АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Интернет-конференция
Хроника Аналитика Конференции Дневники
ALTAI SCHOOL OF POLITICAL STUDIES
Основана в 1996 г.

Коваленко Л.Г. «Мягкая сила» и ее механизмы в политическом процессе

Сведения об авторе. Коваленко Людмила Георгиевна, канд. филос. наук, доцент, г. Барнаул. Область научных интересов: политический процесс и проблема справедливости.

Аннотация. Проблема «мягкой силы» в XXI в. приобрела особую актуальность как антитеза «жесткой силы». В научной литературе представлено множество интерпретаций сущности МС, отражающих многогранность этого феномена. Механизмы МС отличаются разнообразием и порой необычностью. Некоторые авторы рассматривают МС как интеграционный ресурс, являющийся необходимым компонентом политики. Механизмом МС являются и манипулятивные практики, которые широко используются в политическом процессе. Посредством манипуляции можно укрепить доверие к власти или ввергнуть общество (и мир) в состояние конфликта и хаоса, определить направление экономического и политического процесса. Также действенным механизмом МС можно считать информационные технологии, особую опасность представляют психотехники. Таким образом, «мягкая сила» как механизм воздействия на все процессы в мире и в отдельно взятой стране очень востребована, дает возможность избежать крупномасштабных военных действий и сохранить мир, шире применять такие ключевые ресурсы, как образование, наука, культура, экономика.

«Мягкая сила» и ее механизмы в политическом процессе

Проблема «мягкой силы» (МС), как антитезы «жесткой силы», в XXI веке приобрела особую актуальность. Концепция МС разрабатывалась учеными Запада и России и имеет глубокие исторические корни, восходя к политико-философской мысли Древнего Китая и Греции. Автор считает, что в качестве одного из обобщенных определений можно принять следующее: «мягкая сила» — это «форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности» [1].
Механизмы МС отличаются разнообразием и порой необычностью. И соответственны способы их применения. На постсоветском пространстве использование МС имеет особое значение. М. Лебедева и М. Харкевич рассматривают МС как интеграционный ресурс, являющийся необходимым компонентом политики, направленной на развитие интеграционного процесса, в том числе и в мировом масштабе. МС позволяет интеграционным процессам в Евразийском Союзе протекать с наименьшими издержками и повысить привлекательность для других государств. Ресурсами МС РФ, усиливающими интеграционные процессы, являются высшее образование и наука. Российские академические институты, вузы, научные лаборатории могут быть центрами интеграции науки на евразийском пространстве. Но для этого необходимо и тесное сотрудничество с мировыми центрами науки. Такой стратегии придерживаются государства БРИКС — Китай и Индия. То есть, с одной стороны, наука и образование позволят углубить интеграцию, а с другой — направить позитивный опыт интеграции в экономической области на смежные сферы межгосударственного взаимодействия [2, с. 10–13]. Экономические ресурсы МС через торговлю, инвестиции являются одним из главных способов воздействия на внутреннюю и внешнюю политику и более действенны, чем военная сила. МС может использоваться в двух ипостасях: «кнут» — эмбарго, санкции (по отношению к России, Ирану, Сирии, КНДР) и «пряник» — обеспечение благоприятного режима торговли, предоставление кредитов, развертывание на территории других государств производств (США активно использует этот способ), трансфер передовых технологий. При этом государство-донор может выдвигать любые условия, вплоть до угрозы свержения правительства. Огромное влияние в этом плане оказывает ЕС. Имеет значение и структура торговли: либо природными ресурсами (Россия) либо технологиями и техникой, так как первое ведет к ослаблению государств в будущем, второе — к усилению влияния.
XXI век актуализировал такой механизм МС, как спорт. И прежде всего — Олимпийские игры, выступить на которых мечта любого спортсмена, а для принимающего государства — обретение статуса Олимпийской державы. Олимпийские игры 2014 г. в РФ ярко продемонстрировали политическую составляющую в спорте. Российских спортсменов — чемпионов Олимпиады, обвинили в употребления допинга, лишив возможности участвовать в Олимпиаде летом 2014 г., а зимняя Олимпиада 2018 г. показала, что Игры, призванные объединять континенты, людей под эгидой сотрудничества, стали частью большой политики (и коммерции). Политические скандалы стали спутниками большого спорта. Церемонии открытия и закрытия — это показатель ресурсного потенциала принимающей стороны. Почему Олимпиада — это МС? Считают, что в 1936 г. Олимпиада в Берлине проводилась не столько во имя спорта, сколько политики. Был представлен миф о мирной и толерантной Германии, в которой процветала расовая политика, были проявлены чудеса «мягкой силы», де Кубертен, основатель современных Олимпийских игр, назвал Гитлера одним из лучших творческих духов нашей эпохи. Средств Третий рейх на раскрутку имиджа не жалел, впервые была организована телевизионная трансляция Игр. Таким образом, Олимпиада стала инструментом повышения политического веса страны и ее руководства. В рамках МС Олимпиада эксплуатировалась не только Германией, но и всеми принимающими странами для демонстрации не только своих достижений в спорте. В настоящее время Олимпийские игры все больше становятся похожими на плацдарм для выяснения отношений между политическими оппонентами и способ показать, кто хозяин положения, а также сформировать национальный имидж. В 2008 г. во время Олимпиады в Пекине началась война в Южной Осетии, то есть олимпийский дух не стал помехой для решения политических проблем. В 2018 г. «допинговый скандал» против российских спортсменов носил политический подтекст с целью «надавить» на Россию [3].
Одним из важных ресурсов МС и механизмов манипуляции сознанием стала статистика, данные которой можно интерпретировать соответственно целям субъектов. Активно этот механизм эксплуатируется в экономической и социальной сферах, а также во время избирательных кампаний, посредством его можно укрепить доверие к власти, проводимой политике или ввергнуть общество в состояние конфликта (что часто наблюдается в новейшей истории России и других стран), определяя направленность и протекание политического процесса. Статистические данные, например, данные по вооружению (количество танков, ракет, самолетов и т.п.), можно использовать как механизм воздействия на субъекты международных отношений, и сделать вывод о подготовке к вторжению (Польша, страны Прибалтики говорят о российской угрозе).
Технологиями ненасильственной борьбы — мягкой силой XXI века — стали информационные технологии. Американские политтехнологи изобрели технологии «цветных революций», предполагающие воздействие на сознание граждан с целью смены власти и курса развития страны-объекта. Этот механизм эффективно сработал в ряде стран — Грузии, Украине, Киргизии, Армении. В ходе этих событий использовались символы — розы, тюльпаны, белые ленточки и др. — то, что как бы создает ощущение единения, определяя последующие действия. Автор считает, что особую опасность представляют психотехники, оказывающие воздействие на подрастающее поколение через Интернет, они формируют жесткий тип поведения, а именно немотивированную агрессию. Это дает возможность манипулировать и использовать молодое поколение для реализации своих целей по достижению власти, а также формировать отношение к другим нациям и государствам, представляя их в качестве врага. На Западе сформировалось отношение к Российской Федерации как к стране-агрессору, особенно это свойственно в настоящее время молодому поколению. Таким образом, манипуляция — это очень действенный механизм МС, включающий разнообразный инструментарий, позволяющий целенаправленно влиять на политические взгляды, ценности и поведение. Субъектами такого воздействия могут быть, например, учитель, политик, политолог, пропагандист, религиозный деятель.
Ряд экспертов, анализируя процедуру выдвижения кандидатов на присуждение Нобелевской премии, отмечают, что сегодня сильна политическая составляющая в этом процессе. Чаще всего лауреатами становятся шведские и американские ученые; среди политиков, получивших премию мира, есть Б. Обама, начавший войну в Ливии. Нобелевская премия по литературе была дана С.А. Алексиевич в 2015 г. с формулировкой «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в настоящее время» за цикл работ, в которых превалировал политический мотив, что очень востребовано на Западе, то есть и в такой премии важен политический подтекст — это действенный механизм МС.
2018 год ознаменовался крупномасштабной дипломатической войной, развязанной против РФ, средства применялись достаточно разнообразные. Главный инструмент — провокация, ее активно использовала Великобритания, объявив о химатаке России на граждан страны, подключив к этой акции своих союзников по ЕС и НАТО, используя очень жесткую риторику. То есть в данной ситуации можно говорить о применении «жесткой мягкой силы» с далеко идущими последствиями. Подобную провокацию организовало СБУ — псевдоубийство журналиста Бабченко в Киеве, а цель — обвинить Россию.
Следует отметить, что МС часто используется политиками для решения своих личных проблем. Д. Трамп ищет способы отбить «атаки» по поводу якобы связи с РФ и помощи во время президентской кампании 2016 г. У Т. Мэй — проблема Брексита и нападки оппонентов на премьера. П. Порошенко стремится повысить свой авторитет и укрепить положение накануне выборов. Другие страны выражают солидарность, вовлекаясь в процедуру санкций, и имеют свою выгоду. Все это создает крайне опасную ситуацию, влияет на протекание мирового политического процесса и политического процесса в каждой стране.
Таким образом, «мягкая сила», как механизм воздействия на все процессы в мире, очень востребована, поскольку дает возможность избежать крупномасштабных военных действий, научиться достигать соглашений в переговорном процессе; шире использовать такие ключевые поставщики «мягкой силы» как образование и культура, экономическое и научно-техническое сотрудничество. Но применение МС и ее механизмов требует от субъектов большой осторожности и искусства, чтобы она не превратилась в «жесткую силу». Основные механизмы МС — институциональные, социально организованные, информационные, психолингвистические, дипломатические.

Литература

1. Мягкая сила // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мягкая_сила
2. Лебедева М.М., Харкевич М.В. «Мягкая сила» России в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве // Вестник МГИМО-университета. 2014. №2.
3. Хатагова И. Властелины пяти колец // Московский комсомолец на Алтае. 14–21.02.2018.

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте

Комментариев нет

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Подписаться, не комментируя

 


Страница 1 из 11

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.