Рыжих А.С. Иммиграция во Францию из стран Магриба и восприятие французами иммигрантов «мусульманской культуры»

Данные об авторе. Рыжих Анастасия Сергеевна, студентка исторического факультета Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: имидж России во Франции, российско-французские отношения, миграционные процессы во Франции.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности иммиграции во Францию, приводятся статистические данные о количестве иммигрантов из стран Магриба. Также затрагивается отношение французских граждан к иммигрантам «мусульманской культуры» и к распространению ислама в стране. Исходя из опросов общественного мнения, дается оценка ксенофобии и расизма французов.

Иммиграция во Францию из стран Магриба и восприятие французами иммигрантов «мусульманской культуры»

Франция исторически является «землей, дарующей убежище» различным категориям мигрантов, в основном политическим. Притоки политических мигрантов во Францию имели место в результате революций и гражданской войны в России, поражения республиканской Испании, прихода к власти в Италии Муссолини [1].

В отличие от других европейских стран, Франция стала страной иммиграции со второй половины XIX века, вследствие отсутствия трудовых ресурсов из-за низкой рождаемости. После 1914 г. хлынула значительная волна трудовых мигрантов, прежде всего и из стран Магриба.

В течение послевоенного периода причина иммиграции в эту страну изменилась. До 1970-х гг иммиграция из стран Магриба в основном осуществлялась по экономическим причинам, приезжавшие были мужчинами, по происхождению алжирцами, марокканцами, а также гражданами европейских стран – испанцами, итальянцами португальцами. Затем мотивы, побуждавшие иммигрантов (теперь уже среди них все больше и больше стало появляться женщин), изменились на такие, как поиск наиболее благоприятных условий для жизни и работы, воссоединение с семьями, получение образования, поиск убежища и другие.

По данным переписи 1999 г., во Франции-метрополии проживало 3,3 млн иностранцев и 4,3 млн иммигрантов-французов или иностранцев, получивших французское гражданство, но родившихся за пределами Франции-метрополии [2]. В 2000 г. «семейная иммиграция» на 26% состояла из марокканцев, на 23% – из алжирцев, на 16% – из европейцев; среди трудовых мигрантов 24% – из Магриба, 23% – Азии, 21% – Америки, 14% – Европы. Иммиграция носит в основном семейный характер (63%), на работу приезжает около 17%, а в поисках убежища – 5% иностранцев [3].

Основные страны, из которых переселились мигранты на территорию страны в 2011 г. – это Алжир, Марокко, Тунис, Китай и Турция [4].

Проблема восприятия иммигрантов во Франции напрямую связана с отношением французов к мусульманам, поскольку наибольшее количество иностранцев прибывают из Северной Африки – Алжира, Марокко, Туниса и т.д. (по данным на 2010 г их число составило 1 544 156 человек – 40,4% от общего числа мигрантов во Франции [5]), где государственной религией является ислам, которому во всех отношениях иммигрант остается верен. Выходцы из этих стран на разном уровне пытаются интегрировать свою религию во французское общество, что крайне беспокоит граждан страны. Увеличение числа носителей нефранцузской культуры в течение длительного периода привело к переосмыслению составляющих французской идентичности и уже к нескрываемому расизму.

В отличие от иммигрантов из европейских стран, чья общая религиозная основа, семейный уклад, близкий к французскому уровень образования способствовали быстрой интеграции – на протяжении одного поколения – во французское общество, с большими трудностями столкнулось арабо-мусульманское население.

За последние 30 лет напряженность французов вокруг проблемы иммиграции усиливается: в начале 2013 года 70% опрощенных полагали, что во Франции «слишком много иностранцев» и 62%, что «они больше не чувствуют себя как дома» [6]. (Опрос был проведен международной компанией по исследованию рынка Ispos)

В большинстве своем граждане Франции в вопросе иммиграции обвиняют не иммигрировавшего рабочего, который «отбирает работу у француза», но мусульманина, который, без особых препятствий, считается интегристом (10% считают его полноценным интегристом, 44% – отчасти [7]), то есть сторонником обратить в свою религию весь мир. Данные пропорции варьируются в зависимости от возраста и политической направленности опрошенных, но данные или схожие точки зрения по большей мере укореняются в массовом сознании всех категорий опрошенных. Ислам расценивается 74% французов как не толерантный и не совместимый с ценностями французского общества [8].

Постепенно происходит размежевание между гражданами мусульманского и немусульманского вероисповедования. Хотя 66% респондентов считают, что французы-мусульмане являются «французами, как и все остальные», тем не менее, в 2005 г. этот показатель был выше на 11%. Более половины опрошенных склонны упрекать иностранцев, которые не могут «нормально» интегрироваться, а 37% считают ответственным за это французское общество, которое не в состоянии создать адекватные условия для адаптации иммигрантов [9].

15 мая 2003 года были опубликованы результаты опроса под названием: «Ислам, интеграция, иммиграция: мнение французских граждан», проведенного Ispos. В опросе принял участие 951 гражданин Франции старше 18 лет [10].

1. Как вы полагаете, станут ли проблемы, связанные с иммиграцией, более серьезными через 10 лет чем сейчас?

Вместе
%

Результаты согласно политической принадлежности

Результаты опроса, проводимого
Ipsos в феврале 1998
%

Левые парламентарии
%

Правые парламентарии
%

Крайне правые
%

Более серьезные

47

36

48

82

46

Менее серьезные

9

11

10

1

12

Ни более, ни менее серьезные, чем сейчас (2003г.)

42

50

40

17

33

Затрудняюсь ответить

2

3

2

9

100

100

100

100

100

2. Как вы в общем относитесь к созданию Французского совета мусульманского культа?

Вместе
%

Результаты согласно политической принадлежности

Левые парламентарии
%

Правые парламентарии
%

Крайне правые
%

Создание Совета позволит облегчить интеграцию ислама во Франции и уменьшит риск росту фанатизма по отношению к исламу

55

62

58

27

Создание Совета будет способствовать укоренению исламских ценностей во Франции и благоприятствовать росту фанатизма по отношению к исламу

33

24

31

69

Затрудняюсь ответить

12

14

11

4

100

100

100

100

В 2011 году этой же компанией в 23 странах были проведены социологические опросы по вопросам иммиграции, в них приняли участие более 27 тысяч человек в возрасте от 16 до 64 лет. Вопросы, заданные опрошенным французам, и статистические данные:

1. Как Вы думаете, положительно или отрицательно иммиграция влияет на вашу страну?

Результаты ответов были следующие:

2. Как вы думаете, создает ли наличие иммигрантов трудности при трудоустройстве на работу?

3. Лишь 24% опрошенных считают, что иммиграция улучшает экономику Франции.

4. Можете ли вы сказать, что во Франции слишком много иностранцев?

52% опрошенных французов считают, что в их стране «слишком много иностранцев».

Можно заметить, что результаты 2011 года отличаются от 2013 почти на 20% [11]. Результаты исследований расистских и ксенофобских настроений французов за последние 10 лет выражаются достаточно стабильными и высокими цифрами: 43% опрошенных (в 2000 г.) заявили, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% – «не явными расистами». Предметом» расистских настроений являются в первую очередь магрибинцы (75%), их второе поколение (55%), «черные» (44%) [12]. По мнению некоторых ученых, этноцентризм, ксенофобия стали для значительной части французов структурообразующим элементом восприятия мира и жизненных ценностей.

В то же время французы продолжают высказывать привязанность к республиканским ценностям: 62% считают, что «прочность демократии проверяется ее способностью интегрировать иностранцев», и 51% расценивают присутствие иммигрантов как источник культурного многообразия и обогащения национальной культуры. [13].

Анализируя опросы общественного мнения и статистические данные, связанные с отношением французов к иммигрантам из мусульманских стран, а также с оценкой уровня ксенофобии и исламофобии, можно сделать вывод, что с годами уровень недоверия к иммигрантам из стран Магриба увеличивается. Зачастую на мнение граждан оказывают влияние многочисленные волнения в неспокойных районах Парижа и Марселя. Опасения вызывает не традиционный «спокойный» ислам, а его фундаменталистские движения и проявления. Мусульмане все больше и больше пытаются заявить о своих правах на французской земле: выделение комнат для молитв, мест для ритуального забоя скота, мусульманских карре на кладбищах и т.п. К тому же во французском обществе формируется убеждение, что положение иммигрантов в отношении социальных льгот лучше, чем у коренного населения. Многие жители пригородных районов крупных городов покидают свои дома во избежание конфликтов и ущемлений со стороны соседей-иммигрантов.

Особенность иммиграции во Францию заключается прежде всего в причинах, которые побуждали граждан других стран переезжать сюда. Французское правительство раньше других западноевропейских стран начало привлекать большое количество рабочих из своих бывших колоний, чтобы справиться с нехваткой рабочей силы и решить демографическую проблему.

Другой особенностью является то, что иммигранты, обустроившись на французской территории, имели возможность перевезти своих родственников, а государство всячески способствовало воссоединению семей. Таким образом, в данный момент потомки превышают число самих мигрировавших.

Литература

1. Рязанцев С.В. Опыт и проблемы регулирования миграционных потоков в странах Западной Европы. Москва. 2001. С.35.
2. Bernard Ph. Immigration: le defi mondial. Gallimard, 2002. P. 135–136.
3. Lebon A. Migrations et nationalit? en France 1998. La Documentation fran?aise, 1999.
4. Immigration : le sondage dont on ne parle pas. 24.10.2011. URL: http://www.franceinter.fr/blog-le-blog-deric-valmir-immigration-le-sondage-dont-on-ne-parle-pas
5. R?partition des ?trangers par nationalit?. Insee. Recensement 2010, exploitation principale. URL: http://www.insee.fr/fr/themes/tableau.asp?reg_id=0&ref_id=etrangersnat
6. Стрельцова Я. Чужие: «Плюсы» и «минусы» миграции // Вестник Европы. 2005. №15. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/15/str10.html
7. La religion musulmane fait l’objet d’un profond rejet de la part des Fran?ais. Le Monde. 24.01.2013.
8. Les crispations alarmantes de la soci?t? fran?aise. Le Monde. 24.01.2013. URL:
9. La lutte contre le racisme, l’antis?mitisme et la x?nophobie. Ann?e 2006. URL: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/064000264/0000.pdf
10. Islam, int?gration, immigration: l’opinion des Fran?ais. 15.05.2003. URL:
11. Immigration : le sondage dont on ne parle pas. 24.10.2011. URL: http://www.franceinter.fr/blog-le-blog-deric-valmir-immigration-le-sondage-dont-on-ne-parle-pas
12. Le racism ou pas parmi le fran?aises? Le Monde. 02.07.1998.
13. L’integration des immigrants fran?aises // Le Monde. 18.9.2004.