«Эксперт Сибирь»: Оправдали доверие

Оправдали доверие

Михаил Кичанов, Михаил Янчевский «Эксперт Сибирь» №39-40 (429) 22 сен 2014, 00:00
Голосуя за действующих глав регионов, сибиряки поддержали политику Кремля

Прошедшие после десятилетнего перерыва губернаторские выборы в Сибири выявили три закономерности: победители — ставленники Кремля, муниципальный фильтр — эффективный барьер против и без того блеклой оппозиции, людям не интересны выборы без выбора

17 сентября. Кремль. Президент России Владимир Путин встречается с вновь избранными руководителями субъектов Российской Федерации. На главу государства обращены сдержанно-довольные, воодушевленные лица без малого трех десятков победителей. Четверо из них — прилетели в столицу из Сибири. Абсолютное большинство собравшихся возглавили территории не в первый раз, но теперь ман­дат получили не от регио­нальных депутатов, голосовавших за кандидатуру, предложенную президентом, а от рядовых избирателей. Впрочем, и последние согласились с выбором Владимира Путина, отдав предпочтение действующим «отцам» регионов, кандидатам от «Единой России». По всей стране выбор сделан в один тур. Средний результат победителей — 77,2%.

«Главный итог (выборов. — Ред.) — общество продемонстрировало свою сплоченность перед различными вызовами. Подчеркну, что поддержку получили именно те политические силы, которые готовы отстаивать наши нацио­нальные интересы, выступают за развитие и укрепление нашего государства», — заявил во время встречи Владимир Путин. И продолжил: «Выборы прошли на достойном уровне. В этой связи хочу поблагодарить всех, кто участвовал в их подготовке и проведении: сотрудников избирательных комиссий, партии, независимых наблюдателей. И конечно, поздравляю вас, уважаемые коллеги».

Журнал «Эксперт-Сибирь» решил разобраться в том, какие факторы стоят за победой новых-старых регио­нальных сибирских руководителей и чего следует ждать от переизбранных чиновников.

«Ко многому обязывает»
В Новосибирской области уверенную победу одержал Владимир Городецкий. Еще в марте он был назначен врио губернатора, после того как Владимир Путин снял с должности прежнего главу региона Василия Юрченко с убийственной для российского политика формулировкой: «в связи с утратой доверия». А еще ранее Городецкий трижды побеждал на выборах мэра Новосибирска, в общей сложности проработав руководителем крупнейшего муниципалитета страны 14 лет. Когда в январе Василий Юрченко неожиданно для многих представил Владимира Городецкого в качестве своего нового зама по развитию агломерации и были назначены досрочные выборы мэра, большинство наблюдателей увидели в решении желание губернатора заменить мэра на «более понятного» себе человека (он поддержал вице-мэра Владимира Знаткова), а прежнего «красиво» отправить на пенсию. Юрченко не стеснялся критиковать мэра. На тот момент Городецкому шел 66-й год и мало кто верил в политическое будущее чиновника, от которого устали горожане, с чьим именем связывалась бездумная точечная застройка, плохие дороги, отсутствие внятной стратегии развития города. Но неисповедимы пути Господни: уйти пришлось 53-летнему Юрченко, а «старик» получил полную поддержку президента. Всегда лояльный к вышестоящим, никогда не проявлявший политических амбиций мэр-хозяйственник к своему удивлению сменил яркого, харизматичного, уверенного в себе губернатора-промышленника.

И вот 14 сентября за Владимира Городецкого голосуют 64,9% избирателей, или 423,8 тыс. человек из 2,13 млн жителей Новосибирской области, имеющих право голоса. Депутат областного Зак­собрания «справедливоросс» Анатолий Кубанов получает 13,5%, выдвиженец ЛДПР, депутат Госдумы Дмитрий Савельев — 18,8%. Недействительными признаны 2,7% бюллетеней. Явка составила 30,7%.

«Мне особенно приятно, что доверие оказали прежде всего жители города Новосибирска. Это те люди, с которыми я 14 лет работал мэром города. Получить их доверие — это принципиально важно. В то же время, сельские районы также выразили своим голосованием надежду на дальнейшие преобразования. Для меня это также принципиально важно», — заявил на следующий день после выборов Владимир Городецкий.

«Не кривя душой скажу: мне приятно ощущать, что выборы выиграны. В то же время понимаю — выборы приходят и уходят, а задачи по развитию Новосибирской области остаются и уже стоят во весь рост. Предстоит большая работа. Поэтому получить доверие жителей — это не только гордость, это ко многому обязывает», — заключил вновь избранный губернатор.

Эта была одна из самых чистых и тихих избирательных кампаний в Сибири. Никакого черного пиара, никакого обливания грязью, никакого предвыборного «мусора» в почтовых ящиках. Единственный скандал оказался связан с именем бывшего вице-мэра Ивана Старикова, который не сумел преодолеть так называемый муниципальный фильтр. Несколько десятков подписей муниципальных депутатов в его поддержку облизбирком признал недостоверными. По сути, Стариков был единственным человеком, кто мог оказать реальную конкуренцию Городецкому.

«Выборы губернатора Новосибирской области были уникальны по степени «зачистки» — после того как областная власть договорилась с обкомом КПРФ о неучастии коммунистов, возможности преодолеть муниципальный фильтр в Новосибирской области остались только у «Единой России» и тех «оппонентов», которым она поможет. Надо сказать, что нормы муниципального фильтра носят очевидно заградительный характер, — уверен новосибирский политолог, политический обозреватель сайта Tayga.info Алексей Мазур. — В результате легитимность прошедших выборов под большим вопросом. С учетом явки в 30 процентов — это всего 20 процентов от числа жителей области — очевидно, что существенная часть противников Городецкого просто не пошла на выборы, не имея своего кандидата. Мне полученные результаты говорят следующее — будь у Городецкого реальный оппонент, наверняка случился бы второй тур».

«Владимир Филлипович (Городецкий. — Ред.) всегда уклонялся от схваток и конфликтов, всегда был таким «заведующим хозяйством». Он удобен — для вышестоящего начальства, для своих приближенных, для политических и экономических кланов. Простой избиратель оказался лишним на этом торжестве демократии», — уверен политолог.

«Мы здесь выглядим логично»
Если в Новосибирске победа Владимира Городецкого была предрешена, то сделанный жителями Красноярского края выбор в пользу Виктора Толоконского — не столь закономерен. Во-первых, Толоконский «варяг». Он новосибирец. Вся его жизнь связана с городом на Оби. Там он стал мэром, потом 10 лет работал губернатором, там же офис полномочного представителя президента в СФО — должность, которую Толоконский занимал до мая сего года. Но вот президент переводит губернатора Красноярского края Льва Кузнецова на должность министра по делам Северного Кавказа, а своего полпреда ставит на его место. О грядущей отставке Кузнецова, который в буквальном смысле из Москвы управлял территорией, уже ходили слухи. А пришлый губернатор уже норма для богатого ресурсами сибирского региона.

К решению Москвы жители края, похоже, отнеслись с пониманием. Кажется, Толоконский победил легко и изящно. За него отдали голоса 63,2% от пришедших к избирательным урнам жителей Красноярского края. Реальной конкуренции ему не смогли составить ни коммунист Валерий Сергиенко (14%), ни лидер «Патриотов России» в горсовете Красноярска Иван Серебряков (13,9%), ни депутат Заксобрания Денис Побилат (5,3%), ни справедливоросс Николай Трикман (1,7%). На участки пришло 31,2% избирателей.

«Сказать, что эта явка очень большая, нельзя. Сказать, что она разочаровала, тоже не могу. Есть общая логика развития выборного процесса. Если сравнить явку в Красноярском крае с другими регионами, то мы не имеем меньшую явку. Мы здесь выглядим логично. Я говорил, что очевиден процесс, когда одновременно в обществе формируется чувство ответственности — я должен принять участие, должен сделать свой выбор, с другой стороны, есть полное ощущение внутренней свободы. Если я не чувствую внутренней потребности, если я решаю свои жизненные проблемы и задачи вне взаимодействия с властью, то не голосую. Эту позицию тоже нужно понимать», — заявил после выборов Толоконский, охарактеризовав избирательную кампанию как «открытую, конкурентную и требующую максимальной концентрации усилий».

Директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын уверен — за победой Виктора Толоконского, у которого было слишком мало времени, чтобы стать для красноярцев своим, стоит административный ресурс. «Если в целом оценивать кампанию в Красноярском крае, — возможности, процедуры, муниципальный фильтр, «зачистку», которая произошла еще на стадии выдвижения, то это, конечно, ужасно. Ведь обсуждались разные фамилии. Но всех просто административно не пустили. Нагло, цинично использовались не только административные механизмы. Но и, самое печальное, бюджетные средства. На что ни правоохранительные, ни контрольные органы, ни избирательная комиссия — та, открыто играла на стороне органов власти, — вообще никак не реагировали».

Нам видится, что за победой Толоконского стоит умение договариваться, несомненный ораторский талант, искреннее внимание к проблемам бизнеса, а главное — дар располагать к себе людей. Владимир Путин явно не ошибся, предложив 61-летнему новосибирцу поменять судьбу.

«Мы боролись за наш край»
Самой естественной в минувшей избирательной гонке кажется победа губернатора Алтайского края Александра Карлина. Во главе региона 9 лет (после гибели Михаила Евдокимова), но при этом не успел надоесть, близок к президенту. Не случайно же в свое время его выдвинули в главы региона с должности начальника управления по вопросам госслужбы в администрации президента РФ.

И вот за Александра Карлина голосуют 480 тысяч жителей Алтайского края. Это 72% от пришедших на избирательные участки. Коммунист Сергей Юрченко — второй (11,2%), потом — глава Сибирского сельсовета Олег Боронин (7,5%), депутат заксобрания от ЛДПР Андрей Щукин (5,1%), и наконец — завлабораторией Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов (1,6%). Средняя явка — 34,38%.

«Мы боролись не против кого-то и чего-то, мы боролись за наш край, за достойную жизнь наших людей. Наша избирательная кампания была конструктивной, она была интенсивной, напряженной, но носила рабочий характер. Встречи, которые я проводил в городах и районах края, а всего их было 122, на всех этих встречах в подавляющем большинстве случаев с людьми был разговор о том, что нам вместе предстоит сделать, чтобы те тенденции, которые сложились в Алтайском крае, проявились более четко и ярко, чтобы наши результаты были более понятны и приносили конкретные осязаемые результаты для каждого нашего человека и для каждой семьи», — заявил Александр Карлин.

«На мой взгляд, выборы проходили открыто и демократично. И каких-то громких скандалов, обвинений, жалоб не зафиксировано», — отметил председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор.

В победе Карлина профессор кафедры политологии Алтайского государственного университета Ярослава Шашкова видит несколько слагаемых. «Во-первых, в политическом пространстве края нет ярких персон, которые могли бы составить ему реальную конкуренцию. Во-вторых, сказался сам ход избирательной кампании. Муниципальный фильтр преодолели только кандидаты, заранее согласованные с «Единой Россией», но и они понимали свою роль статистов, поэтому кампанию фактически не вели. Кроме того, их даже незначительная реклама полностью перекрывалась пиаром администрации, огромным количеством встреч губернатора с избирателями и их широким освещением в СМИ», — фиксирует политолог.

«Прошедшие «управляемые» выборы были, конечно, далеки от идеала, но все же в целом был сделан небольшой шаг вперед в направлении к нормальной публичной политике. Нужно и дальше возвращать сам смысл выборов. Когда будет реальная конкуренция, когда люди почувствуют, что от их голоса может что-то измениться к лучшему, явка сама поднимется (как это наметилось, например, в Республике Алтай). И тогда на электоральном поле появятся не только «спойлеры», но и вполне перспективные кандидаты», — убежден директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.

«Жизнь улучшилась»
Труднее же всех победа досталась главе Республики Алтай Александру Бердникову. Его результат оказался рекордно низким в стране — 50,6%. Его ближайший соперник — выдвиженец партии «Гражданская сила», экс-глава правительства республики (1990–1997 годы) Владимир Петров получил 36,44% голосов, за Владимира Ромашкина из КПРФ проголосовало 7,7% избирателей, за Владимира Семенова (ЛДПР) — 3%. Бердников чудом избежал второго тура.

«Я благодарен за доверие Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, благодарен тем, кто помогал и поддерживал меня во время предвыборной кампании, благодарен всем, кто пришел на выборы — а Республика Алтай в очередной раз доказала свою политическую активность, перешагнув пятидесятипроцентный рубеж явки», — написал в своем личном блоге Александр Бердников. По его оценке, это были «сложные для всех выборы, тяжелая борьба, но жители республики в очередной раз доказали приверженность тому политическому курсу, которым движется страна». Политик заявил, что он работал и работает, чтобы каждому «жилось лучше». «За последние восемь лет, думаю, что имею право утверждать это со всей уверенностью, жизнь в нашем регионе существенно улучшилась», — подчеркнул губернатор.

И действительно, за время губернаторства Бердникова валовой регио­нальный продукт республики вырос в текущих ценах в 3,5 раза, объем производства продукции сельского хозяйства — в 3,4 раза, а инфляция снизилась с 11% 2006 году до 6,4% — в конце 2013 года. В четыре раза увеличился объем инвестиций в основной капитал, что больше, чем в среднем по России (3,6 раза). С 2006 года в экономику и социальную сферу региона было инвестировано более 70 млрд руб­лей. Доля частных инвестиций увеличилась с 28% до 72%. Только вот оценить роль первого лица республики в этих достижениях чрезвычайно трудно. Во многом они стали следствием не управленческих решений, а благоприятной рыночной конъюнктуры.

По мнению политологов, победа Бердникова вполне закономерна, но в то, что произойдет она в один тур, мало кто верил. Эксперты отмечают реальную борьбу в Республике Алтай за голоса избирателей, в ход шел черный пиар.

«Требования будут расти»
«Вы знаете, никто не имеет права почивать на лаврах после выборов. Наоборот, нужно понимать, что это большое доверие граждан и нужно ответить на это доверие эффективной работой. Доверие нужно оправдывать, не довольствоваться прежними достижениями, а выполнять взятые на себя обязательства, добиваться новых позитивных изменений, предъявлять обществу понятные, практические результаты. При этом скажу, что требования граждан и к качеству работы власти, и к состоянию социальной сферы, и к уровню жизни в конкретном регионе, муниципалитете, безусловно, эти требования будут только расти, подниматься», — напутствовал Владимир Путин избранных глав регионов.

Но можно ли действительно ожидать от переизбранных губернаторов повышения качества работы? Чего ждать от людей, которые во власти по 10 и более лет и не теряют к ней интерес?

«Прежде всего Толоконский станет и уже является эффективным проводником воли федерального центра в регио­нальной политике. То есть дальнейшую политику нового губернатора следует оценивать с точки зрения укрепления вертикали власти большей управляемостью страны и региона президентом. Конечно, он привнесет свой стиль управления — человека, не связанного ни с одной финансово-промышленной группой. Он обязан приходом во власть президенту как лидеру государства. Поэтому от его прихода стоит ожидать более сбалансированной политики в отношении ФПГ и хорошего взаимодействия с федеральными органами власти», — предполагает председатель экспертного клуба «Комитет развития», политолог Павел Клачков.

«Во-первых, нужно понимать, что никаких кардинальных изменений в системе управления и в отношениях «региональная власть–бизнес» не произойдет, — делится в свою очередь ожиданиями от политики Владимира Городецкого декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления — филиала РАНХиГС Сергей Козлов. — Скорее следует ожидать возвращения к «эпохе Толоконского», с более-менее предсказуемыми «правилами игры» и отсутствием противостояния между регио­нальными элитами. Однако Владимиру Филипповичу придется работать над регио­нальной публичной политикой. Именно за ее отсутствие и критиковали предыдущего губернатора Юрченко». При этом Сергей Козлов подчеркивает, что реализация масштабных проектов (на уровне строительства третьего моста в Новосибирске) будет зависеть не столько от усилий команды нового губернатора, сколько от стратегии федерального центра.

О том, что у Городецкого хорошее взаимопонимание с Москвой, говорит следующий факт: президент принял решение провести очередное заседание Госсовета в Новосибирске. «Полагаю, что для президента важно продемонстрировать свою поддержку вновь избранному руководителю Новосибирской области, а также представителю Президента в СФО, который тоже занимает свой пост совсем недавно», — считает Козлов.

Никаких кардинальных изменений в стратегии управления регио­нальной власти не ожидает и Ярослава Шашкова. При этом она отмечает, что «результат выборов в Алтайском крае может привести к усилению дистанции между властью и бизнесом, в поддержке которого администрация теперь заинтересована несколько меньше, чем накануне выборов».

Пока же вновь избранные губернаторы сосредоточились на решении кадровых вопросов и придании новых форм подвластным административным структурам. «В корректировке нуждаются не столько кадры, сколько функциональная компетенция. Так, принято решение о разделении министерства строительства и ЖКХ на два министерства: минстрой и министерство жилищно-коммунального хозяйства», — прокомментировал свои первые административно-кадровые решения Владимир Городецкий. Злые языки говорят, что за этим «разделением» есть простое желание нового губернатора «пристроить» своего бывшего зама по мэрии — Владимира Знаткова, проигравшего выборы и потерявшего работу. Что ж, можно понять.