Малышева Н.С. К вопросу о перспективе выхода Великобритании из ЕС

Данные об авторе. Малышева Нина Сергеевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: европейская интеграция, трансатлантическое партнерство, внешняя политика США.

Аннотация. В статье анализируются причины новой попытки правительства Великобритании обособиться от европейских интеграционных процессов. На фоне углубления европейского кризиса британское правительство рассматривает два варианта действий: проведение реформы ЕС, а также запланированный на лето 2016 г. общенациональный референдум о выходе Великобритании из Евросоюза.

К вопросу о перспективе выхода Великобритании из ЕС

Европейский Союз продолжает переживать непростые времена. В последние годы к грузу экономических проблем и долговой проблеме ряда участников еврозоны добавились миграционный кризис и последовавший затем рост сепаратистских настроений в регионах и странах-участницах ЕС. И эти настроения играют на руку евроскептикам в отдельных государствах Евросоюза. Со стороны европессимистов звучат обвинения в неспособности европейских институтов обеспечить экономическую стабильность и безопасность границ, в игнорировании интересов национальной безопасности перед наплывом мигрантов. Дело дошло до того, что в 2013 г. правительство Великобритании объявило о проведении в 2017 г. общенационального референдума по вопросу о выходе страны из Европейского союза. Каковы мотивы проведения референдума, и каким может быть его вероятный результат?

«Британская проблема» или «Брэксит» (от англ. Britain и exit — выход), как ее именуют в западной прессе, имеет давнюю историю. Есть распространенное мнение о том, что британцы более других европейцев расположены к тому, чтобы вырваться из «объятий» интеграции. Такое представление возникло на основе долгого и непростого процесса присоединения Великобритании к Европейскому сообществу, сопровождаемого оговорками и исключениями для членства страны. Особый статус сохраняет Великобритания и теперь, находясь вне еврозоны и Шенгенского пространства и обладая правом на возмещение части взносов, направляемых в ЕС. Правительство консерваторов, возглавляемое премьер-министром Д. Кэмероном, продолжило курс на самоустранение от европейских интеграционных процессов. Здесь стоит упомянуть выход консерваторов в 2010 г. из Европейской народной партии — правоцентристской коалиции Европарламента, затем отказ от Европейского пакта налоговой стабильности; наконец, объявление о референдуме.

Но является ли евроскептицизм характерной чертой Великобритании в настоящее время? И да, и нет. В докризисный 2007 год британцев действительно можно было считать большими евроскептиками на фоне других европейцев — число не доверяющих европейским институтам было на 13% выше, чем число доверяющих, и это был самый высокий показатель среди стран ЕС [1, p. 94]. Сейчас же, согласно опросам общественного мнения, отношение британских подданных к институтам ЕС мало чем отличается от мнения граждан других европейских стран. Более того, среди стран еврозоны число европессимистов оказалось больше, чем в Великобритании. Таково, например, положение, в Испании, Кипре, Франции, ФРГ [2, p. 100]. Таким образом, отношение к ЕС неустойчиво, и меняется в зависимости от экономической ситуации в Союзе.

В то же время, на уровне правительства и политических партий скептическое отношение к ЕС имеет более устойчивый характер, и в этом отношении Великобритания заметно отличается от своих европейских соседей. Другими словами, евроскептицизм — это удел политической элиты Великобритании. И заявление о запланированном референдуме объясняется тем, что к числу евроскептиков относятся влиятельные члены правящей Консервативной партии, в частности, Борис Джонсон — мэр Лондона и возможный преемник Д. Кэмерона на посту лидера партии, Майкл Гоув и другие. Кроме того, на парламентских выборах новым конкурентом для партии Д. Кэмерона является выступающая за выход Великобритании Партия независимости Соединенного королевства, в которую начали переходить консерваторы-парламентарии.

Выиграв парламентские выборы в мае 2015 г., Кэмерон не стал отказываться от проведения референдума; хотя сам неоднократно подчеркивал, что выступает за членство Великобритании в ЕС. Эта двойственная позиция премьер-министра объясняется тем, что убедительного перевеса в сторону еврооптимистов или европессимистов в стране нет. Опрос общественного мнения, проведенный в апреле 2016 г., показал, что мнения разделились: около 40% британцев проголосовали бы за выход из ЕС, и столько же против [3].

Продолжив курс на референдум, премьер пояснял, что основным условием сохранения членства страны в ЕС должно стать реформирование Евросоюза с учетом интересов Великобритании. В ноябре 2015 г. Д. Кэмерон направил председателю ЕС Дональду Туску письмо, в котором сформулировал свои предложения. Британский премьер предлагал провести реформы ЕС или же предоставить Великобритании дополнительные исключения в четырех областях — национальный суверенитет, экономическое управление, конкурентоспособность и свобода передвижения в рамках ЕС [4]. Иными словами, речь шла об изменении основополагающего договора ЕС.

После этого в течение нескольких месяцев проходили активные переговоры между британским правительством и институтами ЕС о приемлемом компромиссе, устроившем бы обе стороны. Окончательное решение по предложениям Кэмерона было достигнуто на саммите ЕС 19 февраля 2016 г., и так или иначе, его вариант реформирования ЕС был одобрен. Прежде всего, для стран, не входящих в еврозону, было установлено право отложить рассмотрение финансовых законопроектов ЕС, вернув их на обсуждение в Совет министров ЕС. Для приезжающих на заработки в Великобританию граждан ЕС устанавливается ограничительный срок до семи лет, в течение которого они не будут иметь права претендовать на социальные выплаты. Далее, за Великобританией было закреплено право не участвовать в углублении политической интеграции. Было принято дополнение, касающееся вопросов национальной компетенции. Так, если 55% национальных парламентов не поддерживают законопроект ЕС, то он возвращается на доработку в Совет министров [5].

В целом, эти дополнения к европейскому законодательству касаются не только Великобритании, но дают возможность другим участникам воспользоваться новыми правилами. Не исключено, что подобное смягчение правил придаст Евросоюзу большую устойчивость. Однако все принятые в феврале 2016 г. поправки вступят в силу только в том случае, если Великобритания останется в ЕС. Если же в результате референдума страна покинет Евросоюз, то все предлагаемые изменения будут отменены.

После саммита премьер-министр объявил о том, что референдум о продолжении членства Великобритании в ЕС пройдет ранее объявленного срока — 23 июня 2016 г. В ближайшее время главная задача кабинета Д. Кэмерона заключается в том, чтобы убедить Консервативную партию и большую часть населения Соединенного Королевства, что принятые поправки обеспечат преимущества национального суверенитета в ЕС. Учитывая то, что в британском общественном мнении нет перевеса в пользу сторонников и противников сохранения участия страны в Евросоюзе, до июня 2016 г. многое может повлиять на результат референдума. Улучшение либо ухудшение социально-экономической ситуации в стране, динамика миграционного кризиса, агитационные кампании «за» и «против» выхода из ЕС, которые ведутся различными политическими силами — все эти факторы могут повлиять на настроение избирателей.

«Европейский вопрос» для Великобритании выходит за рамки только участия или неучастия в ЕС. Этот вопрос неизбежно затронет программы партий, проблему идентичности, поиск места и определение роли Великобритании в Европе.

Литература

1. Eurobarometer 67: Public Opinion in the European Union, November 2007. URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb68/eb_68_en.pdf
2. Eurobarometer 83: Public Opinion in the European Union, May 2015. URL: http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/eb/eb83/eb83_publ_en.pdf
3. YouGov: The Times Survey Results, 11-12th April 2016. URL: http://d25d2506sfb94s.cloudfront.net/cumulus_uploads/document/ugdbpjyfyn/TimesResults_160412_VI&EURef_W.pdf
4. PM Letter to President of the European Council Donald Tusk, November 10, 2015. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/475679/Donald_Tusk_letter.pdf
5. European Council Conclusions, 18-19 February 2016. URL: http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/02/19-euco-conclusions