Данные об авторах. Искендарова Дэниз Назимовна, студентка второго курса кафедры теории и истории международных отношений УрФУ, г. Екатеринбург; сфера научных интересов: история внешней политики Италии, итальянская диаспора в мировой политике, права коренных народов; Кузьминых Наталья Евгеньевна, ассистент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ, г. Екатеринбург; сфера научных интересов: внутриполитическое устройство Италии, дидактика итальянского языка; Табаринцева-Романова Ксения Михайловна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ, г. Екатеринбург; сфера научных интересов: современная Италия, Средиземноморский регион, культурная политика, культурные права.
Аннотация. Настоящая статья посвящена особенностям южного итальянского сепаратизма на примере области Сардиния. В работе представлена попытка проанализировать происходящую на современном этапе трансформацию социально-культурного течения «сардизм» в некий идейный базис для обоснования сепаратизма со стороны Сардинии.
«Сардизм» — феномен сепаратизма «Юга Италии»
Итальянский сепаратизм обладает рядом особенностей: прежде всего это, как указывает О.Н. Барабанов, отсутствие вооруженного столкновения в борьбе за сепаратизм [1, с. 62]: изучаемое явление носит политико-экономический и социокультурный характер, сложившийся из-за позднего формирования единого национального итальянского государства. Следующая особенность, это то, что фактически сразу же после объединения Италии обозначился контраст между развитым Севером и более отсталым Югом страны. Кроме того, на Юге Италии сразу после объединения страны получили распространение крестьянские бунты против новой «пьемонтской» власти [2]. Показательным является тот факт, что в период правления Муссолини для того, чтобы не подчеркивать внутреннюю неоднородность страны, в официальных документах и прессе вообще запрещалось использовать сам термин «Юг Италии» [3, с. 69].
Еще одной характерной чертой является, так скажем, использование понятия «сепаратизм», которое чаще встречается по отношению к Северной Италии (в исследовательских работах обычно идет речь о деятельности Лиги Севера, о референдуме в Венеции от 2014 г. и т.д.). Принимая во внимание трактовку сепаратизма как политического движения, цель которого – отделение от государства части его территории и создание на ней нового государства, «северный» сепаратизм выглядит логичным, тогда как «южный» сепаратизм до недавнего времени не ставил перед собой такой цели и на этом основании отнесение движения «сардизм» к сепаратистским является спорным. Как указывает А.В. Баранов, в отличие от случаев Венето и Южного Тироля, на Сардинии сепаратизм не имеет глубокой исторической традиции и представляет собой прагматический проект [4, c. 85].
Напомним, что Сардиния является вторым по величине островом Средиземного моря, с численностью населения на январь 2015 г. 1.663.268 человек [5]. В экономическом плане на национальном уровне особенностями Сардинии являются: это единственный регион, который не содержит метана; большая часть воинских частей расположена на острове.
Сам по себе термин «сардизм» не получил широкого распространения, и в узусе мы наблюдаем более частотный термин «движение сардов за независимость». Обращаясь к различным словарям, мы можем встретить следующие интерпретации сардизма: 1) политическое сардское движение, получившее развитие после Первой мировой войны, целью которого являлась административная автономия Сардинии [6]; движение, выступающее за административную автономию Сардинии, более радикально – в культурном и политическом аспектах [7]. Первоначально сардизм представлял собой культурное, социально-политическое течение, которое используя ненасильственные методы, выступало за право на самоопределение, которое игнорировалось материковой частью Италии в начале ХХ в. Однако парадокс глобализации – рост децентрализации в национальных государствах – привел к тому, что в последние годы мы наблюдаем резкий подъем сепаратистского настроения и, как следствие, активизацию политических партий, выступающих за независимость (Партия сардов, выступающая за создание независимой республики Сардинии; Сардинская партия действия и др.): так, опрос 2015 г. показал, что уже 40% выступают за автономию Сардинии: «мы хотим быть свободными как каталонцы!» [8]. Примечательно, что 30% сардов выступают за независимость от Италии, но предпочитают остаться в ЕС, а 10% – за независимость как от Италии, так и от ЕС [9].
Известный журналист и писатель Джанфранко Питоре, сард по происхождению, сторонник признания независимости Сардинии и борец за право на самоопределение своего народа, пропагандировал идею о признании независимости сардинцев, о том, что они не принадлежат к итальянской нации. Действительно, данный народ смог сохранить и развить вполне самобытную культуру, проявляющуюся как в языке, так и в традициях. Верность обычаям, временами являющаяся причиной столкновений с многочисленными завоевателями, – отличительная черта сардов [10, с. 160–161]. Ей сопутствует глубокая привязанность к своим предкам, жители острова гордятся своей принадлежностью к сардам и считают себя нацией, имеющей право на самоопределение.
За непродолжительный срок статус Сардинии претерпевал некоторые изменения, и в конечном итоге регион получил автономию с повышенными полномочиями управления. Однако этого недостаточно, и, по мнению многих сардов, получив независимость, остров будет иметь хорошие возможности для успешного развития. Пребывание в составе Италии пока не приводит к улучшению жизненного уровня граждан, не удовлетворяет их потребности. Правительство Италии, наоборот, притесняет сардинцев в правах, например, отказываясь признавать сардский язык как таковой, считая его не более чем диалектом итальянского [11].
Стоит упомянуть и о действиях самих сардинцев в стремлении получить суверенитет. В последние годы были предприняты две наиболее заметные попытки. Первая из них произошла около десяти лет назад, когда несколько людей провозгласили независимость на крошечном островке возле Сардинии. Второй раз о суверенном праве региона заговорили в 2015 г. Авторы кампании за независимость от Италии предлагают другой стране – Швейцарии – купить остров. По их мнению, в таком случае в выигрыше будут все. У маленькой, но богатой державы появится свой выход к морю, а у маленького и нищего острова – нормальная полиция и действующие законы. Как известно, в административно-территориальном плане страна состоит из 26 кантонов, каждый из которых обладает разным режимом налогообложения, отличием в законодательстве и многим другим. Анклавы в конфедерации отсутствуют. В рамках данной государственной системы Швейцарии, некоторые жители Сардинии подумывают о том, чтобы присоединиться в качестве 27-го морского кантона. Андреа Карузо, инициатор данной идеи, видит широкие возможности для развития сардского народа и региона в целом. Так, например, он сравнивает опыт результата Корсиканской аннексии, которая была провозглашена около 250 лет назад. Как самое важное из этого исторического эксперимента А. Карузо отметил, что с тех самых пор как «Корсика была аннексирована Францией 250 лет назад, она никогда не теряла своей самобытности; специфика Сардинии подвергалась бы еще меньшей угрозе в Швейцарии с ее федеральной системой, которая уважает права национальных меньшинств и имеет опыт работы с разными языковыми, этническими и религиозными группами» [12]. Однако проявления сепаратизма на этом далеко не заканчиваются. Другой вариант получения островом своей самостоятельности предлагает Партия независимости Сардинии (Paris). Члены партии пытаются сначала сделать независимым сардинский остров Маль-ди-Ветру, а затем уже и всю Сардинию. Глава партии Салвоторе Мелони на протяжении всей своей жизни продвигал идею сепаратизма Сардинии, даже, несмотря на тюремное заключение по этому поводу и обещания не заниматься политикой до 65 лет. По достижению данного возраста С. Мелони вернулся и не отрекся от своих идей и собрал большое количество сторонников независимости Сардинии [13]. Активисты уже придумали флаг: белый крест на красном фоне с четырьмя маврами, который, кстати, размещен на официальном сайте регионального совета [14].
Особый интерес представляет так называемый региональный совет Сардинии, который является руководящим органом области. В его состав входят двенадцать советников, назначаемых Президентом. Начиная с 2004 г., то есть, когда председатель региона был избран непосредственно народом, а не областным советом, Президенту и совету больше не нужно получать вотум доверия от Ассамблеи для выполнения своих функций. Срок работы регионального совета составляет пять лет, затем состав должностных лиц в данном органе обновляется. Региональное правительство действует на коллегиальной основе, согласовывает с Президентом политические программы. Данный государственный орган также имеет полномочия относительно выбора целей политических программ, утверждает законопроекты, а также резолюции, представленные советниками, и воплощает в жизнь решения совета. Он также должен решать проблемы в политической, административной, экономической и социальной сферах жизни региона. В частности, финансовая отчетность, годовой бюджет и его возможные варианты должны быть одобрены региональным советом. Кажется, что Сардиния, действительно, имеет широкий спектр возможностей, одобренный Правительством Италии, но, тем не менее, несмотря на это, региональный совет всецело поддерживает и активно продвигает идею о получении признания сардов как народа, имеющего право на самоопределение [11].
Таким образом, мы видим, что постепенно сардизм трансформируется из культурно-социального течения в сепаратистскую идеологию для современных политических партий Сардинии, которые все четче формулируют призыв к отделению, не только на основе культурных, языковых традиций, но и рассматривая отделение от Италии как средство решения экономических проблем и выход из кризиса.
При этом сардский сепаратизм является ярким примером того, что получить независимость «мечтают» не только и не столько богатые регионы, как Венеция или испанская Каталония, но и «маленькие и гордые» которые пытаются таким образом сохранить свои культурно-исторические корни, защитить «народную» память, экономические же перспективы зачастую рассматриваются в более отдаленном плане. Тем не менее, тот факт, что сардизм не только не теряет своей привлекательности со временем, но и привлекает новых сторонников, говорит о том, что этот тип сепаратизма не менее опасен для республиканских властей и может со временем получить все большее политическое развитие.
Литература
1. Барабанов О.Н. Тенденции развития региональной политики Италии // Вестник МГИМО. 2012. № 1 (22). С. 61–67.
2. Orfei G. Scuola e Nazione: una rappresentazione da manuale // Limes. 1994. No. 4. P. 166–167.
3. Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М.: Издательство МГУ, 2000.
4. Баранов А.В. Сепаратизм в современной Италии: факторы развития, институционализация, политические стратегии // Человек, сообщество, управление, 2015. № 1. С. 78–90.
5. Totale della Popolazione residente al 1° Gennaio 2015 per sesso e stato civile // Demo.istat.it. URL: http://demo.istat.it/pop2015/index1.html
6. Sardismo // Repubblica.it: il quotidiano online con tutte le notizie in tempo reale. Dizionari. URL: http://dizionari.repubblica.it/Italiano/S/sardismo.php
7. Sardismo // Treccani.it. URL: http://www.treccani.it/vocabolario/sardismo
8. La Sardegna che vorrebbe l’indipendenza come i catalani // La Stampa. 9.11.2015. URL: http://www.lastampa.it/2015/11/09/italia/cronache/la-sardegna-che-vorrebbe-lindipendenza-come-i-catalani-rC6wuUh9bWz02y92MUapnK/pagina.html
9. La Sardegna vuole l’indipendenza. Favorevoli 4 sardi su 10 // Controcampus.it. URL: http://www.controcampus.it/2012/05/la-sardegna-vuole-lindipendenza-favorevoli-4-sardi-su-10
10. Алисова Т. Б. Введение в романскую филологию: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. М., 2007.
11. Устав регионального совета Сардинии // Региональный совет Сардинии [Офиц. сайт]. URL: http://www.regione.sardegna.it
12. Гирко Т. Сардиния войдет в состав Швейцарии? // Наша газета [web-portal]. URL: http://nashagazeta.ch/news/politica/17294
13. Гнетий В. Независимость по принципу ротации // Независимая газета. 9.09.2008. URL: http://www.ng.ru/world/2008-09-09/13_sardinia.html
14. Сардиния хочет референдум для отделения от Италии // Ria.ru [web-portal]. URL: ria.ru/world/20140326/1001130255.html
Уважаемые коллеги! Прочитал с интересом Ваш доклад о сардском сепаратизме. Я из итальянского происхождения и среди нас итальянских-канадцев, региональная идентичность еще очень сильная. При первом знакомстве, обычно спрашивают «от какого региона, Ваша семья?». Интересные выводы в том что не только богатые регионы как Каталония и Шотландия требуют независимость, но тоже бедные. Ваш труд отличный вклад в наше понимание сепаратизме в Италии и Европе. Желаю Вам успехов в работе. С уважением Тоны Рокки
Уважаемые коллеги. Вот новости от каталонского сайта Националия о сепаратизме в Сардинии.
http://www.nationalia.info/cerca?que=sardinia
Националия самыий главный сайт новостей о сепаратизме в Европе и в мире.
Адрес саита: http://www.nationalia.info
Тони Рокки