Данные об авторе. Вольтер Ольга Владимировна, доктор политических наук, г. Армавир, Краснодарский край.
Аннотация. Трансформация современного российского общества находится под значительным влиянием миграционных процессов. Этнические миграционные процессы в их массовых проявлениях стали новым серьезным вызовом современности, превратились в существенный фактор, влияющий на социальное состояние и развитие современной России. В статье анализируется миграционная политика и миграционные процессы в СССР и современной России в XX – начале XXI веков.
Интеграция мигрантов как предмет государственной политики в современной России
Этнические миграционные процессы в их массовых проявлениях стали новым серьезным вызовом современности, превратились в существенный фактор, влияющий на социальное состояние и развитие современной России. Интеграция мигрантов как предмет государственной политики является относительно новым вопросом для современной России, хотя определенный исторический опыт в этой сфере имеется.
XX век стал для России веком интенсивных миграционных перемещений населения, вызванных к жизни совокупностью традиционных и очень специфических причин: войнами, индустриализацией и урбанизацией; освоением слабозаселенных территорий; мобилизационным характером экономической системы; авторитарным типом политической власти, проводившей массовые депортации людей по социальному и этническому признакам
В советское время миграция населения была почти исключительно внутренней миграцией. В условиях многонациональной страны она сопровождалась «перемешиванием народов», и этот процесс происходил относительно безболезненно. Одним из важных направлений государственной политики было воспитание интернационализма: понятие «советский народ» было наполнено реальным смыслом, который обеспечивался общностью языка, едиными программами школьного образования по всей стране, равенством прав и условий жизни для всех граждан. При всей жесткости советской политической системы государством обеспечивались условия для социально-экономической интеграции мигрантов в местах вселения: обеспечение работой, жильем, возможностью получения образования самими мигрантами и их детьми и т.д.
После распада Советского Союза ситуация кардинально переменилась. Политика в области внутренней миграции населения в России была свернута, а политика в области международной миграции концентрировалась на создании принципиально нового законодательства и институциональной структуры и понималась достаточно узко – как административно-правовое регулирование миграционных процессов.
Миграционные процессы в современной России при их новом масштабе, направленности, характере и содержании занимают весьма значимое место в процессах социальной трансформации российского общества. В 90-е годы XX века – начале XXI веков во внутренние и внешние миграции была вовлечена огромная, более чем 50-миллионная масса людей. Межреспубликанские перемещения внутри бывшего СССР приобрели статус межгосударственных (международных) миграций на пространстве стран СНГ и Балтии. Россия превратилась в крупнейший международный иммиграционный и эмиграционный центр. Появились и развились новые или ранее не распространенные виды миграций: вынужденная миграция и миграция беженцев, трудовая миграция, нелегальная миграция, транзитная миграция, трэффик мигрантов и др. Совершенно новым содержанием наполнились этнические миграции. Коренным образом изменились направленность и характер миграционного движения. Традиционное для России центробежное движение русского и других коренных этносов сменилось явно и очень масштабно выраженным центростремительным, в определенной степени, возвратным миграционным движением[1, с 96].
Миграционные потоки в современной России приобрели новые этнодемографические и социально-профессиональные характеристики. На первом этапе в составе, в основном, вынужденных иммигрантов, представителей русского и русскоязычного населения из бывших союзных республик СССР, преобладали квалифицированные специалисты. Затем они сменились преимущественно нелегальными этническими мигрантами, прибывающими в поисках работы из стран «ближнего зарубежья» и, прежде всего, из Украины, Средней Азии и Закавказья. Среди них много неквалифицированных рабочих с крайне низким уровнем образования и очень плохим знанием русского языка и культуры. В эмиграционных же потоках, напротив, стало очень заметным представительство ученых и высококвалифицированных специалистов, что привело к так называемой «утечке умов».
Если при советской системе государственного устройства миграции населения носили планируемый, регулируемый и управляемый характер, то на постсоветском пространстве они стали стихийными, слабо регулируемыми законодательством и административными актами.
В 1990-х годах, несмотря на масштабный приток мигрантов из бывших советских республик, политика интеграции мигрантов фактически не проводилась. В государственных документах об интеграции мигрантов, переселяющихся в Россию, вопрос тогда не стоял. Этому были причины. Первоначально миграционный приток в Россию (достигавший в отдельные годы 1 млн. чел. в год) состоял из этнических русских и представителей других коренных этносов России, которые проживали к моменту распада СССР на территории других советских республик. Считалось, что близкие в этническом отношении мигранты не нуждаются в предоставлении им специальных условий для социально-психологической адаптации (изучение русского языка, знакомство с русской культурой, историей и т.д.); а условия для социально-экономической интеграции мигрантов (прежде всего обеспечение работой и жильем) были крайне ограничены из-за глубокого экономического кризиса в России 90-х гг. XX века. Даже когда в начале 2000-х годов значительную долю в миграционных потоках, направленных на Россию, стали занимать представители титульных наций стран СНГ, политика интеграции мигрантов не стала частью миграционной политики. Об этом свидетельствует, в частности, Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденная в 2003 г., в которой вопросы интеграции мигрантов не упоминаются вовсе [2].
Игнорирование политики интеграции мигрантов обернулось в результате снижением уровня толерантности в обществе, ростом межэтнической напряженности, отчуждением мигрантов со стороны российского общества, их самоизоляцией, открытыми конфликтами между мигрантами и местным населением. Стало совершенно очевидно, что в условиях массового притока мигрантов, даже из исторически близких государств «нового зарубежья», политика их интеграции должна быть неотъемлемым элементом миграционной политики. Это признано и в новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной в июне 2012 года. Перед Федеральной миграционной службой России поставлена задача разработки и апробации конкретных программ в области обеспечения интеграции мигрантов в российское общество; в структуре ФМС создано Управление по содействию интеграции мигрантов, к 2016 году должна быть создана «инфраструктура для интеграции и адаптации трудовых мигрантов» [2].
Важно подчеркнуть, что интеграция мигрантов – это двусторонний процесс, направленный на ассимиляцию и приживаемость мигрантов в принимающем обществе, что может способствовать как экономическому, так и демографическому развитию самого этого общества. Речь идет не только об отношении принимающего общества к мигрантам, но и о желании мигрантов интегрироваться в это общество. Нарушение этой двустронности делает невозможной полную интеграцию мигрантов в принимающее общество [3, с. 34].
Наибольшее число мигрантов – это временные мигранты, прибывающие в Россию с целью трудоустройства. В недавно опубликованном Докладе Генерального секретаря ООН для специальной 46-ой сессии Комиссии по народонаселению и развитию, России было отдано 2-е место (12,3 млн чел.) после США (42,8 млн чел.) по численности международных мигрантов. Необходимо уточнить, что под «международными мигрантами» здесь понимаются лица иностранного происхождения. То есть применительно к России это граждане СНГ.
Общность прошлого, историческая целостность пространства, отношение к России как к «старшему брату», большая разность демографического потенциала и социально-экономического положения – все это формирует существующие миграционные потоки трудовой миграции внутри стран СНГ.
Глава ФМС РФ Константин Ромодановский в своем интервью для журнала «Вести. Экономика» от 02.11.2012 заявил: «Динамичное на фоне других государств СНГ экономическое развитие России, относительно высокие заработки стимулируют приток временных трудовых мигрантов, численность которых примерно одинакова. В принципе, можно говорить, что потоки устоялись. От 11 до 14 млн – такое количество к нам въезжает»[4], – отметил Ромодановский. Это примерно 9–10% от всего населения страны. Проблема заключается в том, что уже на этапе легализации значительная часть прибывающих в Россию трудовых мигрантов выпадает из правового поля, не узаконив свое пребывание в стране. По оценкам, 70–80% трудовых мигрантов работают в России нелегально, не получая разрешение на работу и не оформляя трудовых отношений с работодателем.
Из-за нерешенных миграционных проблем снижается наша экономическая мощь, размываются наши исконные культурные ценности, возрастают криминальная напряженность и террористические риски. На территорию России проникают запрещенные воинствующие организации, идеология радикального ислама, миллионы чуждых российским традициям, ценностям и правилам поведения представителей иной религии, потоки наркотиков, – все это пересекает границу РФ и оседает на нашей территории. Таким образом, подрывается национальная безопасность России. По опыту многих европейских стран – в частности, Франции, Германии, Великобритании – можно сделать вывод, что подавляющее большинство мигрантов не желает ассимилироваться. Это приводит к конфликтам и столкновениям с местными жителями, правоохранительными органами, к неконтролируемому росту преступности, напряженности, агрессии, а экономический кризис только усугубляет сложившуюся ситуацию. Увеличится количество безработных, многие слои населения значительно обеднеют, а это неминуемо приведет к значительному обострению межнационального противостояния. Единственный способ притормозить этот процесс, по мнению В. Рашкина, –это установить визовый режим [5, с. 7]. А в перспективе ужесточить въезд трудовых мигрантов.
Однако, кроме внешней миграции, важным фактором развития и трансформации современного Российского общество является внутренняя трудовая миграция. По прогнозам специалистов, к 2016 году численность трудоспособного населения России сократится на 4 миллиона человек – с 86,6 до 82,6 млн. Безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2013 г. было около 1 млн. Но при этом число вакансий, которое могут предоставить предприятия, в 1,7 раз больше числа безработных. Но почему при дефиците рабочих рук безработица растет? Ответ прост – рабочие руки и рабочие места находятся в разных частях России. Нужно создавать условия для того, чтобы рабочий имел возможность переехать туда, где вакансий много, на постоянное место жительство, или предоставить условия для работы вахтовым способом. В начале 2014 года Минтруд презентовал программу переселения для жителей моногородов, которые особенно страдают от сокращений на производстве. Основное предложение – выделение переселенцам крупных разовых сумм – от 200 до 800 тыс. рублей. Если эта программа заработает, может быть, понятие «безработица» уйдет из нашей жизни.
Таким образом, необходимо ограничить потоки внешней трудовой миграции, особенно из стран Центральной Азии, которые в таком количестве и таком качестве подрывают национальную безопасность России на современном этапе ее развития. В то же время необходимо развивать и стимулировать внутреннюю миграцию, которая может решить ряд важнейших проблем в экономике в среднесрочной и долгосрочной перспективе и во многом способствовать консолидации населения, межэтнической интеграции и созданию гражданского общества в России. Но для этого необходимо обратится к опыту советской миграционной модели. Важно, чтобы одним из важнейших направлений государственной политики вновь стало воспитание интернационализма и патриотизма, чтобы понятие «российский народ» стало наполнено реальным смыслом. Этот смысл должен обеспечиваться общностью языка (при соблюдении уважительного отношения и сохранения культур и языков народов нашей страны), едиными программами школьного образования по всей стране, равенством прав и, хотя бы относительным, равенством условий жизни для всех граждан России. В условиях многонациональной страны внутренняя миграция может и должна сопровождаться «перемешиванием народов», и этот процесс может происходить относительно безболезненно при условии грамотной миграционной политики, направленной на социально-экономическую интеграцию мигрантов в местах вселения: а именно, обеспечение работой, жильем, возможностью получения образования и самими мигрантами, и их детьми. Таким образом, это способствовало бы созданию интегрированного и консолидированного гражданского общества в современной России.
Литература
1. Петров В.Н. Этнические миграционные процессы как фактор социальных взаимодействий в регионе: Теоретико-методологический и эмпирический анализ. М., 2004.
2. Ионцев В., Ивахнюк И. Модели интеграции мигрантов в современной России // CARIM-East RR 2013/12.
3. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1. С. 34–50.
4. ФМС: каждый год в Россию прибывают 14 млн. мигрантов. Интервью руководителя ФМС К. Ромодановского. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/19262
5. Визы против терактов //Аргументы и факты. 2014. № 7.