Анохина Е.А. Иностранцы в Китае: новые вызовы миграционной политики

Данные об авторе. Анохина Елена Сергеевна, к.и.н., доцент кафедры востоковедения Томского государственного университета. Научные интересы: Китай, миграционная политика Китая, китайская миграция.

Аннотация. На протяжении последних 30 лет в Китае происходит рост численности иностранных граждан, пребывающих и проживающих в стране. Это ставит новые вопросы перед правительством Китая о необходимости модернизации миграционной системы и интеграции иностранцев в экономическую и общественную жизнь страны.

Иностранцы в Китае: новые вызовы миграционной политики

В настоящее время Китай является наиболее динамично растущим участником международных миграционных процессов. Традиционно Китай принято воспринимать как страну-донора мигрантов. Однако начиная с 1978 г., начало расти число иностранцев, прибывающих в Китай. Согласно данным официальной статистики, в 1980 г. в Китай въехало 520 тыс. иностранцев, эта цифра выросла до 1,3 млн. человек к 1985 г. и до 5 млн. к 1995 г. [1]. Особенно активно объемы миграции растут на протяжении последних 10 лет. C начала 2000-х гг. ежегодный темп роста численности иностранцев, въезжающих в Китай, составляет 10% [2]. Так, в 2000 г. в Китай въехало 10 млн. иностранцев (без учета соотечественников из Гонконга и Тайваня), в 2009 г. – 21 млн. и в 2011 г.– 27 млн., причем 10% из них с целью работы в Китае, а еще 30% с деловыми целями [1]. По данным Государственного управления по делам иностранных экспертов, в 2013 г. в Китай прибыло 613 тыс. иностранных специалистов, из них 60% планировали остаться в Китае и заключить долгосрочные контракты [3]. Кроме того, не стоит забывать и о значительных объемах нелегальной миграции в Китай из сопредельных стран, в первую очередь Северной Кореи и Вьетнама. Все это создает стабильную прослойку иностранцев в китайском обществе и даже приводит к формированию локальных иммигрантских сообществ в китайских городах (например, большой японский анклав в г. Шанхай, африканский район в г. Гуанчжоу и т.д.).
Согласно переписи населения 2010 г., в Китае проживало 593 тыс. иностранных граждан и 170 тыс. граждан Тайваня [4]. Однако очевидно, что данные цифры не отражают реальной ситуации. Одной из проблем является отсутствие адекватной статистики по количеству иностранцев, проживающих в Китае. Во многом это связано с режимом пребывания в Китае и труднодоступностью так называемых «зеленых карт». Значительное количество иностранцев, проживающих в Китае, имеет краткосрочную визу и вынуждено регулярно выезжать за пределы Китая для ее продления. Кроме того, нередко проблемы с оценкой численности связаны с самой трактовкой иностранцев в Китае, которая является многоуровневой, а к различным категориям иностранцев применяются различные режимы. В частности, в число иностранных граждан в Китае входят иностранцы некитайской национальности, этнические китайцы – граждане других стран, граждане Тайваня, граждане Гонконга и Макао (хотя последние являются административными единицами КНР).
Иностранцы, проживавшие в Китае в 1980-е гг., в основном были либо иностранными студентами, дипломатами и иностранными журналистами, либо приглашенными иностранными специалистами. В этот период въезд и пребывание в Китае жестко контролировались со стороны государства. Однако с ростом китайской экономики в 1990-е и особенно 2000-е гг. и постепенной либерализацией режима въезда в страну появились предпосылки для роста численности иностранцев, проживающих в Китае, и диверсификации их социальной и профессиональной принадлежности.
В настоящее время иностранные граждане в Китае представлены иностранными студентами, сотрудниками иностранных компаний, иностранными специалистами, приехавшими в рамках специальных программ, бизнесменами, иностранными рабочими из Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и Африки, женами, привезенными из близлежащих стран Юго-Восточной Азии, нелегальными мигрантами из Северной Кореи, стран Юго-Восточной и Южной Азии, Африки.
В тоже время инструменты регулирования иммиграционных потоков в Китае находятся только в стадии формирования. На протяжении 1980–2000-х гг. въезд/выезд и пребывание иностранных граждан в Китае регулировались «Законом о въезде и выезде иностранцев из КНР» 1985 г. Однако уже в начале 2000-х гг. стало очевидно, что данный закон устарел. В 2012 г. ему на смену был принят новый закон.
В настоящее время пребывание иностранных граждан в Китае регулируется следующими основными законодательными актами: «Закон о въезде и выезде из КНР» 2012 г., «Правила регулирования въезда и выезда иностранных граждан из КНР» 2012 г., «Методы управления постоянным проживанием иностранцев в Китае» 2004 г. и «Положением о регулировании трудоустройства иностранцев в Китае» 1996 г.
В последние годы упорядочивание миграционного режима идет по пути усиления контроля за выполнением миграционного законодательства и ужесточения требований к длительному пребыванию в стране. В частности, новый «Закон о въезде и выезде из КНР» предусматривает ряд изменений в миграционной политике. Прежде всего, речь идет об ужесточении мер борьбы и наказаний за нелегальную миграцию. Нелегальные мигранты, т.е. те, кто нелегально въехал, нелегально проживает и нелегально работает в Китае, стали серьезной проблемой для Китая. Согласно официальным данным, количество официально зафиксированных случаев нелегального пребывания в Китае в 2011 г. составило 20 тыс., однако очевидно, что реальная численность нелегальных иммигрантов в Китае значительно выше [5]. Новый закон предусмотрел систему наказаний за нелегальную миграцию в форме штрафов до 10 тыс. юаней, заключения под стражу на срок до 15 суток, временной депортации и запрета на въезд от 1 до 5 лет.
В 2004 г. были приняты «Методы управления постоянным проживанием иностранцев в Китае», которые ввели систему вида на жительство по модели американской системы «зеленой карты». Тем не менее процесс выдачи видов на жительство идет очень медленно. С 2004 по 2011 гг. в Китае выдано всего 4752 вида на жительство для иностранцев [6]. Требования для его получения очень высоки, его могут получить бизнесмены, вложившие в экономику Китая не менее 500 тыс. долл. США, топ-менеджеры и высококвалифицированные специалисты, прожившие в Китае не менее 4-х лет, супруги граждан Китая, прожившие в стране не менее 5 лет [7]. Получить вид на жительство в Китае для иностранного гражданина достаточно трудно, в основном данная мера направлена на этнических китайцев с иностранным гражданством с целью привлечения их на историческую родину. Вид на жительство в Китае для иностранных граждан некитайской национальности в настоящее время является скорее исключением из правил, чем полноценным элементом миграционной системы Китая.
Большинство иностранцев, проживающих в Китае на долгосрочной основе, имеют визу на несколько лет, а многие вынуждены покидать территорию Китая каждые несколько месяцев, чтобы продлить действие визы, что в свою очередь приводит к тому, что многие предпочитают оставаться и работать в Китае без оформления и продления соответствующих документов, т.е. нелегально. Это привело к расцвету «черного рынка» визовых документов и разрешений на работу.
Получить разрешение на работу в Китае также достаточно трудно, особенно для иностранцев, занимающихся предпринимательской деятельностью в Китае и не работающих на китайские, иностранные или совместные компании. Текущее «Положение о регулировании трудоустройства иностранцев в Китае», принятое еще в 1996 г., не соответствует не только требованиям времени, но и приоритетам китайской политики. В соответствии с указанным Положением иностранцы могут трудоустраиваться в Китае только на те места, которые не могут быть заполнены гражданами страны. Кроме того, малым частным компаниям и индивидуальным предпринимателям запрещается нанимать иностранных работников. Найм иностранных граждан могут осуществлять только государственные и крупные частные компании или иностранные фирмы.
Основная функция контроля над соблюдением миграционного режима иностранными гражданами на территории Китая возложена на Управление въезда и выезда из страны Министерства общественной безопасности. На местном уровне контроль над соблюдением миграционного режима иностранцами возложен на соответствующие управления общественной безопасности, однако это является одной из многочисленных и далеко не приоритетной их функцией. Даже в крупных городах не во всех районах в управлениях общественной безопасности выделены отдельные структуры, отвечающие за взаимодействие с иностранцами.
Многие эксперты отмечают чрезмерную бюрократизированность миграционной системы Китая, что мешает ей эффективно функционировать. В целом вся система по работе с иностранными гражданами отличается излишней многоуровневостью и сложностью. За работу с иностранцами отвечают каждый в пределах своей компетенции, но зачастую с дублированием функций, Министерство общественной безопасности, Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения, Управление по делам иностранных экспертов, Министерство образования, Министерство коммерции, Министерство иностранных дел. Так, например, разрешение на работу в Китае выдают сразу два органа – Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения и Управление по делам иностранных экспертов. Все это приводит зачастую к необходимости подачи массы документов в различные инстанции и усложняет процесс получения разрешений.
Значительная часть иностранцев в Китае проживают в небольшом количестве крупных городов. Согласно официальной статистике, в провинции Гуандун и городах Шанхай и Пекин проживает более 50% всех иностранных граждан в стране. В этих местах иностранцы стали значимой частью городской жизни. Таким образом, в крупных городах формируются международные районы, которые позволяют местным властям более эффективно контролировать иностранцев, взаимодействуя с компаниями, владеющими и обслуживающими данные районы. В некоторых из данных районов созданы специальные офисы обслуживания иностранцев, которые упрощают не только решение бытовых вопросов для иностранцев, но и процесс регистрации.
Закрытость иммиграционной политики Китая объясняется многими факторами, и не только политическими. Прежде всего, речь идет о возможной дестабилизации общественного порядка в случае массового наплыва иностранцев в страну, особенно, на фоне высокого уровня безработицы в стране и ограничений по рождаемости. Вопросы пребывания иностранцев в Китае становятся все более чувствительным вопросом в китайском обществе.
С другой стороны, перед Китаем в настоящее время встает вопрос о необходимости интегрировать иностранные сообщества, зачастую проживающие достаточно анклавно, в экономическую, культурную и социальную жизнь страны.

Литература

1. Zhongguo tongji nianjian 1996–2012 (Статистические ежегодники Китая 1996–2012 г.). URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj
2. Xin shiji yila waiguo ren ru jing ren shu mei nian zengjia 10% (В начале 21 века ежегодный рост численности иностранцев, въезжающих в Китай, составил 10%). URL: http://www.npc.gov.cn/huiyi/cwh/1126/2012-04/26/content_1719377.htm
3. Китай упрощает процедуру получения виз для иностранных специалистов. URL: http://china24news.com/politics/1164-kitaj-uproshchaet-protseduru-polucheniya-viz-dlya-inostrannykh-spetsialistov
4. 2010 nian di lu ci liu ci quaguo renkou pucha zhuyao shuju baogao (Краткий отчет 6-й всекитайской переписи населения 2010 г.). URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rkpcgb/qgrkpcgb/201104/t20110429_30329.html
5. Pieke F. Immigrant China// Modern China. 2012. #38. P. 54.
6. 721 foreigners get ?green cards? in Beijing. URL: http://europe.chinadaily.com.cn/china/2012-05/28/content_15405071.htm
7. Waiguo ren zai Zhongguo yongjiu juliu shenpi guanli banfa (Методы управления постоянным проживанием иностранцев в Китае) URL: http://www.fmprc.gov.cn/chn/pds/fw/lsfw/fgzl/t267618.htm