Малышева Н.С. Иммиграционная политика Великобритании в 1940-е – 1960-е гг.

Данные об авторе. Малышева Нина Сергеевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы – история европейской интеграции, трансатлантические отношения, история международных отношений.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты иммиграционной политики Великобритании в условиях становления государства всеобщего благоденствия. Исследуются причины перехода Великобритании от либеральной иммиграционной политики в конце 1940-х – 1950-е гг. к ограничительным мерам и введению жесткого иммиграционного контроля в 1960-х гг.

Иммиграционная политика Великобритании в 1940-е – 1960-е гг.

Период с 1946 до середины 1970-х гг. вошел в историю стран Западной Европы как «славное тридцатилетие», охарактеризовавшееся бурным подъемом промышленности, модернизацией средств производства и ростом товарооборота. В основе послевоенного экономического подъема лежали необходимость реконструкции промышленности и сельского хозяйства, энтузиазм населения и американская финансовая помощь. Нехватка рабочей силы в отдельных странах Западной Европы восполнялась за счет притока трудовых мигрантов, поощряемого как правительствами, так и частными агентствами. Таким образом, окончание Второй мировой войны повлекло за собой перемещение миллионов граждан европейских государств и их бывших колоний, впервые приобретавшее массовый характер.
Великобритания, как и ряд других стран Западной Европы, относилась к государствам «новой» миграции. Несмотря на то, что эта страна начала принимать мигрантов довольно рано – с XVI–XVII вв., их приток никогда не носил массовый характер [1, c. 21]. После войны, как бывшее государство-метрополия (наряду с Францией, Нидерландами, Бельгией), Великобритания была в состоянии обеспечить себя неквалифицированной рабочей силой за счет своих бывших колоний. Экономический подъем и низкий уровень безработицы делали бывшую метрополию привлекательной в глазах мигрантов, и с 1948 по 1962 гг. в Великобританию прибыло около 500 тысяч иммигрантов [4, p. 4].
Трудовая миграция совпала с появлением еще одной социально-экономической тенденции. Еще в годы Второй мировой войны в Великобритании возникла концепция государства всеобщего благоденствия (welfare state), со временем ставшая основой социально-экономической политики ряда стран Западной Европы. В соответствие с ней, от государства требовалось обеспечение всех своих граждан социальной защитой, и именно полной занятости населения, бесплатной системы здравоохранения и образования. Государство всеобщего благоденствия оказалось притягательным для трудовых мигрантов не только в связи с более высоким доходом, который они могли бы получить, но и в связи с социальными гарантиями.
В отличие от Франции и ФРГ, где в 1950-х – 1960-х гг. правительства приветствовали приток иностранной рабочей силы, иммиграция в Великобританию не поощрялась на правительственном уровне. Впрочем, необходимо сделать уточнение: лейбористское правительство К. Эттли (1945 – 1951 гг.) противостояло привлечению именно небелых иммигрантов, в то время как выходцы из стран Европы были желанными гостями в Великобритании. Тем не менее, в течение почти пятнадцати послевоенных лет британское законодательство не препятствовало въезду в страну выходцев из Индии, Пакистана, стран Африки и других бывших британских колоний. В 1948 году лейбористское правительство К. Эттли приняло закон, по которому все жители британских колоний получали статус граждан Великобритании. Как граждане, они получали право свободного въезда в страну и поселения [2]. Чем был вызвано появление этого либерального закона?
Во-первых, закон 1948 года наделял равными правами жителей Британской империи, когда еще невозможно было предвидеть масштабы иммиграции. Лейбористское правительство не предполагало возможности массовой иммиграции «цветных» и появления в стране значительного числа выходцев из Вест-Индии, Пакистана и Африки. Во-вторых, вопреки расхожему мнению, в центре иммиграционной политики британского правительства находились не бывшие колонии-страны «третьего мира», а бывшие колонии «старого Содружества» – Канада, Австралия и Новая Зеландия. Эти страны играли ключевую роль в торговле, способствовали распространению английского языка и культуры. Закон 1948 г. должен был упрочить связь между метрополией и доминионами и привлечь в Великобританию «белую» иммиграцию.
Быстрый рост «цветной» иммиграции в Великобританию привел к обострению существующих социально-политических проблем. Данные первого социологического опроса, проведенного в 1958 г., свидетельствовали о преимущественно негативном отношении британских граждан к черным и цветным иммигрантам; большинство выступало за введение ограничений на въезд в страну. Действия правительства подверглись острой критики как со стороны либерально настроенной общественности, так и со стороны правых популистских сил. Как первые, так и вторые упрекали лейбористов в отсутствии продуманной иммиграционной политики.
Отличительной чертой иммиграционной политики Великобритании в данный период являлось то, что ни работодатели, ни профсоюзы не оказывали на нее значительного влияния. Отношение профсоюзов к трудовым мигрантам было неоднозначно. Так, в 1955 г. Конгресс трейд-юнионов заявил о поддержке трудовой миграции из стран нового Содружества в страну. В то же время, в неофициальных беседах с министром труда У. Монктоном представители профсоюзов высказывались за введения миграционного контроля [3, p. 7]. Позже, в связи с погромами в индийских и пакистанских квартала, вслед за лейбористами Конгресс осудил погромы в 1958 г. и выступил против введения ограничений на миграцию.
Попытки ввести иммиграционный контроль обсуждались и на правительственном уровне. Основными участниками этой дискуссии стали Министерство труда, высказывавшееся за ограничение иммиграции, и Министерство колоний, считавшее необходимым сохранить право свободного въезда в страну. Вплоть до начала 1960-х гг. правительство поддерживало точку зрения Министерства колоний, не желая ухудшать отношения со странами Содружества и признавая ответственность за судьбу выходцев из британских колоний. Право свободного въезда как способ сохранения влияния в Содружестве признавала и Консервативная партия.
Стремительный рост небелой иммиграции, нежелание ряда новых независимых стран следовать курсу Великобритании привели к постепенному отходу от либеральной иммиграционной политики. Право свободного въезда в Великобританию все больше противоречило ухудшающейся экономической ситуации и росту безработицы. В 1962 г. Консервативным правительством был принят закон, направленный на ограничение иммиграции из стран Содружества (Commonwealth Immigrants Act), автором которого стал министр внутренних дел Р. Батлер. В соответствие с ним в страну был разрешен въезд только тем иммигрантам, которые получили ваучеры на трудоустройство, выпущенные Министерством труда. Ваучеры выдавались квалифицированным работникам – в основном, с медицинским образованием. В последующие годы правительство сокращало количество выдаваемых ваучеров. Право на въезд также было предоставлено прямым родственникам иммигранта, уже проживающего в Великобритании.
Несмотря на принятые меры, проблема иммиграции «цветного» населения не была решена. Начиная с 1967 г., в Великобританию хлынула вторая волна индийцев и шри-ланкийцев, – на этот раз, из Кении и Уганды. После предоставления двум странам независимости в 1963 г., «некенийцы» столкнулись с дискриминацией со стороны африканского правительства. При этом, обладая британскими паспортами и приезжая с территории стран Содружества, эти иммигранты не попадали по действие Закона 1962 г. Настойчивые требования со стороны консерваторов ужесточить контроль над прибывающими в страну встретили поддержку в лице правящей Лейбористской партии. Очередной Закон об иммиграции 1968 г. разрешал право въезда лишь тем гражданам, которые родились в странах Содружества или же имели одного из родителей, родившихся там. Примечательно, что этот был поддержан 79% опрошенных граждан Великобритании [4, p.14].
Таким образом, с 1948 по 1962 гг. Великобритания проводила одну из самых либеральных миграционных политик в мире. Предоставление гражданства миллионам жителей стран Содружества было политическим решением и данью колониальному прошлому. Стремительный рост «цветного» населения в послевоенной Великобритании, происходивший на фоне распада колониальной империи, предопределил весь комплекс межнациональных проблем, существующий и в настоящее время.

Литература

1. Манцерев К.А. Политико-правовые модели регулирования иммиграции Великобритании и Германии: сравнительный анализ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. №4.
2. British Nationality Act 1948. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/11-12/56/enacted
3. Freeman G. Migration and the Political Economy of the Welfare State // Annals of the American Academy of Political and Social Science. May, 1986, Vol. 485. Pp. 51–63. URL: http://www.jstor.org/stable/1045440
4. Hansen R. Citizenship and Immigration in postwar Britain. New York, Oxford University Press, 2000.