Гурьянова А.А. Мягкая сила ООН как средство обеспечения стабильной международной безопасности и международного сотрудничества

Сведения об авторе. Гурьянова Анна Андреевна, студентка 4-го курса, кафедра всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Область научных интересов: международные организации, реформа ООН, международная безопасность.

Анотация. В статье рассматривается возможность применения ООН «мягкой» и «жесткой силы» для достижения целей, поставленных в Уставе организации. Проводится анализ эффективности этих видов силы в современных реалиях. Автор выдвигает тезис о приоритетности применения «мягкой силы» для решения большинства новых угроз международной безопасности.

Мягкая сила ООН как средство обеспечения стабильной международной безопасности и международного сотрудничества

С момента своего возникновения общество постоянно сталкивалось с конфронтацией и войнами. На протяжении многих веков межгосударственные конфликты оставались основной угрозой международной безопасности. Борьба за территории и ресурсы, материальное обогащение за счет противников являлись главными причинами столкновений. В этих условиях единственным способом взаимодействия государств было следование политике «жесткой силы».
Со временем повестка дня международной безопасности расширялась и значительно видоизменялась. Распад восточного блока и Советского Союза, процессы глобализации, упадок Вестфальской системы международных отношений породили беспрецедентное количество новых угроз международной безопасности.
Среди военных угроз акцент перешел от традиционных межгосударственных столкновений к внутренним вооруженным конфликтам. Процесс распространения ядерного оружия привел к тому, что возможность его применения возникла в регионах. Во главу повестки дня международной военно-политической безопасности выдвинулась проблема международного терроризма. Наука и техника открывают новые сферы противоборства, в том числе военного — такие, как киберпространство. В последнее время актуализируются опасности невоенного характера, например, кризисные явления в области экологии, экономики, крупномасштабные природные и техногенные катастрофы.
Силы глобализации делают государства, общества и народы более взаимосвязанными и взаимозависимыми, чем когда-либо раньше. В результате некоторые угрозы, вызовы, возможности, которые раньше считались внутренними, теперь рассматриваются как международные, и их решение требует не только национальных, но и многосторонних усилий [1, с. 9]. Этой цели и служит ООН — механизм международного сотрудничества, потребность в эффективном функционировании которого в настоящее время заметно увеличилась.
В новых условиях использование старых инструментов политики становится неэффективным. «Жесткая сила» больше не воспринимается как единственный действенный способ противостояния: она обладает недолговечным эффектом, который практически сразу исчезает при снятии внешнего поддерживающего давления. Ведь для того, чтобы результат оставался как можно дольше, необходимо все время поддерживать ту или иную ситуацию в зоне конфликта, сохраняя напряжение, более того, каждый раз наращивая его, так как по мере ослабления силового компонента снижается и сам эффект «жесткой силы» [2, c. 166]. В XXI в. большую популярность приобретают инструменты непрямых действий, к чему относят и политику «мягкой силы». По Джозефу Наю, «мягкая сила» — это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников [3, с. 27]. В отличие от «жесткой силы», она позволяет получать результаты, которые сохраняются в течение длительного времени и не требуют постоянного внешнего давления. «Мягкую силу» можно считать особого рода управленческой политикой, которая направлена на использование ненасильственных методов воздействия, как инструмента для достижения внешнеполитических целей.
Организация Объединенных Наций обладает значительными ресурсами как жесткой, так и мягкой силы. При отсутствии собственных вооруженных сил и относительно небольшом бюджете, жесткая сила ООН может быть приравнена к жесткой силе, предоставляемой ей странами-членами. Когда великие державы достигали согласия, ООН обладала значительной жесткой силой, как видно на примере Корейской войны и первой войны в Персидском заливе. Но такие случаи были скорее исключением [4]. Чаще всего возможности применения Организацией Объединенных Наций жесткой силы оказываются ограничены. Это объясняется устройством Совета Безопасности ООН, в основе которого лежит принцип единогласия постоянных членов, так называемое право вето. Несовпадение их позиций способно полностью остановить работу Совета Безопасности. Более того, в условиях, когда постоянные члены имеют свои интересы в зоне конфликта, право вето зачастую используется ими избирательно, ради собственной выгоды, но не ради сохранения мира.
В данной связи Организацию Объединенных Наций часто обвиняют в неэффективности, многие ученые утверждают, что в ООН ведутся лишь разговоры и не принимаются никакие политические решения.
По мнению американского ученого Хосе Альвареса, сторонники этой точки зрения игнорируют огромный потенциал организации в области применения «мягкой силы» [6].
«Мягкая сила» ООН исходит из способности организации легитимизировать действия государства, особенно в случае применения силы. Организация Объединенных Наций может использовать свои ресурсы мягкой силы для направления «жесткой силы» правительств в необходимом направлении.
Анализ современной ситуации в мире показывает, что справиться со сложной задачей разрешения политических разногласий у ООН получается не всегда. Тем не менее, ООН может без вмешательства в текущие политические переговоры содействовать укреплению мира на основе разработки на межличностном уровне всеобъемлющей платформы сотрудничества, направленного на изменение отношений между двумя народами [5].
К настоящему моменту организация сумела накопить необходимый опыт в проведении миротворческих операций. За последнее десятилетие Совет Безопасности предпринял ряд мер для совершенствования инструментов и механизмов осуществления операций ООН по поддержанию мира. Помимо расширенного мандата новых миссий в области применения силы, большинство из них стали «многопрофильными». Новые миротворческие миссии ООН направлены на выполнение множества задач — гуманитарных, военных, политических. В XXI веке повысилась эффективность миротворческого потенциала Организации Объединенных Наций.
С момента основания Совета Безопасности его полномочия по реагированию на угрозы международному миру расширились. Его сотрудничество с Международным уголовным судом помогло усилить ответственность государств и частных лиц за международные преступления. Независимо от того, в состоянии ли СБ открыто защищать нормы международного права в каждом конкретном случае, возможность таких действий со стороны Совета Безопасности оказывает влияние на поведение государств. Ярким примером служат трибуналы по военным преступлениям в бывшей Югославии и Руанде. В данной связи многие страны сейчас пересматривают иммунитеты, которые они ранее предоставляли своим отставным генералам и высокопоставленным чиновникам. Изменились сотни национальных законов во всем мире. В национальном праве государств появились такие понятия как геноцид, преступления против человечности и военные преступления. За них предусмотрено преследование и наказание. Международные военные преступления изучаются не только в юридических вузах, но и в военных академиях, с целью расширения осведомленности будущих военнослужащих [6]. Даже в Соединенных Штатах, отказавшихся признавать юрисдикцию Международного уголовного суда, сегодня значительно большее внимание уделяется предполагаемым военным преступлениям и осуществляется судебное преследование солдат, обвиняемых в таких преступлениях.
Сегодня ни одно правительство не может игнорировать необходимость соблюдения прав человека. В противном случае, оно будет регулярно подвергаться осуждению со стороны международного сообщества, в докладах Совета по правам человека ООН, в СМИ, в различных неправительственных организациях и т.д. Даже Всемирный банк теперь включает нормы в области прав человека в свои руководящие принципы в отношении кредитов на инфраструктуру [6].
Можно сделать следующие выводы. ООН обладает значительным потенциалом — «жесткой» и «мягкой» силой. В особенности это очевидно, когда государства достигают согласия в вопросах стратегии в рамках седьмой главы Устава ООН. Организация обладает умеренной, но эффективной мягкой силой, когда великие державы не сходятся во мнениях, но готовы прийти к консенсусу. И она почти лишается потенциала, если великие державы выступают против каких-то действий или же репрессивные правительства стран-членов игнорируют новую «ответственность защищать». В таких случаях бессмысленно возлагать ответственность на ООН. «Мягкая сила» реальна, но она имеет границы. И причина этого не сама ООН, а отсутствие согласия между странами-членами [4].

Литература

1. Хохлачёва Е.Г. Мягкая сила ООН как метод предотвращения международных конфликтов // Вестник РУДН, серия Политология. 2013. № 2. С. 9–13.
2. Матвеенко Ю.И., Галаева М.Г. «Мягкая сила» как фактор современной геополитики // PolitBook. 2015. № 1. C. 165–175.
3.Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y., 2004.
4. Най Д. Мягкая сила ООН // Иносми.ру. URL: http://inosmi.ru/world/20071123/238012.html
5. Сампайю Ж. «Мягкая сила» — веление современности // Международная жизнь. 2010. № 9. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/num/2010/9
6. Jose Alvarez Speaks about U.N.’s “Soft Power” at International Conference // NUY Law. URL: http://www.law.nyu.edu/news/alvarez_jose_icd_conference