Второй обыск по делу Савинцева. Сити-менеджера Барнаула обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями

Лариса Хомайко, Барнаул 30 июня 2015, 10:01

Второй обыск по делу Савинцева

РУССКАЯ ПЛАНЕТА

Игорь Савинцев. Фото: Андрей Луковский/ РИА Новости

Игорь Савинцев. Фото: Андрей Луковский/ РИА Новости

Сити-менеджера Барнаула обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями

Управление Следственного комитета по Алтайскому краю возбудило уголовное дело в отношении главы администрации Барнаула Игоря Савинцева. Он подозревается в злоупотреблении служебными полномочиями.

По версии следствия, с ноября 2010 по июнь 2011 года Савинцев подписывал постановления, по которым земельные участки, принадлежащие Барнаулу, по заниженной стоимости предоставлялись двум компаниям, аффилированным с членами его семьи. Таким образом, городу был причинен ущерб на сумму, превышающую 11 млн рублей.

В барнаульской мэрии прошли обыски. Это уже второй случай за последние два года, когда в кабинете главы администрации города изымают документы.

Семейный бизнес

Сын сити-менеджера, Максим Савинцев, после нескольких месяцев розыска по линии Интерпола, в феврале был отправлен в Россию из Таиланда, и сейчас находится в тюрьме. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной преступной группы.

По версии следствия, Максим Савинцев с сообщниками мелкими пакетами задешево скупил активы городской управляющей компании «Доверие» через подставных лиц. Еще один эпизод касается похищения средств, поступающих от горожан на оплату ЖКХ: деньги якобы шли не фирмам, предоставляющим услуги, а Савинцеву и подельникам. Следователи заявляли и о хищении группой Савинцева средств теплоснабжающей компании «Кузбассэнерго».

Осенью прошлого года в рамках следствия также проходили обыски в мэрии и по месту жительства Савинцева-старшего, и нескольких муниципальных чиновников, курирующих сферу ЖКХ. Позже о новых фигурантах дела из числа сотрудников мэрии так и не сообщили.

– Все мы, депутаты Барнаульской городской думы, год назад тоже были допрошены следственным управлением, давали показания, — рассказал «Русской планете» Дмитрий Аганов, депутат БГД. — Начиналось дело довольно-таки бойко, но прошел год — результатов нет.

При этом, напоминает депутат, прошлой осенью в Барнауле разразилась настоящая война между двумя крупными предприятиями — «Сибирской генерирующей компанией» (СГК) и Алтайским заводом агрегатов (АЗА) — за право отапливать один из микрорайонов города. Несколько лет назад «Кузбассэнерго» (входит в СГК) добровольно отказалось обслуживать этот район, и право работать здесь получила котельная АЗА. А потом СГК решила вернуться. Начались суды и взаимные претензии, а жители города сидели то без горячей воды, то под угрозой остаться без отопления. Администрация Барнаула в этом конфликте выступила на стороне АЗА.

– После прошлогодних обысков в мэрии пошли комментарии, причем от непосредственного участника конфликта, завода АЗА, что на самом деле это попытка давления на руководство города, чтобы забрать 17-й микрорайон, — говорит Дмитрий Аганов. — И если первые эмоции у всех были: вот, разоблачили преступную схему, сейчас наведут порядок, то теперь, когда за год у следствия ничего не сдвинулось, мне как-то более близка мысль, что это действительно давление на мэра в интересах бизнеса.

«Кресло для более управляемого»

Полномочия мэрии Барнаула по распределению городских земель невелики. Еще в 2007 году в Алтайском крае был принят закон, передавший право регулирования и распределения участков в городе, собственность на которые не разграничена, администрации региона.

Законодатели и прокуратура тогда обвиняли мэрию, которую возглавлял мэр Владимир Колганов, в «системных нарушениях» при распределении земли под строительство.

В результате обязанность по проведению аукционов отдали краевому управлению имущественных отношений. Мэрии осталась только техническая часть работы.

– «Земельные» претензии следователей к Савинцеву выглядят странно, — считает барнаульский общественник Константин Емешин. — Вопросы земли Барнаула решает краевая власть, и я не могу понять, как и чем Савинцев мог распорядиться без одобрения регионального комитета по имуществу. Что здесь Савинцев мог чисто технологически? Как в обход краевой власти он это сделал? Вот это самый главный вопрос.

Правоохранительные органы этот вопрос пока не проясняют: выпустив пресс-релиз о возбуждении в отношении Савинцева уголовного дела, управление Следственного комитета замолчало, и от любых комментариев пока отказывается.

– Первое, что приходит в голову — это то, что и предыдущий мэр Барнаула Владимир Колганов тоже был отстранен от должности на фоне заведенного уголовного дела, — сказал «Русской планете» Юрий Чернышов, профессор АлтГУ, руководитель «Алтайской школы политических исследований». — Потом, когда Колганов ушел с должности, а прямые выборы мэра отменили, дело было тихо закрыто. На мой взгляд, Савинцев мало чем отличается от остальных чиновников по стилю работы. Не думаю, что за ним были какие-то особые злоупотребления. Скорее, могу предположить, что это попытка освободить кресло для кого-то более управляемого. История с сыном со стороны тоже выглядит как попытка давления, у нас же правосудие зачастую очень избирательно работает. Иногда оно наваливается на человека чрезвычайно жестко — по мелким поводам, а иногда не замечает гораздо более крупные правонарушения.

Константин Емешин тоже считает, что уголовное преследование семьи Савинцевых имеет политическую подоплеку.

– В истории с сыном мэра многое притянуто за уши. По делам управляющей компанией «Доверие» основные документы подписывали ее директор господин Сучков и бухгалтер. Причем этим махинациям несколько лет, но именно в 2014 году, в канун губернаторских выборов, вдруг взяли и закрыли Сучкова, а Савинцева-младшего сделали свидетелем по делу, — размышляет Емешин. — Задача была поставлена, чтобы в Барнауле убедительную победу на выборах одержал действующий губернатор. Она была реализована, Савинцев остался мэром. Но стоило только пройти выборам, как его сына из свидетеля превратили в обвиняемого…

Впрочем, те, кто считает уголовное преследование барнаульского мэра политическими играми, не очень понимают, какую именно цель преследуют их инициаторы. С предыдущим мэром, Владимиром Колгановым, ситуация была ясной: к моменту возбуждения против него уголовного дела он был уже месяц как отстранен от должности постановлением губернатора региона Александра Карлина. У Савинцева видимых конфликтов с губернатором не было, он считается зависимой от региональных властей фигурой, а Александр Карлин не раз выражал ему публичную поддержку, в том числе и на выборах главы администрации в 2012 году.

Константин Емешин выдвигает такую версию: против Савинцева играет вице-губернатор Сергей Локтев, намеревающийся поставить на должность главы Барнаула «своего» человека — генерал-майора Вячеслава Новикова. Бывший сотрудник регионального управления МВД в прошлом году был назначен на руководство Октябрьским районом города.

– Я думаю, это было сделано с перспективой заменить в городе Савинцева на Новикова, — говорит Емешин. — Но, похоже, многие в Барнауле в этом не заинтересованы, в том числе и губернатор. Поэтому и идет такая борьба по перетягиванию каната: группа Локтева хочет убрать Савинцева и поставить Новикова, а остальные пытаются каким-то образом это дело притормозить.

До настоящего времени публичных заявлений по поводу уголовного дела в отношении главы администрации Барнаула не прозвучало ни со стороны администрации Алтайского края и губернатора Карлина, ни от представителей мэрии и ее руководителя Савинцева.