Исакова С.Н. Восстановление независимости Австрии после Второй мировой войны: позиции стран антигитлеровской коалиции

Данные об авторе. Исакова Снежанна Николаевна, преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: история международных отношений, политика США в оккупированных странах (Австрия, Германия) после Второй мировой войны, история Холодной войны, история Австрии в новейшее время.

Аннотация. В статье рассматриваются позиции стран антигитлеровской коалиции по вопросу восстановления независимости Австрийского государства после аншлюса нацистской Германией в 1938 г. Отмечается двойственность и неопределенность великих держав в формировании своих предложений, что привело к затягиванию подписания Государственного договора с Австрией до 1955 г. и выбору Австрией нейтралитета во внешней политике.

Восстановление независимости Австрии после Второй мировой войны: позиции стран антигитлеровской коалиции

В результате аншлюса нацистской Германией в 1938 г. Австрия была лишена суверенитета и стала составной частью Германии. Несмотря на то, что большинство австрийцев в апреле 1938 г. высказались за воссоединение с Германией, акт присоединения был насильственным действием, так как население находилось под фактическим давлением со стороны Германии. Аншлюс осудили многие страны, в том числе США, СССР и Великобритания.

Тем не менее после аншлюса Австрии западные державы долгое время придерживались мнения, что восстанавливать австрийский суверенитет нет необходимости. В частности, премьер-министр Великобритании У. Черчилль 9 ноября 1940 г. заявлял, что «правительство Его Величества не связывает себя никакими обязательствами в связи с переменами, произошедшими в Австрии в течение или после 1938 г.». Он оставил открытым вопрос о будущем Австрии, о восстановлении ее независимости, ссылаясь на то, что «правительство Его Величества не может… связывать себя признанием или поддержкой в будущем тех или иных территориальных границ в Центральной Европе» [1, c. 45]. Фактически, правительство Великобритании оставляло себе возможность предлагать иные решения по Австрии, не связанные с независимостью.

Однако в англо-американской декларации (Атлантической хартии), подписанной президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 г., утверждалось, что стороны «стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем» [2, с. 318]. Следует полагать, что это заявление относилось и к Австрии.

Весной 1943 г. в Форин офис был составлен меморандум с заголовком «Будущее Австрии». Автор, дипломат Дж. В. Харрисон, предлагал 4 возможных «решения» по австрийскому вопросу:

1. Объединение Австрии с Германией либо в качестве составной части рейха, либо на федеральной основе.
2. Включение Австрии в южно-немецкий союз или конфедерацию.
3. Восстановление Австрии как свободного и независимого государства.
4. Включение Австрии в конфедерацию стран Центральной или Восточной Европы.

Первые два варианта отрицались, так как немецкий элемент был бы преобладающим.

В отношении третьего варианта — восстановление Австрии в качестве независимого государства — Дж. В. Харрисон обращал внимание на различные трудности: во-первых, не было никакого австрийского правительства, даже кандидатур, которые могли бы его создать. Дипломат возлагал надежды на Отто фон Габсбурга, но Габсбурги не пользовались большим влиянием в Австрии, в период их власти практически были исключены связи с Польшей, Чехословакией и Югославией, как и включение Австрии в какую-либо федерацию. Поэтому первое национальное правительство в восстановленной Австрии должен был образовать сам австрийский народ.

Кроме того, так как маленькая и слабая независимая Австрия столкнется с рядом серьезных проблем по восстановлению государства после войны как в экономическом, так и в политическом плане, великие державы должны будут взять на себя значительную долю ответственности за политическое и экономическое сохранение австрийской независимости.

Четвертый вариант, а именно конфедерация Австрии с восточными соседними государствами Польшей, Чехословакией и Венгрией, по мнению Дж. В. Харрисона, был наиболее приемлемым [3, S. 11–12].

Именно четвертый вариант указанного документа явился основой для формирования британской позиции в отношении Австрии при обсуждении этого вопроса с Соединенными Штатами и Советским Союзом [4, с. 171].

Оформление советской позиции в отношении Австрии можно отнести к ноябрю 1941 г., когда И.В. Сталин, говоря о Германии, сказал, что «Австрия должна быть отделена от Германии в виде независимого государства…» [5, с. 119]. В декабре 1941 г. эту же точку зрения он озвучил британскому министру иностранных дел Э. Идену, когда последний был с визитом в Москве.

На Московской конференции, которая проходила 19 — 30 октября 1943 г., министры иностранных дел СССР, США и Великобритании в Декларации об Австрии заявили, что «Австрия — первая свободная страна, павшая жертвой гитлеровской агрессии» [6, с. 328]. Кроме того, с подачи Советского Союза в Декларации говорилось и об ответственности Австрии за участие в войне на стороне противника (речь шла о репарациях).

Таким образом, Московское заявление было явно противоречивым. С одной стороны, союзники признавали Австрию первой жертвой германской агрессии, поддерживали существовавшее в стране в течение войны движение сопротивления против нацистского господства, с другой, — говорили и об ответственности Австрии, которую она должна нести, участвуя в войне на стороне Германии.

Однако американская сторона, вопреки официальным заявлениям, придерживалась той точки зрения, что Австрия нуждается прежде всего в экономическом восстановлении, а уже потом в политическом. Показательна в этом смысле заметка военного министра Г.Л. Стимсона, сделанная им 28 октября 1943 г. в дневнике, которая, несомненно, касалась восстановления австрийской независимости, обсуждаемой тогда в Москве: «…Они (союзники по антигитлеровской коалиции — Прим. авт.) не осознают потребности в экономической поддержке страны, прежде чем навязывать ей мир… Если Австрия уже была в подобном положении по Версальской договоренности двадцать пять лет назад, почему они снова хотят восстановить ее в качестве государства, которое не может себя само обеспечить, о чем они, кажется, вообще не думают…» [7, p. 276–277].

В итоге, несмотря на различные подходы союзников к решению австрийского вопроса и сомнения по поводу экономической жизнеспособности Австрии, преобладающей стала точка зрения Советского Союза, а именно: восстановление Австрии в качестве независимого государства. Это стало основной целью союзнической оккупации Австрии, которая считалась временной мерой до избрания свободного австрийского правительства.

На Потсдамской конференции трех великих держав, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. союзники окончательно договорились о проведении дальнейшей политики в отношении Австрии, распределили оккупационные зоны, и 25 августа 1945 г. официально начался период ее оккупации. После конференции 9 августа 1945 г. был опубликован документ Европейской консультативной комиссии — «Сообщение правительств Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Временного правительства Французской Республики о соглашениях относительно зон оккупации и контрольного механизма союзников в Австрии».

В первом соглашении устанавливались структура контрольного механизма союзников в Австрии, его задачи, порядок управления общеавстрийскими делами и делами Вены.

Второе соглашение, о зонах оккупации, устанавливало, что Австрия в границах 1937 г. разделяется на четыре зоны: Северо-Восточная (советская) зона состояла из провинции Нижняя Австрия, леводунайской части провинции Верхняя Австрия и провинции Бургенланд; Северо-Западная (американская) зона включала провинцию Зальцбург, праводунайскую часть провинции Верхняя Австрия; Западная (французская) зона — провинции Тироль и Форарльберг; Южная (британская) зона — провинцию Каринтия, включая Восточный Тироль, и провинцию Штирия, за исключением района Бургенланд.

В Вене, границы которой были восстановлены в границах 1937 г., был образован международный сектор (Внутренний город); районы Леопольдштадт, Бригиттенау, Флоридсдорф, Виден и Фаворитеи заняты вооруженными силами Советского Союза; районы Неибау, Иозефштадт, Хернальс, Альзергрунд, Веринг и Деблинг — войсками Соединенных Штатов Америки; районы Мариахильф, Пенцинг, Фюнфхауз (включая район Рудольфсхейм) и Оттакринг — войсками Французской республики; районы Гитцинг, Маргаретен, Мейдлинг, Лаидштрассе и Зиммеринг — войсками Соединенного Королевства [8, с. 370–372].

Во исполнение этих решений советские войска передали английским оккупационным властям Восточную Штирию, а войска США уступили советским оккупационным властям часть Верхней Австрии, которая находилась на левом берегу Дуная. Войска Англии, Франции и США вступили в соответствующие зоны оккупации Вены.
К середине 1946 г. обозначились основы регулирования общей деятельности стран-оккупантов на территории Австрии. Они сводились к трем главным целям, которые необходимо было достигнуть в короткие сроки:

1) завершение демобилизации вермахта и сокращение оставшихся изолированных единиц;
2) сокращение союзнических войск;
3) восстановление демократизации Австрии [9, S. 208–210].

Эти вопросы следовало решить в течение трех месяцев. Однако фактически контроль над Австрией продолжался вплоть до 1955 г., когда 15 мая в Вене был подписан Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Причиной такого затягивания решения австрийского вопроса стала двойственная позиция стран Запада в условиях начавшейся Холодной войны. Кроме того, возможно именно из-за того, что страны-оккупанты так долго не могли решить австрийский вопрос, Австрия выбрала нейтралитет во внешней политике, что оградило ее от участия в конфронтационных блоках.

Таким образом, рассмотрев в качестве примера восстановления независимости Австрийское государство, можно отметить, что внешний фактор в лице стран антигитлеровской коалиции, а затем и стран-оккупантов осложнил, на наш взгляд, этот процесс, обусловив развитие Австрии по собственному сценарию.

Литература

1. СССР в борьбе за независимость Австрии. М., 1965.
2. Черчилль У. Вторая мировая война: в 6 кн.: пер. с англ. Кн. 4. М., 1998.
3. Stourzh G. Um Einheit und Freiheit. Staatsvertrag, Neutralit?t und das Ende der Ost-West-Besetzung ?sterreich. 1945–1955. W., 1998.
4. Исакова С.Н. Австрийский вопрос в дипломатии США, Великобритании и СССР в годы Второй мировой войны // Власть, политика, идеология в истории Европы: сб. научных статей / под ред. Ю.Г Чернышова. Барнаул, 2005.
5. СССР и германский вопрос. 1941–1949: документы из Архива внешней политики РФ: в 3 т. Т. 1: 22 июля 1941 г. — 8 мая 1945 г. М., 1996.
6. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: сборник документов: в 6 т. Т. 1: Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (19–30 октября 1943 г.). М., 1984.
7. Four-Power Control in Germany and Austria. 1945–1946. L.; N.Y.; Toronto, 1956.
8. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1944. Т. 3.
9. Ефремов А.Е. Советско-австрийские отношения после второй мировой войны. М., 1958.
10. Материалы частного архива Нитаммера. Документ «Германия и Австрия: обзор политического развития» // Gesellschaft und Politik am Beginn der Zweiten Republik: Vertrauliche Berichte der US-Milit?radministration aus ?sterreich 1945 in englischer Originalfassung / Hrsg. O. Rathkolb. W., 1985.