Юн И.М. Корейцы Москвы: проблема сохранения идентичности

Данные об авторе. Юн Ирина Михайловна, главный специалист Фонда инвестиционных строительных проектов г. Санкт-Петербурга (ФИСП СПБ). Фонд занимается реализацией проектов Всемирного банка (МБРР). Сфера научных интересов: миграция корейцев после депортации в 1937 году, история международных отношений.

Аннотация. В статье рассматривается история миграции корейцев в Россию. Уделяется внимание проживанию корейцев в Центральной Азии после их депортации в 1937 году, их современному положению на территории России, их численности и некоторым особенностям развития. В силу продолжительного проживания корейцев в России, в течение около 150 лет, и в связи с этим произошедшей заметной ассимиляции, можно предполагать формирование другой общности, более приближенной к российской культуре, нежели к культуре корейской.

Корейцы Москвы: проблема сохранения идентичности

Судьба корейцев в XX веке была трудна, а порой и трагична. Вторая мировая война привела к расколу политического единства Кореи и формированию двух корейских наций, все более различных по образу жизни, культуре и ментальности.
Сложное экономическое положение в стране в начале прошлого века вынуждало корейцев, в основном крестьян, эмигрировать в Россию, на территорию, где простирались тысячи гектаров необработанных плодородных земель. Российские власти приветствовали иммиграцию – ведь переселенцы–корейцы поднимали целину и собирали немалые урожаи, помогая таким образом решать продовольственную проблему и осваивать огромные и безлюдные территории Дальнего Востока. Кроме того, после 1905 года, когда Корея фактически оказалась под протекторатом Японии, на территорию Россию стали уходить противники японцев. В 1910 г. число корейских эмигрантов на Дальнем Востоке превысило 50 тысяч человек [1].
В 1937 г. 170 тыс. корейцев были депортированы с Дальнего востока в Среднюю Азию. В соответствующем Решении Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/734 от 21 августа 1937 г. было сказано: «В целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточном крае… переселить в Южно-Казахстанскую область в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР» [2]. Таким образом, корейцы оказались «репрессированным народом» безо всяких на то разумных оснований. Однако в принимающем регионе корейские переселенцы были встречены весьма дружественно, что позволило им сравнительно быстро адаптироваться к новой социокультурной среде. К восьмидесятым годам большинство корейцев окончательно укоренились в Средней Азии, став органичной частью местного сообщества. Новые поколения воспринимали место ссылки как свою родину, хотя старики по-прежнему хранили память о Дальнем Востоке и исторической родине – Корее.
Необходимо подчеркнуть, что корейцы, находясь в эмиграции, к тому же подвергаясь дискриминации и зарабатывая на жизнь тяжелым физическим трудом в сельском хозяйстве (выращивание риса и овощеводство), стремились отправлять своих детей поступать в высшие учебные заведения. Благодаря хорошему знанию русского языка, они могли поступать в ВУЗы любого города бывшего СССР, но массово корейская молодежь поступала в ВУЗы Москвы и Ленинграда. Можно отметить высокий уровень образования и профессионализм корейцев.
После распада Советского Союза «советские корейцы» вдруг стали «корейцами СНГ»: наибольшее количество корейцев оказалось на территории Узбекистана (примерно 200 тысяч), Казахстана (100 тысяч), Киргизии (20 тысяч) и, конечно, России (130 тысяч) [3].
Государственное самоопределение бывших советских республик Средней Азии было сопряжено с формированием этнократических режимов, социальной и культурной дискриминацией «нетитульных этносов», исламизацией образа жизни. Столкнувшись с дискриминацией со стороны «титульных» сообществ, многие корейцы (как и представители всего «русскоязычного населения» региона), предпочли покинуть Среднюю Азию. Нарастанию миграционной волны способствовали и иные факторы: развал экономики, массовое обнищание населения, безработица, малоземелье, тотальная коррупция, клановость и проч. Некоторая часть среднеазиатских корейцев уехала в дальнее зарубежье (в США и Западную Европу), однако большинство мигрантов направилось в Россию, несмотря на усилившийся там бытовой расизм в этот период. В первую очередь, благодаря сравнительно высокому уровню образования и профессионализму корейцев в востребованных специальностях (врачи, юристы, инженеры и проч.), им было легче адаптироваться уже в новой стране, нежели трудовым мигрантам из среднеазиатских республик.
В постсоветский период происходила заметная ассимиляция корейцев в России. Язык, культура, а зачастую и религия России стали практически близкими, если не родными для многих бывших «советских корейцев», а теперь уже «российских корейцев». Количество российских корейцев достигает 220 тыс. человек, а общая численность корейцев СНГ – 500 тыс. человек [4, c. 78].
По мере ассимиляции корейская идентичность начинает обретать другие формы, отличные от этнических характеристик, имеющих отношение к исторической родине – Корейского полуострова. Так, например, корейцам из Центральной Азии и России легче понять психологию и поведение русского, грузина, узбека или казаха, чем корейца из Кореи. Герои русских и узбекских сказок, русские писатели более знакомы и близки, нежели литературные или исторические герои Южной или Северной Кореи.
На фоне культурной и языковой ассимиляции корейцев идет с нарастающей силой и процесс физической ассимиляция. Отсутствие заметной «культурной дистанции» между корейцами и численно доминирующими в Москве социокультурными общностями, отсутствие у корейской молодежи каких бы то ни было расовых, культурных, религиозных фобий и предубеждений привели к росту числа смешанных браков.
Примечательно, что в начале 90-х гг. прошлого века корейские мигранты в Москве, Санкт-Петербурге и других городах ощущали потребность в консолидации в рамках различных культурных ассоциаций и национально-культурных автономий. В настоящее время, по признанию лидеров таких ассоциаций, потребность в них заметно ослабла, что привело к постепенному угасанию их активности. У корейцев, проживающих в России и являющихся гражданами России, нет потребности в единении между собой для решения каких-либо вопросов, связанных с их адаптацией. Они живут порой автономно. В отличие от других народов, у которых ярко выражена диаспора, тут диаспора условна в большей степени.
В соответствии с проведенной переписью населения в 2010 году, общая доля корейцев в России относительно общего числа граждан составила 0,11%, что эквивалентно 153 156 человек, из которых 114 954 человек составляет городское население и 38202 являются сельскими жителями.
Основными регионами проживания корейцев в России традиционно являются Сахалинская область (24993 чел.), Приморский край (18824 чел.), Ростовская область (11597 чел.), г. Москва (9783 чел.), Хабаровский край (8015 чел.), Волгоградская область (7044 чел.), Ставропольский край (6 759 чел.), Кабардино-Балкарская Республика (4043 чел.), Астраханская область (2939 чел.), Амурская область (1756 чел.), Камчатский край (1401 чел.), Республика Калмыкия (1342 чел) [5].

Литература

1. Ким Г. Переселение в Россию и просвещение корейцев в дореволюционный период. URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ch2rtf.shtml
2. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/734 от 21 августа 1937 года. URL: http://www.memo.ru/history/document/corea.htm
3. Ланьков А. Корейцы СНГ: страницы истории. URL: http://lankov.oriental.ru/d25.shtml
4. Энциклопедия корейцев в России. 140 лет в России. М., 2003.
5. Итоги Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году // Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
URL: http://www.arirang.ru/news/2011/11077.htm