что и осуществляется в настоящее время в регионах Дальнего Востока и Сибири, в том числе и в Алтайском крае. Создавая благоприятные условия для такой молодежи, возможно обеспечить их «оседание» в России. В то же время популярно сегодня и изучение китайского языка россиянами, что, несомненно, создает основу для развития сопредельных территорий и преодоления этнокультурных различий.
Устранение излишней бюрократизации, коррупции, несовершенства законодательной базы в области миграционной политики имеет значение для РФ, поскольку, как подчеркивает Е. Тюрюканова, Россия еще долго будет оставаться принимающей страной и все сильнее будет зависеть от притока трудовых ресурсов извне [4, с. 91]. И, соответственно, будет сталкиваться с разного рода угрозами и рисками. Среди них – вывоз мигрантами денег из страны, непоступление от них налогов, так как многие работают нелегально, что способствует созданию инфраструктуры теневых сервисов, в т.ч. и по переправке денег. Отсюда возникает необходимость еще одной составляющей миграционной политики – формирование эффективной системы перевода денег мигрантами (это важно и для страны выезда). Еще один вид угроз и рисков – распространение терроризма, криминала, причем эти риски связываются с денежными переводами. Нагнетается атмосфера страха, который питает ксенофобию и формирует определенный психологический климат в стране, регионе, часто в этом участвуют и политические силы, преследующие свои интересы, и СМИ. Поэтому необходима прозрачность действий власти по данной проблеме, ее регулирования, ответственность СМИ за информацию.
Миграционный режим в России по отношению к странам СНГ, не входящим в единое экономическое пространство, может измениться в основном по двум направлениям: последовательной либерализации или последовательного ограничения, что даст возможность в перспективе повысить контроль над миграционными потоками. Оба варианта сопряжены с политическими, экономическими и социальными издержками [3, с. 57]. В каждом сценарии, как уже отмечалось, можно найти положительное и негативное для России. При либеральном – сокращение уровня теневой занятости мигрантов, устранение основы для коррупции и нарушения прав человека; эффективнее удовлетворяется рыночный спрос на рабочую силу. Но из-за слабости российских институтов рынка труда и степени разрыва в уровне социального развития между странами возможны и негативные последствия: рост социальной напряженности и обострение конфликтов на почве ксенофобии, односторонняя направленность перемещения по сравнению с внутриевропейской миграцией. Преимущество для России ограничительного сценария в том, что он позволяет повысить односторонний контроль над иммиграцией и создать базу для количественного и качественного отбора мигрантов. Недостатки – вероятность дефицита трудовых ресурсов из-за демографической ситуации и слабая привлекательность российского рынка труда для квалифицированных кадров. Также значительны издержки на соблюдение пограничного и визового контроля, увеличение семейной миграции, рост антииммигрантских настроений в обществе.
Представляется, что для России ни один из этих сценариев в чистом виде неприемлем. И новая «Концепция миграционной политики 2012–2025 гг.» отражает все противоречия по этой проблеме, существующие в политической элите и обществе. Иммиграция стала «яблоком раздора», «разменной картой» выборных кампаний, их идеологической составляющей. Здесь важно обозначить основную цель: сдерживание иммиграции и защита национального рынка труда или формирование пространства свободного перемещения общего рынка труда со странами СНГ. Инструменты достижения этих целей различны (всесторонний контроль и визовый режим или ослабление государственного вмешательства и упрощение устройства мигрантов). Государство должно определиться в этом вопросе, только тогда возможна эффективная миграционная политика.
Таким образом, создание привлекательности рынка труда, проживания (жилье, социальная сфера), обеспечение безопасности – это условия изменения качества миграции (специалисты, имеющие более высокий уровень образования, знающие русский язык или стремящиеся к овладению им). Осуществляя эффективную миграционную политику, страна решает и такие важные проблемы, как демографическая, трудовых ресурсов, экономическая, сближения в области культуры и адаптации человека в ином социуме («научение» сосуществовать в рамках разных культур и религий), что необходимо для сохранения мира. При этом имеет значение и развитость гражданского общества принимающей страны.

Литература

1. Воробьев О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник СФ ФС РФ-2003. № 9.
2. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
3. Троицкая О. Миграционная дилемма Россия // Pro et Contra. 2012. № 3.
4. Капур Д, Макхейл Д. Прибыльная миграция // Pro et Contra. 2005. № 1.
5. Зайончковская Ж. Перед лицом иммиграции // Pro et Contra. 2005.№ 3.