Молдагазинова Ж.М. Полиэтничный состав населения и русификация городского пространства Восточного Казахстана в советский период

Данные об авторе. Молдагазинова Жулдыз Маратовна, магистрант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: история Казахстана, динамика языковых процессов в Казахстане.

Аннотация. В статье прописаны основные этапы формирования полиэтничного состава населения Восточного Казахстана. Приводится характеристика основных миграционных процессов, происходивших в годы СССР на востоке Казахстана. Выявлено влияние этих процессов на языковую ситуацию в регионе. Приводится сравнение во владении языками казахов и русских региона на основе данных переписей населения.

Полиэтничный состав населения и русификация городского пространства Восточного Казахстана в советский период

Полиэтничный состав населения Восточного Казахстана начинает складываться к концу XIX века. Преобладающим большинством в составе населения были казахи, по данным на 1870 г. все население области составляло 294618 человек, из них казахов было 84,4%. Население Восточного Казахстана в те годы увеличивалось в основном за счет естественного прироста. До 1906 г. приток переселенцев оставался незначительным, всего 8,2% всех мигрантов Казахстана. Так, в конце XIX в., по данным переписи 1897 г., доля казахов в области составляла 59,7%, а русских — 38,6% [1, c. 4].

Между переписью населения 1897 г. и первой всесоюзной переписью 1926 г. произошло множество событий, повлиявших на структуру населения. Численность населения области составляла 899583 человека, то есть увеличилась за 30 лет на 67%. На территории Восточного Казахстана проживали представители 43 народностей. Основную массу населения составляли три народности: казахи, русские и украинцы. Среди них первое место занимали казахи (49%), второе место русские (41,2%), третье — украинцы (9,8%) [2, c. 28]. В сравнении с данными переписи 1897 г. заметно сокращение казахского населения. Основными причинами этого можно считать: народное восстание 1916 г., гражданскую войну, голод 1921–1922 гг., а также административно-территориальное размежевание Средней Азии. Данные трагичные события привели к массовой гибели людей, откочевке за пределы Казахстана.

Тенденция к сокращению коренного населения наблюдается и в межпереписной период 1926–1939 гг. В казахстанской историографии утвердилась цифра — 616 тысяч человек, безвозвратно откочевавших в 30-е годы. В 1939 г. казахов в области стало на 54,1% меньше, чем в 1926 г., одной из самых страшных причин, сопутствующих этому был голод 1931–1932 гг., последовавший за массовой коллективизацией. В период свирепого голода на востоке страны потери составили почти 379,4 тыс. человек, или 64,5% от общего числа этноса в 1930-е гг. [3, c. 14]. Но несмотря на то, что в результате этих трагичных событии, численность коренного населения сокращалась, к 1939 г. общая численность населения области увеличивается на 7,3%. В основном численный прирост происходил за счет русского населения. Увеличилась также численность татар, немцев и др. этносов. Миграционные процессы и увеличения русского населения повлияли на закрепление русскоязычного населения в регионе.

Основным фактором увеличения русского населения в области стал переселенческий фактор, принявший массовый характер в 1920–1930-е гг. [4, c. 31]. В результате усилившегося в начале XX в. переселенческого процесса население региона продолжало оставаться полиэтничным, но с увеличением русского населения преимущественно в городах. Казахское же население в основном проживало в сельской местности на юге региона.

В течение периода, ограниченного переписями населения 1926 и 1959 годов, население республики формировалось в основном за счет миграции. В советский период Казахстан пережил несколько переселенческих волн, особенностью данного периода было то, что миграция населения была связана не с аграрным переселением, а с промышленным. Развитие промышленного потенциала региона привело к нехватке рабочих кадров. Эту проблему необходимо было как-то решать, и было решено переселить квалифицированные рабочие кадры из России, Украины и Белоруссии [5, c. 64]. Приезд рабочей силы повлек за собой увеличение численности городского населения. Все миграционные процессы 30-х годов носили преимущественно добровольный характер.

Следующий этап миграций связан с насильственным переселением в Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую области в конце 1930-х — начале 1940-х гг. В результате в 1937-м в Казахстан было насильственно переселено около 95241 дальневосточных корейцев. К 1939 г. в Восточном Казахстане насчитывалось 309 корейцев [3, c. 15]. В 1940 г. дополнительно из Украинской ССР в Семипалатинскую область в неплановом порядке прибыли еще 53 переселенческих хозяйства. Самым массовым стало переселение (депортация) на территорию области немцев (1941–1942) и чеченцев (1944). В Восточный Казахстан направлялось более 28000 немцев, проживающих в районах Поволжья. В феврале 1944 года, после ликвидации Чечено-Ингушской АССР, большинство депортированных спецпереселенцев (344,5 тыс.) разместили в Казахстане: в ВКО расселилось 34167, в Семипалатинской области — 31236 человек [5, c. 68].

В период войны из временно оккупированных фашистами регионов, прибывало эвакуированное население. К концу 1942 г. их число достигло 532,5 тыс. человек, многие из них размещались на территории Восточного Казахстана. Из прифронтовой полосы было эвакуировано и 142 промышленных предприятия. Всего во время Великой Отечественной войны на территорию Казахстана прибыли сотни тысяч эвакуированных. В годы войны упала рождаемость, увеличилась смертность и снизился естественный прирост населения. Сократилась численность сельских жителей, но в то же время возросла численность горожан [6, c. 64].

Великая Отечественная война не прервала индустриальное развитие городов Восточного Казахстана, а напротив, мобилизовала все силы для обеспечения нужд фронта, все предприятия региона стали работать в усиленном режиме. В послевоенные годы эвакуированные предприятия возвращались в освобожденные районы.

В первые годы после войны произошли большие изменения в социально-демографической структуре населения Восточного Казахстана. В первую очередь они определялись экстенсивным промышленным освоением региона, за этим последовал растущий процесс урбанизации и изменения в этносоциальном составе населения. В конце 1940-х гг. происходило снижение численности городского населения, однако уже в начале 1950-х гг. ситуация достаточно сильно изменилась. В 1950 г. наблюдается увеличение рождаемости в Восточно-Казахстанской области, это было связано с притоком в область большого количества населения в репродуктивном возрасте.

Большой приток населения в республику наблюдался в середине 1950-х гг. Он был связан с индустриальным развитием края и прежде всего с освоением целинных земель. Всего на первом этапе массового освоения целинных земель (1954–1956 гг.) в Казахстан прибыло около 650 тыс. человек. В период с 1939-–1959 гг. численность населения республики увеличилась на 45,3%. По темпам роста населения в тот период Казахстан занимал почетное первое место в СССР [6, c. 71].

В период освоения целинных земель численность населения Казахстана в целом и Восточного Казахстана в частности, особенно в городской местности, возросла, прежде всего за счет механического прироста мигрантов. Мигранты приезжали в основном из союзных республик, главным образом из РСФСР и Украины. Механический прирост городского населения в Восточно-Казахстанской области в 1950 г. был наиболее высоким среди всех областей республики, он составил 28,1%. Только за один год численность населения в Лениногорске (ныне Риддер) увеличилась на 5,2 тыс., в Зыряновске — на 5,4 тыс. чел. Еще более значительным было увеличение численности населения в рабочих поселках, расположенных вблизи крупнейших промышленных предприятий области [7, c. 185]. За этот период увеличилась и численность сельского населения республики — на два миллиона человек или в полтора раза.

Произошли существенные изменения в соотношении русского и казахского населения области: доля русских составляла 70,9%; казахов — 18,9%. В Семипалатинской области этническое наполнение было белее равномерным: доля русских составляла 45%; казахов — 35%. Темпы роста русского населения наблюдались в городах, особенно в Усть-Каменогорске — в 8,1 раза [5, c. 69]. Численность населения в регионе увеличилась на 70,7%. Как отмечает А.Н. Алексеенко, конец 50-х — начало 60-х гг. — время, когда доля казахского этноса в составе населения области была самой низкой, а доля русского — самой высокой за всю историю существования Восточного Казахстана.

Сложившаяся в регионе ситуация отразилась на языковом выборе региона. В городской среде наблюдалась очевидная диспропорция между численностью казахоговорящего и русскоговорящего казахского населения. В 1959 г. в Восточно-Казахстанской области из общего числа казахов 139179 считали своим родным языком русский 1493, тогда как из 521100 русских считали родным языком казахский только 29 [8]. Русский язык активно использовался в индустрии, образовании, в строительстве и обеспечении инфраструктуры, соответственно, казахи, переезжавшие на постоянное место жительства в города были вынуждены социализироваться на русском языке.

Несколько иначе шел процесс формирования национальной структуры населения Семипалатинской области. Отсутствие здесь крупных предприятий цветной металлургии и, как следствие, массового притока рабочих и специалистов из других республик бывшего СССР обусловило более значительный удельный вес в области казахского населения. Тем не менее, общая тенденция увеличения численности и доли русскоязычного населения, характерная для всего региона, проявилась и в Семипалатинской области.

В 1960-е годы наблюдается тенденция к сокращению миграционного притока населения в Казахстан. Сальдо межреспубликанской миграции становится отрицательным. Этот период характеризуется демографическим взрывом у казахского населения. В то же время, казахи как и прежде в основном проживают в сельской местности и остаются далеки от промышленно развитых городов. В межпереписной период 1959–1970 гг. численность населения области увеличилась на 15%. Наиболее высокие темпы роста были у казахского населения, в 1970 г., в сравнении с 1959 г., казахов в области стало больше на 40,8%. Темпы роста русского населения выросли на 12,7% [1, c. 12].

В 70-е годы городская среда большинства союзных республик продолжает оставаться преимущественно русскоязычной. Большинство молодых казахов плохо знали свои родной язык. Однако, согласно данным переписи 1970 г., около 98% считали казахский своим родным языком, 40% признавали, что владеют русским как вторым. Все государственные дела осуществлялись на русском языке. Сфера применения казахского в городской среде сводилась преимущественно к бытовому уровню, а в сельской — и к хозяйственному и к социально-политическому [8].

К концу 70-х — началу 80-х годов стала явной дифференциация в этнотерриториальном расселении: города были русифицированы, а автохтонное казахское население проживало на юге области, преимущественно в сельской местности. К концу 1980-х гг. выросло уже не одно поколение казахов, получивших образование и квалификацию при Советском Союзе, резко возросла доля казахов, работающих в системе образования и культуры, аппарате управления, 49% казахов было занято в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, в этих же отраслях работало 38% русских. В Семипалатинской области по-прежнему работало в управлении 55% русских и 24% казахов, в рядовых партийных и общественных организациях — 45% русских и 43% казахов [5, c. 73].
К концу советского периода удельный вес казахов в составе республики не достигал и 40%. В первые годы после провозглашения суверенитета Казахстана казахи впервые стали определять вектор развития городского, трудового и культурного пространства республики. Постепенно казахи становятся доминирующим этносом в государстве [3, c. 18].

Литература

1. Алексеенко А.Н. Народы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1994.
2. Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов XIX — начале ХХ вв. (по материалам Восточного Казахстана). Алма-Ата, 1959.
3. Алексеенко А.Н. Место встречи Усть-Каменогорск: два мира, два образа жизни в поисках взаимодействия и сотрудничества. Астана; Алматы, 2016.
4. Атантаева Б.Ж., Камалджанова Т.А. Влияние миграции на формирование этнических диаспор Восточного Казахстана в 1937–2005 гг. Семей, 2014.
5. Гужвенко Ю.Н. Восточный Казахстан: этносоциальные отношения в 1990-е — начале 2000-х гг. М., 2009.
6. Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население Казахстана за 100 лет (1987–1997 гг.). Усть-Каменогорск, 1999.
7. Ескендиров М.Г. Динамика социально-демографической структуры населения Восточного Казахстана // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С. 181–185.
8. ЦДНИ ВКО. Ф. 659. Оп. 3. Д. 11. Л. 2.