Подрыв «Невского экспресса»

Подрыв «Невского экспресса»: цели и причины теракта

КОММЕНТАРИИ.РУ

Чернышов Юрий Георгиевич
Доктор исторических наук, профессор, директор Алтайской школы политических исследований, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, председатель Алтайского отделения Российской ассоциации политической науки

Серьезные эксперты не должны торопиться с оценками, даже если в СМИ какая-то версия спешно выдается как единственно возможная. Более того – даже причины такой спешности должны стать предметом пристального анализа.

Пока еще остается очень много неясного с техническими деталями катастрофы. У многих экспертов вызывает сомнения сама версия о взрыве, и они считают, что с помощью этой версии просто пытаются скрыть техногенные причины катастрофы, чтобы «перевести стрелки» на неких террористов. Очень странно выглядят всплывшие сразу же сообщения о некоей националистической группировке Combat 18 (Ingria), которая якобы взяла на себя ответственность за теракт. Как написала одна петербургская журналистка, «Про эту «Ингрию», полагаю, особо неприятно было слышать петербуржцам. Потому что не надо путать зеленого надувного крокодила с 7 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Это разные вещи».

Немногим убедительнее выглядят и рассказы о том, что организатором теракта опять (как и в 2007 году) мог стать уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и находящийся в федеральном розыске. Напомним, что все расследование по очень похожему «теракту» с «Невским экспрессом» 2007 года развалилось, и дело было возвращено на доследование. То есть, сейчас еще не сняты многие сомнения по предыдущему эпизоду (с версией о чечено-ингушском терроризме), а на них уже наслаиваются сомнения новые.

В этих условиях не стоит пока рассуждать о технических деталях. Стоит сказать лишь о том, что уже на данный момент более-менее ясно – например, о том, как отреагировали на эту новость в блогах «Живого Журнала». Реакция массы комментаторов оказалась преимущественно недоверчивой и скептической.

Многие граждане, вспоминая, как вела себя власть во время взрывов жилых домов в Москве в 1999 году (когда шла «раскрутка» В. Путина), во время теракта в Беслане (когда в этом нашли повод для отмены всенародных выборов губернаторов) и т.д., высказывают разные версии, сводящиеся к тому, что это трагическое событие непременно будет использовано властью в политических целях.

Многие по прежнему сомневаются, что это теракт: «Естественно, что для РЖД единственная приемлемая версия — это теракт. Террористы — это спасение для репутации компании. В определенном смысле версия теракта — спасение и для государства: ведь государство — собственник ОАО РЖД: если причина окажется в изношенности путей, несоблюдении техрегламентов эксплуатации подвижного состава или в чем-то подобном — вина падет не только на Якунина…»( sapojnik).

О выработавшемся у населения недоверии к телепропаганде пишет А. Мальгин: «Подумалось в связи с поездом. Вообще удивительно. Они столько лет врали по ТВ, что сейчас им просто перестали верить. Даже если вдруг они говорят правду — им все равно никто не верит. Эффективность телевизионной пропаганды, на которую так всегда надеялся Сурков, таким образом приблизилась к нулю. За что боролись — на то напоролись» (avmalgin).

А вот у Б.Немцова сразу родился прогноз, что надо ждать очередного наступления на прессу и оппозицию: «Не исключаю, что теракт 27 ноября 2009 года будет использован властями для дальнейшего наступления на оппозицию и оставшуюся в живых независимую прессу, включая, прежде всего, Интернет. При этом Кремль демагогично будет утверждать, что эти действия осуществляются ради безопасности граждан. Истинная же цель подобных деяний – сохранить за собой власть, избегая даже самых минимальных для себя рисков» (b-nemtsov).

Возможно, прочитав про все эти версии, кто-нибудь скажет: все это досужие домыслы, не заслуживающие внимания. Да, часть цитированного можно оценить и так. Но в данном случае хотелось бы обратить внимание на другое. Приходится констатировать то, что наученные горьким опытом люди, увы, все меньше верят в официальные версии власти по поводу «террористов» и «экстремистов».

Это как в притче про мальчика-пастуха, который много раз напрасно кричал:»Волки! Волки!!!».

Некоторые комментаторы отмечают, что вся наша страна сейчас напоминает «Невский экспресс» — поезд, разгоняющийся по рельсам, надежность которых вызывает сомнения («слышны странные хлопки, трясет, кто-то лезет на пути с динамитом, кто-то пристраивается с собственной выгодой, кто-то все время врет, спасая погоны…» -sergmitron). История с «Невским экспрессом» действительно обнажает многие болезни российского государства, нуждающиеся в срочном лечении.

Хотелось бы выразить искренние соболезнования родственникам погибших!