Данные об авторе. Васильев Максим Викторович, канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного университета, член Российской ассоциации политической науки. Круг научных интересов: вопросы современной геополитики и глобализации, революция и Гражданская война в России.
Аннотация. В работе совершена попытка проанализировать комплекс угроз и вызовов, стоящих перед Европейским Союзом. Из десяти приведенных проблем, наиболее существенными, являются миграционный кризис, бюрократизм системы и отсутствие четкого цивилизационного проекта интеграции. Выход Великобритании из состава объединенной Европы видится автору отправной точкой распада всей европейской конфедерации.
Десять угроз и вызовов Европе
Динамично развивающиеся политические события в Европе требуют внимательного анализа современных вызовов и угроз, с которыми столкнулись европейцы. В зависимости от стратегии и волевого решения этих проблем, будет формироваться новый облик современного миропорядка в Европе. Первый вызов стабильности объединенной Европы связан с состоянием ее экономической и финансовой системы. Несмотря на то, что на данный момент времени ЕС фактически является экономической супердержавой, он при этом уже семь лет не может преодолеть тяжелые последствия глобального финансового кризиса 2008 г. Экономика еврозоны на фоне дефляции по-прежнему показывает крайне медленный рост. Так, например, валовой внутренний продукт 19 европейских государств в 2014 г. был меньше, чем в 2007 г. [1]. Греция в прошлом году стала первой страной ЕС, объявившей дефолт, активно обсуждался вопрос о возвращении к национальной валюте. Выборы 2015 г. в Греции, Португалии и Испании подвергли сомнению европейскую финансовую политику жесткой экономии. Кризис вокруг греческих долгов наглядным образом продемонстрировал, что проблема евро не может быть решена до тех пор, пока Европа, имея общую валюту, не сможет создать общей финансовой системы.
Экономические трудности Европы порождают достаточно высокий уровень безработицы, особенно в южных и восточных странах ЕС. В рамках ЕС свыше 22 млн. чел. официальных безработных. Экономические трудности в ЕС порождают проблему внутренней миграции, которая является вторым вызовом для еврозоны. Существенные различия в уровнях экономического развития и социальной жизни стран Европы приводят к оттоку квалифицированных кадров из менее развитых стран в более развитые, которыми в первую очередь являются Германия и Франция. Кроме того, внутриевропейские мигранты понижают общую стоимость труда в богатых странах. Продолжая рассматривать комплекс экономических проблем, очень важно остановиться на настойчивых попытках США осуществлять финансовое и энергетическое доминирование над Европой и фактически диктовать ей свои правила игры. Фактор политического и экономического влияния США и крупных транснациональных кампаний, является третьим вызовом для европейцев. С самого начала оформления ЕС американская политика была направлена на максимально возможное участие в его финансовой системе. Главная задача американских финансистов заключается в создании такой экономической ситуации в Европе, чтобы, с одной стороны, начался стабильный отток капиталов из Старого света на счета американских банков, с другой — Европа стала крупным кредитором США. Валютные аналитики из Deutsche Bank отмечают, что только за последние несколько месяцев 2015 г. отток капитала из Европейского Союза составил более 300 миллиардов евро [2]. На энергетическом рынке, крупные американские компании стремятся выйти на европейский рынок. Особенно активно в этом направлении себя проявляют сланцевые компании, экспортирующие сжиженный газ. Для того чтобы европейцы согласились приобретать более дорогой американский газ, глобальному бизнесу необходимо создать в Европе цепочку кризисных ситуаций и заблокировать альтернативные контракты с Россией и странами Ближнего Востока [3]. Вершиной политики американского доминирования стало возобновление переговоров по заключению Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, которое не просто свяжет два берега Атлантики едиными правилами, но и поставит транснациональные корпорации и институты выше национальных государств. Секретность обсуждения данного проекта обусловлена тем, что ряд сильных держав Европы скорее всего смогут выторговать себе какие либо бонусы и преференции, остальные же страны рискуют передать свои национальные экономики под внешнее руководство. Естественно, такой сценарий не добавляет оптимизма евроинтеграции.
Четвертый вызов для современной Европы — это определение политического взаимодействия с Россией и поддержание мира на своих границах. Главным камнем преткновения между европейскими руководствами является вопрос антироссийских санкций. В ЕС есть страны как выступающие за отказ от санкций, так и за их сохранение. Причем на первых оказывается давление, как это произошло, например, с Италией. Итальянцы, в свою очередь, возмущены участием Германии в российском газовом проекте «Северный поток-2». Италия полагает, что проект газопровода, за который выступает правительств Германии, противоречит духу санкционной политики против России. Хотя глубинные причины недовольства заключаются в том, что Германия в свое время заблокировала другой российский проект «Южный поток», выгодный для итальянцев. Таким образом, санкционное противостояние России и ЕС обнажило комплекс внутренних противоречий в самой Европе. Историческая боязнь сильной России в европейском сознании сталкивается с четким пониманием того, что в наши дни мировая политика и экономика не может обойтись без нее. Такое противоречие разделяет Европу на части, усугубляя внутренние противоречия.
Пятый вызов для Европы, заключается в высоком уровне бюрократизации и неповоротливости евромашины, неспособной быстро реагировать на динамично меняющиеся условия мировой политики. Одновременно Европейская комиссия руководствуется в отношениях с государствами-членами базовым договором ЕС, в значительной мере учитывая позицию ведущих государств-членов таких, как Франция или Германия. Центральным учреждениям ЕС часто не хватает политической решительности и бюрократической эффективности, когда они сталкиваются с такими большими проблемами, как греческий финансовый кризис, всплеск миграции или противостояние с РФ. Поскольку система является в комплексе неполной, то часто требуются обходные пути и всякие нелинейные хитрости для достижения цели. Для многих в Европе подобный непрозрачный стиль управления подрывает доверие к европейскому эксперименту. На данный момент не понятен круг полномочий таких органов, как Европейский совет, Совет Европейского союза и Совет Европы. Более того, в ЕС так и не смог создать и принять собственную Конституцию, вместо которой действуют разнообразные договора и соглашения. Руководству ЕС необходимо динамично модернизировать свои властные структуры. В противном случае время может быть катастрофически упущено, а тяжелая бюрократическая машина не сможет остановить центробежные процессы.
Шестой вызов, стоящий перед европейцами, связан с отсутствием дальнейших четких и понятных ориентиров развития Евросоюза. Объединяясь в основном вокруг вопросов политики и экономики, объединенная Европа не смогла выработать для себя систему культурно-ценностных идей и ориентиров, у нее отсутствует единый цивилизационный проект будущего. Идеи демократии, рыночной экономики и свободы передвижения не интегрировали европейцев до той степени, чтобы они отказались от своих национальных корней. Несмотря на активно развивающиеся процессы глобализации и европейского мультикультурализма, немец остался немцем, француз — французом, а поляк будет думать по-польски и каждый из них интересы своей национальной родины скорее всего поставит превыше интересов конфедеративного союза. Отсутствие собственного единого цивилизационного проекта, в комплексе с размыванием исторических традиций, привело к тому, что европейцы оказались растерянными и испуганными перед толпою мигрантов.
Седьмой, миграционный вызов Европы, является наиболее сложным, способным в корне изменить всю политическую картину мира. Миллионная толпа беженцев не только наглядно продемонстрировала Европе несостоятельность идей толерантности и мультикультурализма, но и разделила ее две на части: богатую западную и бедную восточную. Главной точкой преткновения стал вопрос о квотах по распределению беженцев. Восток Европы категорически против квот и допуска большого количества беженцев на свою территорию. Миграционный кризис наглядно продемонстрировал, что европолитики на данный момент так и не смогли выработать эффективную систему мер его решения. Европа оказалась заложником собственного законодательства, идей толерантности и либерализма. Жесткие меры в виде массовой депортации и ужесточения наказаний для мигрантов пугают многих политиков. Наплыв в Европу беженцев из Африки и Ближнего Востока, резкое ухудшение криминогенной обстановки, агрессивное поведение гостей привели к тому, что во многих странах резко возросла популярность правых политических сил. Несложно догадаться, что по мере эскалации конфликтного противостояния европейцев с мигрантами, в Европе будет набирать все большую популярность идея не только защиты своих ценностей, но и своего национального достоинства. Именно в этих условиях зерна национализма не только смогут прорасти, но и найдут широкую поддержку в народных массах. Угроза национализма может стать восьмым вызовом для европейцев. Практически все националистические партии европейских стран скептически оценивают перспективы ЕС. В рамках происходящих политических процессов таится еще одна серьезная угроза трансформации идей национализма в идеологию фашистского толка. На фоне национального подъема европейцев и их агрессивного противопоставления враждебному исламскому миру может сложиться ситуация, когда одна нация (или в целом европейский этнос) станет противопоставляться остальному миру.
Террористические акты, произошедшие в Европе, заставили национальные государства восстановить внутренние границы. Не имея возможности остановить миграцию на границах Шенгена, многие национальные лидеры заявили о восстановлении паспортного контроля при въезде в свою страну. Это уже сделали Германия, Франция, Дания и Швеция. Установление внутренних барьеров внутри Европы является ее девятым вызовом и существенным шагом назад, так как противоречит самой идеи и сущности конфедеративного объединения.
Для того чтобы остановить волну нелегальных мигрантов в конце 2015 г. на экстренном саммите ЕС было предложено создать единую береговую и пограничную стражу, которая самостоятельно осуществит охрану внешних границ Шенгена. Однако правовые аспекты охраны внешних границ могут стать большой проблемой ЕС. Дело в том, что основным камнем преткновения в работе такой пограничной стражи является вопрос соблюдения национальных границ, ведь европограничники должны будут вмешиваться в дела охраны Шенгенской зоны против воли правительств государств-членов. Таким образом, они будут действовать вне пределов национальной юрисдикции государств-членов, но на их территории. Смогут ли страны ЕС пожертвовать частью своего суверенитета и договориться о такой охране общих границ — вопрос открытый.
Последним десятым вызовом единой Европе является результат суммирования всех остальных проблем. Это стремление к национальному отделению от конфедерации, в надежде, что по отдельности решить комплекс трудностей будет легче. Идеи сепаратизма в среде членов ЕС звучали постоянно, но еще никогда они не обретали своего реального осуществления. И вот 23 июня 2016 г. произошло историческое событие, которое многие эксперты сразу окрестили отправной точкой распада ЕС. Великобритания на референдуме проголосовала за отделение от объединенной Европы. Главный результат свершившегося события заключается даже не в выходе одной, пусть и очень сильной страны из конфедерации. Намного важнее то, что этот референдум продемонстрировал всей Европе правовой механизм решения вопроса выхода. Этим прецедентом непременно попытаются воспользоваться многие политические силы в разных странах ЕС. Скорее всего, сепаратистские стремления в ближайшее время станут одной из наиболее ярких событий политической жизни. Первыми о себе заявят такие территории, как Каталония и Шотландия.
Груз вызовов и проблем, стоящих перед ЕС, ставит под сомнение будущее этой политической организации. Учитывая то, что крупные конфедерации в исторической ретроспективе долго не существуют, они либо видоизменяются, либо распадаются на составные части, у нас есть все основания полагать, что референдум Великобритании стал отправной точкой заката Евросоюза.
Литература
1. Европейский союз: итоги – 2015 и перспективы – 2016 года // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». URL: http://ruskline.ru/opp/2015/dekabr/24/evropejskij_soyuz_itogi_2015_i_perspektivy_2016_goda
2. Аналитики Deutsche Bank предрекают отток капитала из Европы // Forex News. 11.03.2015. URL: http://profitask.blogspot.ru/2015/03/deutsche-bank.html
3. Васильев М.В. Борьба глобального бизнеса в контексте сирийского конфликта // Политика, государство и право. 2015. № 10. URL: http://politika.snauka.ru/2015/10/3467
4. Васильев М.В. Национализм Европы как реакция на кризис мультикультурности // Аналитический центр Katehon. URL: http://katehon.com/ru/article/nacionalizm-evropy-kak-reakciya-na-krizis-multikulturnosti
А почему только 10 «вызовов»? А где вызов России — расколоть Европу? И еще: Британия останется в ЕС.
Статья, полный бред