Полтораков А.Ю. Миграция как вызов безопасности: национальные и международные аспекты

Данные об авторе. Полтораков Алексей Юрьевич, кандидат политических наук, ученый секретарь Института украинской политики, г. Киев, Украина. Сфера интересов: национальная и европейская безопасность.

Аннотация. В условиях глобализации государства теряют контроль над перемещениями людей. Из-за этого масштабная международная миграция, представляя собой особую «социоэкономическую производную» глобализации, также является вызовом безопасности на национальном (государственном) и международном уровнях. В условиях кризиса фактор миграции остается основным вызовом безопасности. Происходит нарастание негативных последствий несистемной политики для «профильных» угроз безопасности государств – сокращение квалифицированной части экономически активного населения в результате вынужденной (реэ)миграции и паралич секторов экономики, деформация этнодемографической структуры обществ, рост сепаратистских настроений, угроз стабильности и целостности страны и региона.

Миграция как вызов безопасности: национальные и международные аспекты

Возможно ли унести родину на подошвах своих сапог?
Жорж Жак Дантон, 1794 г.

«Глобализация» и «безопасность» с относительно недавних пор окончательно закрепились в качестве ключевых парадигм мирового развития, «пропитав» все сферы и измерения общественной жизни. Нынешняя миграционная ситуация в мире развивается крайне противоречиво и во многом хаотично. В условиях глобализации государства теряют контроль над перемещениями не только капитала, товаров, информации, но и людей (по данным Всемирного банка, например, за рубежом работают около 6,5 млн. граждан Украины). Из-за этого масштабная международная миграция, представляя собой особую «социоэкономическую производную» глобализации, также является вызовом безопасности как на национальном (государственном), так и на международном уровнях. В силу этого Международная организация миграции рассматривает трудовую миграцию как одну из основных проблем государственной политики в XXI в.
Исследователи, анализируя воздействие мигрантов на принимающую страну, ее экономику и политику, вынуждены констатировать, что «в Европе о таком воздействии известно мало, потому что систематически этот вопрос не исследовался. Но понять воздействие миграции без такого исследования невозможно, так как можно заранее ожидать, что многое зависит от миграционной политики в принимающей стране и от характеристик самих мигрантов. Кроме того, эта тема требует исследований на межгосударственном уровне» [1, с. 32].
Наиболее проблемным аспектом международной миграции традиционно является нелегальная миграция, смыкающаяся с международной преступностью (ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн нелегалов, что приносит им не менее 20 млрд долларов прибыли.)
Неэффективность современной международной миграционной модели имеет следствием рост числа нелегальных мигрантов, что характерно практически для любого принимающего государства. Нелегальную миграцию обоснованно можно отнести к факторам организованной преступности, причем как «не только уголовно-правовое, но и политическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности; основной фактор криминализации власти… и в целом страны» [2, с. 358].
Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан и их незаконное пребывание в этих районах зачастую ухудшают социальную обстановку, благоприятствуют развитию «теневой экономики», создают неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а, следовательно, и смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Объединенные по этнонациональному признаку формирования «криминальных мигрантов» создают неконтролируемый рынок товаров и услуг, где достаточно ярко выражаются негативные стороны усиливающихся миграционных процессов. Прежде всего, это запрещенные к обороту товары и услуги, уклонение от уплаты налогов, а также стремление к контролю целых экономических отраслей и сфер (вплоть до доставки и сбыта наркотиков и оружия, изготовления и продажи фальсифицированных спиртных напитков, поддельных документов, справок, печатей и т.п.).
Из-за высокой стоимости официальных денежных переводов (так, помимо того, что украинские мигранты одновременно должны платить налоги в казну Украины и страны трудоустройства, их денежные переводы для родственников облагаются 15–17% налогом – как на иностранные доходы граждан) общины мигрантов оперативно создают параллельные и альтернативные пути для пересылки денег на родину, как правило, используя «неформальные» (личные и этнические) каналы и нелегальные сети. Эксперты (Р. Холзманн, Р. Мюнз и др.) небеспочвенно предполагают, что «при определенных обстоятельствах эти каналы могут использоваться для отмывания денег и других незаконных операций, включая финансирование терроризма» [1, с. 21].
Если говорить о «внутренней геополитике», то прирост иностранных мигрантов создает особые проблемы в приграничных районах, где происходит интенсивное формирование иностранных общин, которые по своей численности и влиянию постепенно приближаются к коренному населению.
Рост нелегальной миграции негативно влияет, хотя и несколько опосредованно, на легальную миграцию. Нелегальные мигранты, менее требовательные к обеспечению трудовых прав и социальных гарантий, являются своеобразным фактором «демпинга» для потенциальных работодателей, заинтересованных в минимизации затрат на трудовые ресурсы. Вместе с тем, экономико-правовая и социально-гуманитарная незащищенность «нелегалов» является серьезным фактором усиления социальной напряженности и ухудшения криминогенной обстановки в целом.
Приведенные тренды – особенно когда они усиливаются социокультурной («цивилизационной») составляющей – могут легко перейти из фазы латентной социальной напряженности в полноценный этнополитический конфликт. Вспомним события прошлого десятилетия в Великобритании, Германии, Франции [3] и пр. Печальный опыт «добровольно-принудительных» миграций (депортаций, этнических чисток и т.п.) свидетельствует о том, что «перегибы» миграционной политики чреваты далеко идущими последствиями международного характера.
Для многих западных (особенно европейских) стран более чем остро стоит проблема социокультурной адаптации мигрантов (как нелегальных, так и легальных). Это объясняется, прежде всего, тем, что, при достижении численности иммигрантов определенной критической массы, они уже не пытаются ассимилироваться и усвоить новый образ жизни и язык, а создают замкнутые зоны обитания, стремясь сохранить свою идентичность, национальные традиции, религию, культуру. Иными словами, «качественная» тенденция к ассимиляции обратно пропорциональна «количественному» показателю величины диаспоры – конечно, с учетом «коэффициента» концентрации иммигрантских общин и т.п.
Помимо этого, политико-социальные тренды, заданные террористическими актами в Европе и США, способствовали усилению социальной напряженности и социально-психологической обеспокоенности в связи с вызовами обеспечения личной безопасности граждан.
Небеспочвенно рассматриваемая через этноконфессиональную призму угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, выливающиеся в рост этнонационального и этноконфессионального шовинизма и этнополитического экстремизма, широкую общественную поддержку праворадикальных политических сил и движений.
Зачастую в повышении уровня «мигрантофобии» определенная вина лежит на медиа (в том числе международных), активно муссирующих «острую» проблематику в СМИ.
В связи с этим нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что «правые радикалы», «(ультра) националисты» ряда европейских стран, апеллируя к проблеме «чужестранцев», добиваются политических успехов, создавая определенную угрозу позициям правящих «центристских» партий [см. 4].
Правительствам государств Европы, на примере провала политики «мультикультурализма» осознавшим необходимость сбалансированного, комплексного и многостороннего подхода к управлению миграционными процессами, с учетом всех факторов, порождающих иммиграцию (и порождаемых ею), приходится более активно искать новые пути решения этнополитических проблем не только в национальном, но и в общеевропейском масштабах.
Вследствие этого необходимо переключить внимание на следующие ключевые проблемы международной миграции, связанные с общим контекстом международной безопасности (по крайней мере, в ее политическом и смежных измерениях):
1. Кризис управления миграцией на национальном и международном уровнях. Наиболее проблемными видятся нам вопросы реадмиссии (согласия государства на прием обратно на свою территорию своих граждан – а в некоторых случаях и иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, – которые подлежат депортации из другого государства) и двойного гражданства. Проблему усугубляет также несогласованность национальных политик миграции даже в рамках конвергентных политико-экономических систем (ЕС, СНГ и пр.) и «пространств безопасности» (ОБСЕ, СЕ и т.п.). Например, Украина, которая дает 10–12% от общемирового потока трудовых мигрантов, до сих пор не имеет профильного Закона о зарубежной трудовой миграции своих граждан.
2. Отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие. Особо следует отметить, что связь между международной миграцией и национальной преступностью не является прямой.
Действительно, криминал имеет место в иммигрантских общинах, однако он не превышает уровень криминала местного населения подобной социальной и возрастной группы. По нашему мнению, социально-политические угрозы «национальной безопасности» проистекают не столько из-за миграции как таковой, сколько из-за социально-экономического положения иммигрантов, (не)эффективности национальной и международной (региональной) миграционной политики в вопросах их принятия, обустройства, интеграции, а также социокультурной политики в целом.
3. Обострение экономико-социальных противоречий между посылающими и принимающими странами («донорами» и «реципиентами»). Так, например, по данным Всемирного банка, 45–50% ВВП Таджикистана, 29–30% ВВП Киргизии формируется за счет трудовых мигрантов. При этом в 2008 г. объем денежных переводов из РФ в Таджикистан составлял 2,5 млрд. долларов (45% ВВП). Все более ярко это проявляется также в проблеме «утечки мозгов», достигающей в развивающихся странах 30% квалифицированного труда, и т. п.
4. Актуализация противоречий национальными интересами отдельных государств и правами человека (в частности, дискриминационная практика в отношении трудящихся-мигрантов и беженцев). Отметим, что, с точки зрения гуманитарной безопасности, право на перемену места жительства – с возможностью легально покинуть свою страну – почти повсеместно признается одним из фундаментальных прав человека. При этом речь идет не только о гуманистическом и политическом смысле этой формулы как главном ее принципе, но и об ее экономико-правовых аспектах: свобода передвижения людей рассматривается наравне со свободным движением товаров, услуг, капитала.
Итак, в условиях непреодоленного геоэкономического кризиса фактор международной миграции остается основным вызовом национальной и международной безопасности. Более тесной стала взаимосвязь вызовов миграции с социоэкономическими угрозами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. Параллельно происходит нарастание негативных последствий несистемной политики для «профильных» угроз социально-экономической и социально-политической безопасности государств, которые заключаются в сокращении квалифицированной части экономически активного населения в результате вынужденной (реэ)миграции и параличе многих секторов народного хозяйства, деформации этнодемографической структуры обществ и оживлении сепаратистских настроений и угроз территориальной целостности государств, нарастании внутриполитической нестабильности.

Литература

1. Холзманн Р., Мюнз Р. Проблемы и перспективы развития международной миграции в ЕС, входящих в него государствах, в соседних странах и регионах: вопросы политики // 2-й Стокгольмский семинар по режимам глобальной мобильности населения, 11–12 июня 2004 г. Стокгольм, 2004.
2. Устинов В.С. Организованная преступность. Криминология: учебник.  СПб., 2005.
3. Стрельцова Я. Франция и проблема интеграции мигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №9.
4. Мингазутдінов І.О., Полтораков О.Ю. Феномен «етнічної мобілізації» та його наслідки для Західної Європи // Вісн. Київ. ун-ту ім. Тараса Шевченка. Сер.: Міжнар. відносини. 1998. № 10.