Сведения об авторе. Назаршоева Сакина Фарухшоевна, аспирант исторического факультета Алтайского государственного университета, г. Барнаул.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности политики Республики Таджикистан по формированию международного имиджа страны. Дано описание деятельности в этом направлении НИАТ «Ховар» как центрального государственного информационного органа республики. Охарактеризованы особенности таджикско-российского сотрудничества в информационной сфере. Выявлены пути и средства улучшения информационно-имиджевой деятельности государства на современном этапе.
Политика Республики Таджикистан по формированию международного имиджа страны и особенности его восприятия в России
В условиях стремительно развивающейся глобализации, диверсификации спектра глобальных проблем, а также новых вызовов и угроз современные государства уже не в состоянии обеспечить свои собственные интересы и свою жизнеспособность в отрыве от мирового сообщества. В связи с этим растет интенсивность международных сообщений, а к их качеству предъявляются повышенные требования. Эти изменения превратили имидж в эффективный и необходимый инструмент государственной политики. Имидж государства все больше определяет его вес на международной арене, возможности защиты собственных интересов и потенциал [1, с. 7].
В 1991 году, после обретения независимости, Таджикистан вступил в качественно новый этап своей истории, получил реальную возможность развивать и укреплять свою государственность. Обретение государственной независимости открыло Таджикистану возможность самостоятельно проводить свою внешнюю политику, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.
В относительно короткий мирный период внутриполитической ситуации конца 1991 и начала 1992 года пошел процесс официального признания независимости Республики Таджикистан странами всего мира, и начался период установления дипломатических отношений. Республика Таджикистан была признана более чем 40 государствами. 2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Таджикистан единогласным решением был принят в Организацию Объединенных Наций, в качестве полноправного члена [2, с. 9].
Многие государства не верили в прочность мира, который был достигнут в июне 1997 года между правительством и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). Необходимо было создать позитивно-привлекательный образ Таджикистана в глазах мирового сообщества.
30 апреля 2008 года президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон своим указом утвердил Концепцию государственной информационной политики Республики. В утвержденной Концепции были определены приоритетные направления государственной информационной политики и защита национальных интересов Республики Таджикистан в информационной сфере на современном этапе. Государственная информационная политика Республики Таджикистан, являющаяся неотъемлемой частью внутренней и внешней политики государства, установила сферы деятельности государственных органов и управления в информационной сфере. Одним из них является разработка, принятие и реализация мер по продвижению информационно-имиджевой политики государства.
Имидж государства, как известно, формируется в результате систематической и планомерной деятельности, фокусирующей и консолидирующей усилия органов государственной власти и управления, средств массовой информации, научного сообщества, общественных объединений, политических и коммерческих кругов. Наиболее действенным и эффективным средством создания имиджа и его обеспечения являются средства массовой информации. Поэтому периодическая печать, радио, телевидение, ресурсы веб-пространства, в совокупности составляющие важнейший социальный институт, призваны служить основным инструментом для реализации информационно-имиджевой политики государства.
Анализ структуры и содержания значительного массива средств массовой информации показывает, что отображение реальной политической, экономической и социальной ситуации в Таджикистане в мировом (в том числе российском) информационном пространстве явно недостаточно и не во всем адекватно. Большинство публикуемых материалов содержит либо разрозненные информационные сообщения, как правило, небольшого объема, либо рассматривает локальные темы и при этом носит негативную окраску по отношению к республике. Подобный негативный образ складывается отчасти стихийно, отчасти сознательными и эффективными PR-действиями заинтересованных лиц и сторон.
Для успешной реализации государственной информационно-имиджевой политики в Республике Таджикистан создана информационная система (с единым центром координации деятельности органов государственной власти и управления, средств массовой информации в недрах президентского аппарата), предназначенная для формирования и утверждения положительного имиджа Таджикистана в русско- (англо-) язычном медиапространстве.
Формирование информационной системы для создания позитивного имиджа Таджикистана в глазах мирового сообщества потребовало создания единой, хорошо отлаженной системы поставщиков массовой информации. Ведущим национальным учреждением в этой области является информационное агентство «Ховар», центральный государственный информационный орган при Правительстве Республики. Деятельность этого информационного агентства направлена не только на республиканскую, но и на зарубежную аудиторию. Основными задачами агентства являются сбор и предоставление информации средствам массовой информации, государственным органам и организациям, другим учреждениям, общественным организациям, а также частным лицам. НИАТ «Ховар» распространяет официальные заявления, комментарии и сообщения по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики, оценке социально-политических и других событий регионального и международного характера.
Деятельность НИАТ «Ховар» осуществляется на шести языках — таджикском, фарси, русском, английском, арабском и узбекском, что ведет к увеличению числа его подписчиков. Информационные материалы Агентства используют радио и телевидение Таджикистана, правительственные и партийные газеты, ряд негосударственных изданий республики, а также министерства, ведомства, предприятия, учреждения, местные органы власти, международные организации, посольства зарубежных стран, аккредитованные в республике. В настоящее время существуют соглашения о сотрудничестве с информационными агентствами Синьхуа (Китай), РИА Новости, ИТАР-ТАСС, BBC Мониторинг, AПП (Пакистан), а также с информационными агентствами некоторых арабских государств и Центральной Азии. НИАТ «Ховар» входит в Ассоциацию национальных информационных стран СНГ.
Тем не менее, с точки зрения высоких требований к повышению уровня внешнеполитической пропаганды в условиях независимости и с учетом необходимости создания полноценной информационной деятельности суверенного государства в этой сфере у Республики Таджикистан по-прежнему есть еще колоссальные неиспользованные возможности.
Россия играла и продолжает играть ключевую роль в жизни Республики Таджикистан. В свое время Россия принимала активное участие в прекращении гражданской войны в Таджикистане и в настоящее время является гарантом существующей стабильности республики. Однако в России укоренилось в большинстве своем негативное мнение о республиках, «отколовшихся от СССР в начале 1990-х годов», о «неквалифицированной рабочей силе» из стран Центральной Азии, и особенно из Таджикистана [3, с. 6].
Заявляемые в последнее время политиками России и Таджикистана отношения двустороннего политического партнерства и равноправия пока довольно шаткие и слабые. В современных условиях многополярного миропорядка такие отношения должны носить более тесный характер, основанный не только на взаимных интересах (социально-экономических, военно-политических), но и на культурных связях народов.
Во внешней политике между Россией и Республикой Таджикистан с 1991 года было подписано более 160 различных соглашений и договоров об экономическом, военном и научно-техническом сотрудничестве. Несмотря на взаимодействие в российско-таджикских отношениях по разным направлениям, следует отметить почти полное отсутствие культурных связей [4].
СМИ часто формируют односторонний, негативный, стереотипный образ таджика. Теперь в России слово «таджик» часто используется не как обозначение этноса. Этим словом сейчас обозначают чернорабочих из Средней Азии, которые готовы выполнять любую работу за небольшие деньги. Очень часто в средствах массовой информации можно встретить публикации, в которых рассказывается о столкновениях между таджиками и местным населением. Такие статьи формируют мнение, что таджики агрессивны и провоцируют конфликты. Хотя такие же банальные сюжеты потасовок, в которых мигранты не участвуют, редко освещаются в средствах массовой информации. Огромное влияние на формирование имиджа таджика оказал сериал «Наша Раша», появившийся на телеканале «ТНТ» в ноябре 2006 года [5]. Запомнившимися персонажами в нем стали гастарбайтеры из Таджикистана Равшан и Джамшут. В сериале они представлены как не очень сообразительные мигранты, которые работают за копейки и которые терпят всяческие унижения со стороны своего начальника. Казалось бы, это невинная комедийная телепередача, но имя «Джамшут» уже стало нарицательным. Под влиянием этого стереотипа работодатели считают, что трудовым мигрантам из Таджикистана можно платить меньше, зачастую работодатели позволяют себе пренебрежительное отношение к таджикам.
С другой стороны, следует отметить, что периодически появляются статьи с такими заголовками, как «Языки братских народов. Где они научат читать Хайям и Навои в оригинале?», которые рассказывают о культуре таджикского и других братских народов, показывая россиянам, что Таджикистан — страна не только со слабой экономикой, но и со своими древними традициями и культурой [6].
Не секрет, что в последнее время комментарии, высказанные российскими политиками и экспертами по острым и проблемным вопросам внутренней и внешней политики Таджикистана, радикально отличались от оценок таджикских официальных лиц и журналистов. Почему это происходит? В числе основных причин взаимного недопонимания начальник Управления информации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан Давлатали Назриев считает неполную осведомленность российских журналистов о политической и экономической ситуации в Таджикистане [7].
Имидж Республики Таджикистан в информационном поле России создается главным образом за счет российских средств массовой информации, освещающих значимые события из различных сфер жизни общества [8]. По этой причине, чтобы сгладить негативный имидж страны, представители правительства Таджикистана в России должны разработать стратегическую информационную политику, направленную на непосредственное взаимодействие с российскими журналистами и представителями информационных агентств.
Таджикская сторона, представленная посольством и консульствами, должна стать инициатором позитивно окрашенного информационного контента и новостных поводов, освещая культурные, спортивные, политические, военно-технические и миграционные события в положительном ключе.
Важнейшими шагами в гармонизации межкультурных отношений должны стать преодоление стереотипов, связанных с миграцией, которые приобрели крайне негативную коннотацию, и работа со стереотипом об отсутствии культуры и образованности у таджиков.
«В советское время Таджикистан считался благодатным государством с очень добрыми людьми, порядочными, умными. Те же представители эстрады, деятели культуры — они работали над имиджем довольно плотно. Это было раньше. Теперь вторая часть — как мы предстали перед всем миром. Благодаря средствам массовой информации, в том числе, кстати. Это контрабанда наркотиков, гастарбайтеры и толпы «необразованных людей». И все люди, которые выезжают за границу и имеют собственное представление о жизни, являются представителями страны и через них судят о государстве», — считает Зульфия Асрова, доцент Российско-Таджикского (Славянского) университета. Поэтому необходимо проводить работу по изменению стереотипов, появляющихся в сознании российского гражданина при слове «Таджикистан», «таджик» [9, с. 71]. Для этого необходимо инициировать публикацию статей, сюжетов, видеороликов в информационном поле России, представляющих Республику Таджикистан в благоприятном свете.
Для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо использовать весь потенциал таджикского общества: ученых, политиков, художников, спортсменов и музыкантов. Необходимо создание комитетов, проведение различных фестивалей, правильное представление информации в средствах массовой информации, совершенствование программ таджикского спутникового телевидения во всем мире и многие другие способы улучшения имиджа государства. Но нужно помнить, что эта работа потребует больших усилий профессионалов, финансовой поддержки, и результат будет не сразу. К улучшению имиджа страны необходим системный подход, работающий на всех уровнях — от государственной политики и национальных программ до национального бизнеса, религии, искусства, прессы и так далее. Необходимы такие программы, которые смогли бы сформировать положительный имидж государства.
Литература
1. Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // Капитал страны. 01.07.2009. С. 23.
2. Сайидзода З.Ш., Саидов Ф.З. Таджикистан: информационный ресурс, внешняя политика, имидж государства. Душанбе, 2008.
3. Акрамов Ф.Ш. Демографическая ситуация и трудовая миграция из Таджикистана в Россию // Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии: Материалы научно-практической конференции (16–17 октября 2006 г.). М., 2006. С. 5–8.
4. Игнатов А.В. Российско-таджикские отношения: политико-правовой обзор // Портал «Евразийское развитие». URL: http://eurazvitiye.org/publication/20150828
5. Наша Раша // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наша_Russia
6. Ефимова А. Языки братских народов. Где научат читать Хайяма и Навои в оригинале // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/society/education/1189587
7. Давлатали Назриев: Образ Таджикистана в российских СМИ отстает от реалий сегодняшнего дня // Политком.ru. URL: http://politcom.ru/9323.html
8. Дронов В.В. Образ Таджикистана в зеркале внешней политики России: влияние стереотипов на формирование двусторонних связей // Информационно-Аналитический Центр. URL: http://ia-centr.ru/expert/3940
9. Бушков В.И., Поляков С.П., Селиванец А.А., Собянин А.Д. Таджикистан: образ российского стратегического союзника в СМИ // Профи. 2001. № 1-2. С. 67–72.