За сорванный флаг «Единой России» – три года тюрьмы?

 

 

Активистам, сорвавшим флаг с общественной приемной «Единой России» в Алтайском крае и забрызгавшим стену черной краской, грозит наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.

Как сообщил радиостанции «Эхо Москвы» барнаульский журналист Сергей Тепляков, двоих молодых людей привлекают по статье 214 УК РФ о вандализме, совершенном группой лиц по мотивам идеологической вражды.

 Речь идет об инциденте, произошедшем в ночь с 16 на 17 августа 2009 года. Похожий случай произошел в декабре 2008 года. Тогда, как уточнили bbcrussian.com в общественной приемной, неизвестные облили краской ее вывеску.


Первоначально начальник Центрального РОВД Барнаула Дмитрий Ильичев заявил газете «Комсомольская правда», что августовское правонарушение квалифицируется как мелкое хулиганство.

Борис Трофимов,
руководитель алтайского отделения «Единой России»

Согласно российскому кодексу об административных правонарушениях, максимальное наказание по этой статье — штраф в размере 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Руководитель пресс-службы ГУВД в Алтайском крае Светлана Ляпунова сообщила Би-би-си, что дело было переквалифицировано и теперь расследование ведется по статье 214 УК «Вандализм».

В пресс-службе УВД Барнаула bbcrussian.com пояснили, что в связи с инцидентом было действительно возбуждено уголовное дело по этой статье. «Лица, которые участвовали в совершении данного преступления, не установлены, ведется расследование этого дела», — сказали в городском УВД.

В то же время пресс-секретарь исполкома регионального отделения «Единой России» в Алтайском крае заверила Би-би-си, что участники акции были задержаны и «с ними вели разбирательство».

«Хроническая форма»

Августовское происшествие вызвало оживленную реакцию в рядах правящей партии.

Руководитель алтайского отделения «Единой России» Борис Трофимов тогда заявил агентству «Алтапресс»: «Вандализму подверглись не только символы партии, но и российский флаг, символ государственной власти!»

«Сделали это, скорее всего, представители крайних националистических организаций, — предположил Трофимов. — Это принимает уже хроническую форму, два-три раза в год. Сколько это может продолжаться! Пора применять адекватные меры реагирования».

В свою очередь, заместитель начальника регионального штаба «Молодой Гвардии Единой России» Марина Шляхова распространила открытое письмо, где назвала произошедшее «убогой формой протеста».

«Если вы уверенные в себе люди, претендующие на идейность, выходите открыто на дискуссионные площадки, круглые столы, форумы, обосновывайте свою позицию, отстаивайте в споре. Однако для этого неплохо бы […] иметь определенный уровень интеллекта. Пока же мы видим совсем другое — трусость, помноженную на бескультурье», — объяснила она.

В интервью Русской службе Би-би-си директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов высказал мнение, что инцидент с приемной «Единой России» — не самый цивилизованный способ выражения протеста, но стоит задуматься, есть ли у оппозиционеров легальные способы высказать свою позицию.

«На мой взгляд, сейчас практически не осталось таких каналов, — считает Чернышов. — Скажем, у нас была Общественная палата, выбираемая самими общественниками, а сейчас принят закон о том, чтобы она фактически назначалась губернатором и доверенными лицами».

Болезненная реакция

Комментируя слова Марины Шляховой, политолог привел в пример недавно проводившийся в регионе «сибирский Давос» – экономическую конференцию, организованную бывшим депутатом Владимиром Рыжковым, куда съехались многие международные эксперты.

«На ней не присутствовал ни один представитель администрации региона, — рассказал Би-би-си Юрий Чернышов. — Рыжков ассоциируется с оппозицией, реального диалога нет».

По его словам, в более свободной среде – интернете – заметно, что по отношению к правящей партии растет раздражение.

«Видимо, они [в «Единой России»] не чувствуют этого, и когда сталкиваются с открытыми проявлениями такой позиции, реакция неадекватная – слишком жесткая. Это для них очень болезненно, потому что они считают, что пришли навсегда и никто их не может сменить, никто не может критиковать», — полагает эксперт.

«Все эти шаги несколько не стыкуются с тем, что говорит президент Медведев – о том, что надо вести диалог, даже блоги вести губернаторам. На самом деле, каналы обратной связи только закрываются», — резюмирует Чернышов.
 

Текст: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/03/100312_flag_barnaul.shtml
Подробности: http://www.newsru.com/russia/11mar2010/barnaul.html

______________

 

А вообще вандализм, конечно, не оправдывается ограничением легальных возможностей самовыражения. 

Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах — данное определение термина вандализм дано в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ, ст.214 (СЗ РФ, 1996, № 25, ст.2954). Вандализм в широком смысле — истребление предметов искусства, дикость по отношению к культуре и ее продуктам; способ действия вандалов, разграбивших Рим 450 под начальством Гейзериха (Брокгауз-Ефрон).

Неплохо это явление описано здесь: «Вандализм – разрушительные действия, имеющие целью уничтожение, дискредитацию, осквернение ценностей той или иной культуры, которую индивид в силу разних причин воспринимает как враждебную себе (социальной группе, к которой он принадлежит). Указанное определение включает три основных признака вандализма, первый из которых является обязательным:

1. характеристика поступка (деструктивность, особый мотив и цель). Деструктивность деяния выражается в том, что его целью и результатом являются разрушение той или иной ценности. Об этом свидетельствуют: а) агрессивные эмоции, сопровождающие акт разрушения (злоба, ненависть, глумление); б) высокая личностная значимость актов разрушения, принятие их в качестве признаков самоидентичности; в) осознанный выбор деструктивной модели поведения при очевидном наличии альтернативы разрушению; г) самоценность разрушительного характера деяния как имеющего самодовлеющий смысл, когда он не влечет чувств вины, раскаяния, напротив, служит источником позитивных эмоций и побуждает к повторению актов вандализма; д) поступок не заключает в себе созидательной мотивации, отчего воспринимается со стороны как дикий, абсурдный или бесноватый…» .

Многие социальные революции, увы, сопровождались вандализмом…