Монина Л.В. Смещение приоритетов в миграционной политике России на современном этапе

Данные об авторе. Монина Любовь Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Научные интересы: внешняя политика Германии накануне Первой мировой войны, социальная политика Веймарской республики, теория и история международных отношений.

Аннотация. Превращение России в страну иммиграции актуализировало разработку принципов миграционной политики, определение ее задач и направлений. Изменение структуры иммиграционного потока в последнее десятилетие поставило перед государством и обществом новые проблемы, в том числе и такую сложную, как адаптация и интеграция мигрантов. В обсуждение возникших проблем активно включилось экспертное сообщество, которое, изучив миграционный опыт иностранных государств, предложило комплекс мер, реализация которых позволит если не решить окончательно, то, по крайней мере, существенно сгладить остроту новых проблем.

Смещение приоритетов в миграционной политике России на современном этапе

Важным направлением политики современной России стала иммиграционная политика. В начале 1990-х годов из республик бывшего Советского Союза хлынул поток русскоязычного населения, достигший своего пика в 1994 году. Основная масса мигрантов того времени представляла собой беженцев и вынужденных переселенцев. Их общее число к началу 2000-х гг. достигло 7 млн. человек [1, с. 4]. Главной причиной преобладания в структуре миграции долгосрочных мигрантов и вынужденных переселенцев были военные и межнациональные конфликты в государствах СНГ и странах Балтии. После некоторого спада поток мигрантов в Россию в начале XXI века вновь возрастает, но теперь преобладает трудовая миграция. Сравнительно высокие темпы экономического развития России в первое десятилетие века сделали ее привлекательной для мигрантов из стран СНГ и, в первую очередь, для жителей центральноазиатских республик. С 2000 по 2010 гг. доля мигрантов из Центральной Азии среди имеющих разрешение на работу иностранцев увеличилась с 6,3% до 54,8%. Самыми значительными донорами РФ из государств региона являются Узбекистан (1 место) и Таджикистан (3 место). В пятерку крупнейших поставщиков трудовых ресурсов в Россию входит Киргизия. В совокупности на долю этих трех государств приходится 73% трудовых мигрантов стран СНГ [2].
За последнее десятилетие изменились не только причины миграции, но и ее структура: иностранные работники стали моложе, менее образованными и квалифицированными, хуже знающими или не знающими русский язык. Кроме того, отмечается стремление нынешних трудовых мигрантов приезжать на работу с семьей и находиться на территории России больше года (долгосрочная миграция) или вообще не покидать страну, что делает для них актуальным получение российского гражданства.
Несмотря на изменение «качества» миграции, она на официальном уровне признается необходимой. Иммигранты нужны России по двум причинам: экономической и демографической. Причем главной из них, на наш взгляд, является демографическая: в России идет процесс депопуляции населения. При общем сокращении численности населения, особенно быстро – на 1 млн. человек в год – сокращается трудоспособное население. И эта тенденция, как отмечают специалисты, будет сохраняться в будущем [3, с. 135]. Как показывает опыт других стран, восполнить потери на рынке труда можно разными способами. В Японии, например, в которой эти потери объясняются низкой рождаемостью и, следовательно, быстрым старением населения, государство пошло по пути постепенного увеличения пенсионного возраста. В Китае (которому также грозит стремительное старение населения) можно заметить частичный отказ от жесткой демографической политики, которая воплощалась в таких формулах, как «одна семья – один ребенок» и «китайцы – нация без братьев и сестер». В России в последнее время также можно наблюдать изменения в демографической и семейной политике с целью затормозить процесс сокращения населения, однако, как признают специалисты, это не решит проблему кардинально. Увеличивать пенсионный возраст российское правительство пока не собирается, учитывая низкую продолжительность жизни и электоральный «потенциал» пенсионеров (хотя идея время от времени вбрасывается в общество). Существуют и такие способы компенсировать убыль трудовых ресурсов, как повышение производительности труда и активизация внутренней мобильности населения, но это требует серьезных усилий и изменений в сфере экономики и социальной политики. В таких условиях российское правительство избирает более дешевый и быстрый способ компенсации убывания трудовых ресурсов – иммиграцию.
Цели, задачи, принципы и направления миграционной политики Российской Федерации изложены в ряде документов. Так, в «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.» в качестве приоритетного направления обозначено не просто увеличение числа иностранных рабочих, а переселение трудовых мигрантов на постоянное жительство в Россию, что должно привести к росту численности населения страны. Кроме того, в Концепции сформулирована заинтересованность государства в привлечении на постоянное место жительства в Россию именно работников высокой квалификации, что должно обеспечить экономическое развитие и рост благосостояния российского общества. Концепция также предполагает введение ускоренного порядка получения гражданства РФ лицами, являющимися предпринимателями, инвесторами, выпускниками российских вузов. Заинтересованность в выпускниках, как отмечено в документе, «должна быть поддержана развитием образовательной (учебной) миграцией, совершенствованием условий пребывания в России иностранных студентов, экспортом российских образовательных услуг в страны-источники массовой миграции в РФ» [4]. Источником высококвалифицированной рабочей силы в Концепции названы соотечественники, проживающие за рубежом, и эмигранты (предполагается, что они захотят вернуться в Россию). Однако понятно, что этот источник ограничен. Более того, авторы Концепции считают, что и миграционные ресурсы государств СНГ, ориентированные на Россию, тоже будут постепенно уменьшаться. Можно предположить, что в таких условиях должно возрастать число иммигрантов из дальнего зарубежья. Так или иначе, в России будет увеличиваться доля постоянно проживающего инокультурного населения. В связи с этим на первый план в миграционной политике России выдвигается не стоявшая ранее на повестке дня задача адаптации и интеграции мигрантов. Эта задача формулируется как на официальном уровне, так и научным сообществом. Так, например, в подготовленном группой экспертов докладе «Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика» одна из глав посвящена миграции. Авторы доклада критически оценивают миграционную политику России на современном этапе и формулируют в качестве ее главной задачи создание благоприятных условий для адаптации и интеграции различных категорий мигрантов [5].
Постановка проблемы адаптации и интеграции мигрантов в социальные институты принимающей страны делает необходимым обращение к опыту других государств, как имеющих долгую иммиграционную историю (Великобритания, Германия), так и столкнувшихся с миграционными проблемами совсем недавно (Испания, Исландия). Особую активность в обсуждении проблемы проявляют эксперты Российского совета по международным делам (РСМД), подготовившие серию докладов в рамках проекта «Международные миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы». Специалисты РСМД в своих работах подчеркивают необходимость аккумулировать опыт, в первую очередь, европейских стран, опираясь на который следует внести коррективы в российскую миграционную политику. Эти изменения должны облегчить интеграцию мигрантов. Какие шаги в этом направлении должно осуществить государство? Во-первых, разработать жесткое антидискриминационное законодательство в сфере трудовых отношений и строго следить за его соблюдением. Во-вторых, способствовать формированию толерантной общественной атмосферы (в том числе с помощью СМИ). Далее, создавать интеграционные программы, носящие адресный характер. Такие программы необходимы именно потому, что иммигранты не представляют собой гомогенной общности, и существующие между ними различия должны быть учтены, иначе политика интеграции иммигрантов не может быть успешной. Среди предлагаемых мер обращает на себя еще одна – помощь в освоении языка принимающей страны, организация языковых курсов не только в самой России, но и в государствах-донорах, т.е. основных поставщиках трудовых ресурсах на рынок РФ. Представляется, что рекомендации экспертного сообщества будут учтены при разработке миграционного законодательства РФ.

Литература

1. Денисенко М.Б., Фурса Е.В., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. М., 2003.
2. Флоринская Ю. Масштабы трудовой миграции в России. URL: http//www.russiancounsil.ru/inner/?id_4=2342#top
3. Тюрюканова Е.В. Миграционные вызовы ближайшего будущего // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2010. № 13.
4. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. URL: http//kremlin.ru/acts/15635
5. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика (глава 9). URL: http//kommersant.ru content/pics/doc/doc1753934.pdf