Сведения об авторе. Бикетова Екатерина Андреевна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Область научных интересов: российско-белорусские отношения, международный имидж, политические процессы на постсоветском пространстве, этнические стереотипы.
Аннотация. В статье рассматривается влияние имиджа Республики Беларусь и его составляющих в качестве инструмента «мягкой силы» в отношениях Беларуси с Евросоюзом. Автором анализируется история белорусско-европейских отношений в контексте применения «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии Беларуси.
Имидж Республики Беларусь и использование инструментов “soft power” в отношениях с ЕС
В настоящее время потенциал использования «мягкой силы» в своей внешнеполитической стратегии применяют многие государства, в частности, активную политику с использованием таких инструментов проводят страны — крупные игроки на международной арене: США, Евросоюз, Китай, Россия [1, с.2]. Тем не менее, в последнее время опыт применения «мягкой силы» успешно используют и небольшие страны, претендующие на региональное лидерство, например, Республика Польша [2]. В отношении политики Республики Беларусь на международной арене концепция «мягкой силы» применяется исследователями довольно редко, что связано с проблемами имиджформирования и позиционирования страны за рубежом.
Необходимость использования концептов «мягкой силы» для изменения статуса Республики Беларусь на международной арене была обозначена в выступлении А.Г. Лукашенко еще в 2003 году: «отстаивание благожелательного образа Беларуси в мировом информационном пространстве должно быть нацелено на обеспечение общественных симпатий к нашей стране в мире» [3, с.66].
Фактически, целенаправленная государственная политика Республики Беларусь по формированию и продвижению имиджа страны на международной арене стала осуществляться с 2006 года, когда была принята «Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы» [4]. В программе были подробно охарактеризованы средства, призванные способствовать изменению имиджа Республики Беларусь на международной арене в позитивном ключе, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на непосредственно внешнеполитические инструменты (осуществление определенного внешнеполитического курса, традиционная дипломатия), культурное воздействие (экспорт культуры и традиций, «народная дипломатия», работа с диаспорами), информационно-пропагандистскую работу (издание буклетов о стране, телерадиовещание за рубежом, информационное сопровождение значимых государственных событий) [4].
В последующие годы, в 2008 и 2010 гг. предпринимались попытки по улучшению имиджа страны за рубежом, повышению узнаваемости страны и ее брендов, которые могут быть охарактеризованы как «прицельное позиционирование», направленное на формирование позитивного имиджа страны в странах ЕС, а также на «оздоровление» инвестиционного климата и «разморозку» белорусско-европейских отношений в целом.
Рассматривая историю развития отношений Республики Беларусь с Европейским Союзом, можно констатировать двойственность проведения политики «мягкой силы» Беларусью в отношении ЕС. С одной стороны, «политика привлечения» не смогла кардинально изменить и переломить ход развития белорусско-европейских отношений, с другой стороны, в краткосрочной перспективе белорусской стороне удалось добиться поставленных целей. В историческом бэкграунде белорусско-европейских отношений можно найти такие примеры.
Одним из наиболее ярких примеров использования инструментов «мягкой силы» являлась кампания Тимоти Белла по построению привлекательного имиджа Беларуси и ее президента за рубежом. Тимоти Белл, глава британского маркетингового агентства «Bell Pottinger Group», был приглашен белорусским правительством для работы над имиджем в 2008 г. и должен был обеспечить лояльное отношение к белорусскому президенту и политической элите после наложения Евросоюзом экономических санкций на политических лидеров Беларуси. Результатом данной компании стало не только снятие некоторых санкций в отношении белорусских лиц, снятие ограничения на передвижения первых лиц государства, улучшение инвестиционного климата, а также появление в британской прессе позитивных статей о Беларуси и привлекательности страны для международного туризма [5].
В 2014 г. Минск стал центром проведения Международного чемпионата по хоккею с шайбой. Спортивное событие стало привлекательным поводом для посещения Беларуси иностранцами: в 2014 г. Республику Беларусь посетило на 9% больше туристов, чем в 2013 г. Несмотря на то, что основной поток туристов по-прежнему формирует Россия, большое число туристов также прибыло из Германии, Латвии, Литвы и Турции [6]. Очевидно, что в дальнейшем это также сказалось на имидже Беларуси за рубежом: по данным Belarusian Strategic Studies, именно на период проведения Чемпионата пришелся пик запросов «Беларусь» в Интернете [1, с. 18, 21, 27].
Еще одним примером успешного осуществления политики «мягкой силы» может служить выступление Минском в качестве переговорной площадки для урегулирования украинского кризиса. А.Г. Лукашенко удалось извлечь определенные выгоды из ситуации на Украине: после того, как был запущен Минский переговорный процесс, восприятие белорусского президента существенно улучшилось на Западе. Европейские газеты, которые раньше с подачи экс-госсекретаря США Кондолизы Райс называли его «последним диктатором Европы» [7, с. 37], смягчили свои позиции и белорусский президент приобрел репутацию «миротворца», немаловажную роль в этом сыграл Папа Римский Франциск, который назвал Беларусь «местом мира». Улучшение имиджа президента сработало как «эффект домино»: связанный в европейском восприятии имидж страны с имиджем А.Г. Лукашенко также улучшился, со страны были сняты экономические санкции, введенные после президентских выборов 2010 г. По мнению политолога Дениса Мельянцова, Белоруссии удалось своими действиями продемонстрировать, что «Беларусь может не только идти в русле российской внешней политики, но и в некоторой степени выступать союзником ЕС в вопросах безопасности» [8].
Вручение Нобелевской премии по литературе журналисту и писателю из Беларуси, Светлане Алексиевич, было хорошим информационным поводом для распространения информации о Беларуси и ее культуре за рубежом, для выхода страны «из тени». Выступая с Нобелевской лекцией, Светлана Алексиевич актуализировала ряд стереотипов и образов о Беларуси и белорусах, сложившихся на международной арене: так, Светлана Алексиевич затронула такие элементы международного образ Беларуси, как «партизаны» и «Беларусь-мученица» (разрушения и жертвы во время Великой Отечественной войны, Чернобыльская авария) [9, с.1, 11-12]. Как видим, не все из них являются позитивными — ситуация с аварией на Чернобыльской АЭС не способствует восприятию Беларуси как привлекательной страны в туристическом плане. Кроме того, писательница является видным оппозиционером белорусского политического режима, и в своих интервью неоднократно говорила об авторитарности политического режима в Беларуси, об отсутствии гражданских свобод, зависимости Беларуси от России, необходимости проведения реформ. В свою очередь, белорусский президент А.Г. Лукашенко не сразу поздравил писательницу с вручением премии, а также назвал ее «плохим сыном» своего Отечества, заявив о том, что она постаралась «ушат грязи вылить на свою страну» [10]. Данный пример является характерным в том отношении, как неразумно используются ресурсы «мягкой силы» для улучшения имиджа: достойный информационный повод для улучшения имиджа «сработал» против страны.
С февраля 2017 г. Беларусь ввела 5-дневный безвизовый режим для граждан более чем 80 стран, прибывающих через Национальный аэропорт «Минск». Данная мера должна повысить привлекательность санаторно-курортного и экскурсионного отдыха в Беларуси для иностранцев. Министерство спорта и туризма прогнозирует увеличение туристического потока на 20%, при этом подчеркивается, что ожидается увеличение числа туристов из стран Европы, Северной Америки и Персидского залива [11]. Стоит отметить, что данная мера будет способствовать не только привлечению турпотока в страну, но также существенно оживит деловой и инвестиционный климат, а также повысит узнаваемость страны за рубежом.
Перечисленные успехи белорусской дипломатии в отношениях с ЕС демонстрируют эффективность и хорошие результаты применения тактики «мягкой силы». Однако, политика «мягкой силы» нова для Беларуси и ее осуществление наталкивается на ряд проблем, как существующих в самой Республике Беларуси, так и исходящих от соседних с ней государств.
Литература
1. Мельянцов Д., Артеменко Е. «Мягкая сила» Беларуси в регионе: оценка потенциала // Belarusian Institute for Strategic Studies. 16 июня 2016. URL: http://belinstitute.eu/sites/biss.newmediahost.info/files/attached-files/BISS_SA15_2016ru.pdf
2. Косолапов Н. «Мягкая сила» Республики Польша (на примере Украины и Белоруссии) // Свободная мысль. 2016. № 3. URL: http://svom.info/entry/649-myagkaya-sila-respubliki-polsha-na-primere-ukrainy
3. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2006 № 792 «О Государственной программе информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы и плане мероприятий на 2006 год по реализации Государственной программы информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 28 июня 2006 г. № 5/22498. URL: http://belarus.news-city.info/docs/2006by/crfxfnm-tcgkfnyj32569.htm
5. Belarus — Chime Communications plc. Quarterly report. November 2008 — January 2009 // Nicolai Khalezin. Available from: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.4953052266255.198375.1297362360&type=1 (08.06.2016).
6. Минск в 2014 году посетило туристов почти на 9% больше // Belarus.By: Официальный сайт Республики Беларусь. URL: http://www.belarus.by/ru/press-center/press-release/minsk-v-2014-godu-posetilo-turistov-pochti-na-9-bolshe_i_20167.html
7. Бикетова Е.А. Эволюция имиджа Республики Беларусь в СМИ Западной Европы в 1991 — 2015 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 36–43.
8. Коровенкова Т. Сумеет ли Беларусь монетизировать свой потенциал «мягкой силы»? // Naviny. BY. Белорусские новости [сайт]. URL: http://naviny.by/rubrics/politic/2016/06/15/ic_articles_112_191890
9. Нобелевская лекция Светланы Алексиевич. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год. Svenska Academien. The Nobel Foundation, 2015 // Nobelprize.org: The Official Web Site of the Nobel Prize. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/literature/laureates/2015/alexievich-lecture_ry.pdf
10. Светлана Алексиевич ответила на критику Александра Лукашенко // TUT.BY [сайт]. URL: https://news.tut.by/culture/470008.html
11. Пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран начал действовать в Беларуси // Belarus.By: Официальный сайт Республики Беларусь. URL: http://www.belarus.by/ru/press-center/news/pjatidnevnyj-bezvizovyj-rezhim-dlja-grazhdan-80-stran-nachal-dejstvovat-v-belarusi_i_0000052874.html