Тарабарко К.А. Концепция «мягкой силы культуры» в китайском научном дискурсе

Сведения об авторе. Тарабарко Ксения Александровна, ст. преподаватель кафедры востоковедения Забайкальского государственного университета, г. Чита. Круг научных интересов: теория и практика мягкой силы КНР, мягкая сила Китая во внутренних и внешних практиках развития.

Аннотация. Статья посвящена анализу становления концепции «мягкой силы культуры» в КНР. Автор приходит к выводу, что фундаментальные исследования в данной области сосредоточены на уточнении родственных понятий и теорий и установлении категориальных диалектических связей. В заключении автор отмечает, что концепция «мягкой силы культуры» Китая достаточно систематизирована, обнаруживает антропологическое и ценностно-идеологическое содержание.

Концепция «мягкой силы культуры» в китайском научном дискурсе

Дискуссия вокруг теории «мягкой силы» в Китае началась в середине 1990-х гг. В процессе китаизации рассматриваемая теория довольно быстро обнаружила национальную специфику — культуроцентричность. Это послужило основанием для формирования отдельного научного направления исследований, становления нового понятия и концепции «мягкой силы культуры» Китая. Анализ определенного количества научных источников по теме показал, что академические исследования в Китае носят фундаментальный характер, это способствует систематизации знаний в данной области и более глубокому пониманию феномена.
Рассуждая о концепте «мягкая сила культуры», исследователи КНР указывают на необходимость уточнения понятий «мягкая сила» и «культура», так как китайская концепция «мягкой силы культуры» является продолжением и развитием научных изысканий в области теории «мягкой силы» и теории «силы культуры». Множественность определений понятия «сила культуры» китайские исследователи объясняют комплексностью и размытостью самого содержания термина «культура». Отдельные ученые интерпретировали данное понятие, согласно условий, которые диктовала специфика конкретного исследования и область научных изысканий. Поэтому вопрос отсутствия универсального понятия «культура» остается открытым, вследствие чего ученые предпринимают попытки выработать определение «культуры» как элемента мягкой силы.
Так, профессор Чжан Гоцзо, полагает, что для этого целесообразно выделить следующие уровни культуры: макро-, мезо- и микроуровень. На макроуровне, понятие, помимо духовной культуры, включает материальную культуру (т.е. осязаемые предметы культуры, которые можно увидеть, все созданное человеком материальное, а также объекты природы, признанные человечеством). На мезоуровне, по мнению исследователя, концепт «культура» ограничен функцией обеспечения поддержки государственного развития «семи больших сфер»: экономики, политики, общества, экологической среды, национальной безопасности, дипломатии, партийного строительства. На этом уровне рассматриваемое понятие включает способность культуры распространять язык, письменность, имидж-образы; оказывать влияние на имеющиеся у людей идеологические представления о морали, ценностях и содержании государственных стратегий; включая знания социально-философских наук, различные предметы литературы и искусства. На микроуровне понятие «культура» включает, главным образом, отрасли науки, направления литературы и искусства, специальные знания в области законодательных и нормативных актов и политического строя. Чжан Гоцзо настаивает на том, что при исследовании «мягкой силы культуры» под «культурой» следует рассматривать содержание понятия, представленного на мезо- и микроуровне [1, c. 58].
Профессор Шэнь Хун’юй в своих научных изысканиях обосновывает схожую точку зрения, аргументируя свои научные взгляды с позиций китаизированного марксизма, где термин «культура» подразумевает определенную систему ценностей, способов мышления, идеалов и убеждений, языка и письменности, и других духовных ориентиров, которыми руководствуется человек в определенном обществе. Суть данного определения — система ценностей и образ мышления [2, c. 13]. Общим для большинства интерпретаций «культуры» как элемента «мягкой силы» является то, что в качестве базового компонента «мягкой силы» китайские исследователи рассматривают духовную культуру.
В западной философии культурную силу интерпретируют как влияние культуры, влияние, которое культура оказывает на развитие человеческого общества. Специфика китайской теории «силы культуры» заключается в том, что китайские исследователи рассматривают это понятие с двух точек зрения — экономической и социальной. С точки зрения экономики, «сила культуры» интерпретируется в китайском научном дискурсе как сила разнообразных культурных факторов, стимулирующих развитие производительных сил или как сила преобразования и покорения природы человеком [3, с. 4]. С социальной точки зрения понимание «силы культуры» не однозначное. Культурную силу определяют как «производительные силы культуры» или как «мощь культуры». Однако подавляющее большинство ученых придерживаются позиции, что концепт «сила культуры» подразумевает «человеческую силу познания и преобразования». Гао Чжаньсян в своей монографии «Сила культуры» подчеркивает, что данное понятие указывает на культуру, в которой заключена огромная сила. Эта «сила» не эквивалентна пониманию «силы» в физике, поэтому ее название «мягкая сила» — образное. В сущности, «физическая сила» используется человеком для преобразования природы, а «сила культуры» используется человеком для самосовершенствования [4, с. 2]. Шэнь Хун’юй полагает, что так называемая «сила культуры» указывает на содержащиеся в самой культуре активные и пассивные силы познания и самосовершенствования человека [5, c. 19]. Таким образом, ученые КНР подчеркивают антропологическую направленность китайской теории «силы культуры».
Устанавливая категориальные диалектические связи, китайские исследователи отмечают, что, хотя культурная сила — это не основная движущая сила общественного развития, но она играет важную роль в социальном развитии КНР. Культурная, экономическая и политическая сила оказывают влияние друг на друга и взаимно ограничиваются. С одной стороны, культурная сила — это отражение экономической и политической сил. Развитие экономических сил, ставшее основой развития какого-либо общества и достигшее определенной степени, может в значительной степени ограничивать развитие политической и культурной сил страны, тогда как определенного рода общественно-политические силы будут иметь влияние на культурную силу в духовном ее проявлении. С другой стороны, культурная сила может оказывать влияние на развитие экономической и политической силы. Сила экономики и сила политики различны, поэтому сила культуры — это форма морально-этического воздействия на духовную жизнь народа. И люди, подвергающиеся влиянию или ограничениям силы культуры, в общественной практике могут играть существенную роль в продвижении или ограничении социально-экономического и политического развития страны.
Таким образом, китайская концепция «силы культуры» как порождение научного и общественно-политического дискурса КНР содержит мощные антропологические и социетальные ресурсы: посредством культурных ресурсов человек стремиться познать самого себя, а посредством культурного воздействия самосовершенствуется и гармонизирует свой социум.
Нельзя не отметить и тот факт, что исследования в области теории «мягкой силы» в КНР излишне политизированы и несут на себе отпечаток идеолого-пропагандистской работы КПК [6, c. 47–48]. Китайские исследователи, развивая официальную точку зрения, подчеркивают, что Китай является развивающейся страной, различные аспекты общественной жизни все еще находятся в процессе развития, и по многим позициям, по-прежнему существует отставание от показателей развитых стран. Поэтому в КНР научные изыскания в области теории «мягкой силы» должны быть сосредоточены не только на ее международном влиянии но, прежде всего, на ее потенциале в решении вопросов внутреннего развития КНР. Только путем содействия здоровому развитию внутренних регионов страны и всестороннему развитию духовной жизни граждан, можно, по мнению китайских теоретиков, укрепить собственную мягкую силу, повысив, тем самым, привлекательность КНР в других странах. Создание собственной мягкой силы — принципиальная позиция научного сообщества и официального Китая. Научные разработки в области теории «силы культуры» особо выделяют роль культуры и ее влияние на всестороннее развитие социального индивида. Основное внимание при изучении «силы культуры» сосредоточено на том, как содействовать всестороннему развитию граждан, что неизбежно определяет основное направление исследований в данной области, которые акцентируют внимание на идейно-политическом воспитании, теории информации, идеологии и т.п.
Дискурс «мягкой силы» и «силы культуры» породил гибридизированное понятие «мягкой силы культуры», которое стало неотъемлемой частью современной общественной мысли и философской рефлексии. Очевидно, что концепция «мягкой силы культуры» Китая является продолжением теоретических наработок в области «силы культуры» и «мягкой силы».
Так что такое «мягкая сила культуры» Китая? Под влиянием многозначности концепта «культура», в китайском научном дискурсе можно выделить два понимания мягкой силы культуры: широкое и узкое. Первое подразумевает, что культурные ценности, идеология, социальный строй и культурные модели той или иной страны обладают привлекательностью, влиятельностью и конкурентоспособностью на международной арене. Такая мягкая сила культуры противопоставлена экономическим силам, военным и другим «твердым силам». С этой точки зрения, мягкая сила культуры включает в себя влияние творческих сил нации, авторитет идеологии, притягательность культуры и идеологии, а также силу распространения культурных продуктов. Мягкая сила культуры в узком понимании включает в себя дух национального единства, признание ключевых ценностных представлений, наследование и инновации национальной культуры и т.д. Основные ценности такой мягкой силы культуры — идеи, концепции и принципы — система ценностей. «Переносчики» (распространители) этой системы ценностей — культурная продукция, мероприятия культурных обменов, культурное образование и средства массовой информации. Мягкая сила культуры в узком ее смысле, в основном, противопоставлена политической и дипломатической мягкой силе. Сфера ее влияния, привлекательности и потенциал национального сплочения ограничены рамками одного государства или региона.
По мнению китайских ученых, мягкая сила культуры играет важную роль в современном социальном развитии, поскольку страна, имеющая мощную мягкую силу культуры не только может обеспечить всестороннее развитие своих граждан, но и существенно повысить показатели ВВП за счет развития отраслей культуры. В то же время мощная мягкая сила культуры в состоянии оказать сильное влияние на людей в других странах, тем самым повысить привлекательность и влияние отдельного государства на международной арене [7, c. 117]. Поэтому современные государства придают большое значение развитию национальной мягкой силы культуры. Отвечая требованиям времени, Китай также прилагает усилия по развитию собственной мягкой силы культуры, в целях содействия всестороннему развитию своих граждан и повышению международного влияния Китая.
В заключение отметим, что в китайском научном дискурсе фундаментальные исследования мягкой силы культуры сосредоточены на уточнении родственных понятий и теорий, их разведению и установлению категориальных диалектических связей. В целом, концепция «мягкой силы культуры» Китая достаточно систематизирована и отличается выраженной антропологической и ценностно-идеологической направленностью.

Литература

1. Чжан Гоцзо. Тезисы исследований мягкой силы культуры КНР. Пекин, 2015.
2. Шэнь Хун’юй. Исследование вопросов мягкой силы культуры современного Китая. Дисс. …д-ра наук. Пекин, 2013.
3. Гу Чуньфэн. Сила культуры. Пекин, 1995.
4. Гао Чжаньсян. Сила культуры. Пекин, 2007.
5. Шэнь Хун’юй. Исследование вопросов мягкой силы культуры современного Китая. Пекин, 2013.
6. Ху Цзиньтао. Высоко держать знамя социализма с китайской спецификой и добиваться новых побед во всестороннем строительстве общества сяокан: доклад на XVII съезде КПК, 15.10.2007. Пекин, 2009.
7. Гу Фэйтэн. Мягкая сила культуры Китая // Цзунхэ луньтань. 2013. №7.