Вьюжанина Е.А. Образ мигранта из Таджикистана в российских масс-медиа

Данные об авторе. Вьюжанина Евгения Андреевна, студентка исторического факультета АлтГУ, направление «Международные отношения». Сфера научных интересов: миграция, нелегальная миграция, восприятие мигрантов в России.

Аннотация. В последние годы проблемы, связанные с миграцией, стали особенно актуальными для России. Образ «братских народов» постепенно уходит в прошлое. В статье рассматривается проблема усиления ксенофобии и мигрантофобии в российском обществе по отношению к мигрантам из Таджикистана. Особое внимание уделяется образу таджика в российских масс-медиа. По данным социологических опросов, большинство россиян не хотят видеть таджиков в своей стране. Если раньше образ таджика был нейтральным, то на данный момент в российских масс-медиа преобладает негативный образ мигранта из Таджикистана. Основными чертами современного стереотипного образа таджика являются неграмотность, нечистоплотность, глупость, неуважение к российским традициям. Для того, чтобы позитивные образы стали более востребованными, необходимо изменение реальных условий использования труда мигрантов в России.

Образ мигранта из Таджикистана в российских масс-медиа

В общественном сознании всегда присутствуют различные стереотипы. На формирование восприятия образа мигранта из Таджикистана огромное влияние оказывает масс-медийная сфера. Социальное осмысление неизбежно формирует стереотипы, фобии и мифы. Оформленные социальные представления при доминировании стереотипизированных образов влияют на степень взаимного доверия и, следовательно, выстраивание определенного типа взаимодействий [1, с. 51]. Согласно данным Федеральной миграционной службы (2008 г.), именно российские СМИ, по мнению более чем 40 % граждан РФ, способствовали формированию нетерпимого отношения к мигрантам в стране [2]. Так ли это на самом деле?
СМИ нередко формируют однобокий, негативный, стереотипный образ мигранта из Таджикистана. Только 6% россиян одобрили бы их приезд в Россию на постоянное место жительства[3, с. 86]. Сейчас в России слово «таджик» используется часто не как обозначение этноса. Этим словом сейчас обозначают чернорабочих из Средней Азии, которые за небольшие деньги готовы выполнять любую работу. Очень часто в СМИ можно встретить публикации, в которых говорится о столкновениях мигрантов и местного населения. Такие статьи формируют мнение, что мигранты являются агрессивными и провоцируют конфликты. Хотя такие же банальные сюжеты потасовок, где мигранты не задействованы, в СМИ освещаются очень редко. Часто встречаются публикации с такими заголовками, как «Таджики перевозили героин в гранатах» [4], «Таджики в Москве похищали китайцев»[5], «Один день со смотрительницей туалетов» [6].
Огромное влияние на формирование образа таджика оказал сериал «Наша Раша», появившийся на телеканале «ТНТ» в ноябре 2006 года [7]. Запомнившимися персонажами в нем стали гастарбайтеры из Таджикистана Равшан и Джамшут. В сериале они представлены как не очень сообразительные мигранты, которые за копейки выполняют работу, и которые терпят всяческие унижения со стороны своего начальника. Казалось бы, невинная комедийная телепередача, однако имя «Джамшут» уже стало нарицательным. Об этом говорят непосредственно сами таджики: «Однажды я беседовал с моим местным русским другом. К нам подошел выпивший парень, знакомый моего друга. Как узнал, что я из Таджикистана, с насмешкой спросил: „Ты – Равшан? Или Джумшут?“ Я ответил ему спокойно: „Ни тот, ни другой. Я – таджик. Не надо оскорблять, брат!“» [8]. Под влиянием данного стереотипа работодатели считают, что трудовым мигрантам из Таджикистана можно платить меньше, зачастую работодатели, да и просто большая часть россиян, позволяют себе пренебрежительное отношение к таджикам.
Проанализировав информацию о таджикских мигрантах в российской масс-медийной сфере, можно выделить основные черты образа таджика:
– глупы;
– имеют неопрятный внешний вид;
– часто инфицированы опасными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ);
– не имеют образования и профессиональной квалификации, используются в качестве чернорабочих;
– плохо знают русский язык;
– не уважают «наши» правила поведения, обычаи и культуру (лезут в чужой монастырь со своим уставом);
– создают острейшие социальные проблемы, обостряя обстановку в российских городах и селах, провоцируют ксенофобию.
Подтверждают наличие таких стереотипов среди россиян и данные социологических опросов. Например, в 2013 году Левада-Центр провел опрос «Отношение к мигрантам» [9]. На вопрос «Какие качества, на ваш взгляд, присущи мигрантам?», россияне дали следующие ответы:

незнание русского языка, трудности в коммуникации 53
низкая квалификация при выполнении своей работы 42
неопрятный, отталкивающий внешний вид 35
навязывание, демонстрация своей культуры и обычаев 28
высокая работоспособность, ответственность при низких зарплатах 27
невежливость, неделикатность 19
общительность 5
аккуратность 4
отзывчивость, желание помочь 4
другое 3
не знаю/не хочу отвечать 10

Говоря о стереотипах, не стоит забывать, что чаще всего стереотип является утрированной действительностью. Что же является поводом для формирования подобных стереотипных образов таджикских мигрантов? Огромное влияние на стереотипный образ таджиков оказывает образ самого Таджикистана. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран мира и по основным макроэкономическим показателям отстает от других государств Центральной Азии [10]. У страны просто недостаточно средств на образование и медицину, отсюда и вытекают стереотипы, связанные с недостатком образованности таджиков, а также это объясняет то, что многих таджиков считают носителями тяжелых заболеваний. У россиян создается впечатление, что Таджикистан — страна третьего мира. Также нужно отметить, что на мнение о таджиках как о людях недалеких оказывает влияние недостаточное знание русского языка. Кстати, незнание русского языка и культуры – частично вина и заинтересованной в трудовых мигрантах российской стороны. Отсутствие федеральной программы адаптации трудовых мигрантов мешает успешной интеграции таджиков в российское общество. Конечно, существуют некоммерческие организации, которые помогают адаптироваться мигрантам, но усилий этих организаций попросту недостаточно для решения этой проблемы.

Есть и второй стереотип, формируемый СМИ, его можно назвать более позитивным. Периодически появляются статьи с такими заголовками как «Король оранжевых жилетов. Один день с мигрантом Яшей» [11], «Помогли дворники. Сосед спас детей из пожара, но героем себя не считает» [12], «Один день с нелегальным кондуктором маршрутных такси» [13]. Такие публикации вызывают сочувствие и понимание у россиян, в них рассказывается о тех проблемах, с которыми сталкиваются таджики в России. А статьи с такими заголовками: «Языки братских народов. Где научат читать Хайяма и Навои в оригинале?» [14] рассказывают о культуре таджикского и других братских народов, показывая тем самым россиянам, что Таджикистан – это страна не только со слабой экономикой, но и со своими древними традициями и культурой.
Нужно отметить, что в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации [15] говорится о необходимости создания благоприятных условий для успешной интеграции мигрантов в российское общество. Для этого Федеральной миграционной службой был создан законопроект, с помощью которого предполагается формирование образа «позитивного мигранта». «Федеральный орган исполнительной власти <…> организует проведение информационных кампаний, направленных на формирование позитивного образа мигранта и укрепление межнационального согласия в обществе», — говорится в законопроекте, разработанном ФМС и направленном на культурную адаптацию приезжих. Авторы законопроекта предполагают, что он вступит в силу уже с 1 января 2015 года [16].
Изучив образ таджика в российских масс-медиа, можно сделать вывод, что таджики в большинстве публикаций показаны с негативной стороны, также есть огромное число публикаций, которые оспаривают необходимость мигрантов для страны в целом. Все эти публикации создают негативные стереотипы и мешают объективному восприятию таджиков жителями России. Но нужно отметить, что «спрос рождает предложение»: статьи, в которых таджики показаны с негативной стороны, имеют действительно высокие рейтинги. Нельзя обвинять только авторов статей в предвзятом отношении к таджикам: прежде чем статьи попадают в печать, их согласовывают с редакторами. Пока россиянам будет интересно смеяться над «Джамшутами и Равшанами» телевидение будет давать им эту возможность, а СМИ будут публиковать негативные статьи, тем самым стимулируя формирование новых и укрепление старых негативных стереотипов, связанных с таджиками. Для того, чтобы позитивные образы стали более востребованными, необходимо изменение реальных условий использования труда мигрантов в России.

Литература

1. Мукомоль В. Российские дискурсы о миграции // Вестник общественного мнения. 2005. № 1 (75).
2. СМИ негативно влияют на формирование образа мигранта у россиян – ФМС. Сообщение РИА Новости. 20.09.2008. URL: http://ria.ru/society/20080930/151731060.html
3. Попова И. Осипова В. Отношение принимающей стороны к мигрантам // Вестник общественного мнения. 2013. № 1 (114).
4. Бойко А. Таджики везли в Москву гранаты с героином // Комсомольская правда. URL: http://www.kp.ru/daily/26180/3070164
5. Бойко А. Таджики в Москве похищали Китайцев // Комсомольская правда. URL: http://www.kp.by/daily/25789/2772267
6. Фарберова К. Один день со смотрительницей туалетов // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/oneday/36904
7. Наша Раша. // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F8%E0_Russia
8. Отчего в России таджикам нелегко. URL: http://shohoni.wordpress.com/2011/08/15
9. Отношение к мигрантам. URL: http://www.levada.ru/03-07-2013/otnoshenie-k-migrantam
10. Экономика Таджикистана // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Таджикистана
11. Железнова К. Король оранжевых жилетов. Один день с мигрантом Яшей // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/society/people/1123696
12. Кульгузкин Р. Помогли дворники. Сосед спас детей из пожара, но героем себя не считает // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/incidents/41227
13. Кульгузкин Р. Один день с нелегальным кондуктором маршрутных такси // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/oneday/37128
14. Ефимова А. Языки братских народов. Где научат читать Хайяма и Навои в оригинале // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/society/education/1189587
15. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации. URL: http://www.fms.gov.ru/documentation/koncep_mig_pol
16. Власти решили создать в России образ «позитивного мигранта» Сообщение РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20140311/999040907