К докладу о состоянии гражданского общества

5 февраля прошел круглый стол

    по  обсуждению тематики «Ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в Алтайском  крае и деятельности Общественной палаты 2009-2010 гг.»

 

ИА «Банкфакс», Altay Daily Review 08-02-2010


Профессор Юрий Чернышов: в Алтайском крае не хватает рупоров для влияния общества на власть — Общественная палата станет назначаться, СМИ огосударствлены, муниципалитеты заставляют отказываться от прямых выборов мэров.

 В связи с подведением итогов в области взаимоотношения общества и власти на Алтае в 2009 г. свое мнение по этому поводу высказал директор Алтайской школы политисследований Юрий Чернышов.

    — Муниципалитеты — как раз тот уровень, где тесно смыкаются гражданское общество и власть, и здесь меньше всего политики. Но мы должны понимать, что условия для диалога власти и общества зависят и от других уровней, от федерального и краевого.

    Сегодня две тенденции — с одной стороны вроде бы выстроена вертикаль власти, но с другой стороны — она не контролируется обществом и поэтому она обвально разрушается: коррупция, ситуация вокруг МВД, в Калининграде проявилась новая тенденция — массовые акции протеста с политическими требованиями. Наблюдается несоответствие посылов декларируемых Президентом, и реальной практикой на местах. Например, принятие нового закона об Общественной палате в Алтайском крае прямо противоречит этим посылам.

    У чиновников проявляется корпоративный интерес по «консервации» ситуации, но это будет вести к росту социальной напряженности.

    Надо не ждать общественного взрыва, а проводить реформы, но это возможно только путем сотрудничества с общественностью. А самой общественности нужно использовать инструменты цивилизованного давления на власть.

    В крае явно не хватает рупоров для влияния общества на власть, и это проявляется не только в новом законе об Общественной палате, но и положении СМИ, и в том, что все больше и больше муниципалитетов под давлением краевой власти принимают решения об отмене всенародного избрания мэров.

    Думаю, по прошествии времени надо будет напомнить нынешним депутатам, как они принимали новый закон об Общественной палате и что они за это несут ответственность.

    К сожалению, о взаимодействии с общественностью структуры власти вспоминают, когда «петух клюнет». Например, я вхожу в общественный Совет при ГУВД края. На первом этапе этот Совет заседал довольно формально. Но вот сейчас, когда началась широкая общественная дискуссия с критикой МВД, руководство МВД стало искать поддержку в Совете.

    Создание Общественных палат в свое время было представлено как компенсационная мера на отмену губернаторских выборов. Но это не равноценная замена. Выборы губернаторов — значительно более эффективная процедура для ведения диалога власти и общества, нежели Общественная палата, поскольку назначаемая сверху Общественная палата превращается в псевдодемократичный институт. Власть опирается на «прикормленных» общественников, которые ее не контролируют и не передают критические сигналы «снизу».

    Сейчас общественникам надо делать свое дело, быть гражданами, не дожидаясь, когда власть кого-то посадит рядом.

    Мы имеем опыт нашей «Независимой палаты» в 2004-2005 годах, когда даже издали брошюру про 100 дней губернаторства Евдокимова, участвовали в разработке закона об Общественной палате. Это был позитивный опыт. Интересен опыт «Независимой палаты» Кемеровской области. Создание новой «Независимой палаты» уже идет, но тут многое зависит от того, кто в нее войдет, кто и ради чего будет ее возглавлять. В любом случае, полезно иметь в регионе несколько площадок, на которых можно было бы аккумулировать общественное мнение.