Законопроект о соотечественниках вносит немного больше ясности

 

ИА РЕГНУМ, 22 марта 2010 г.

В ГосДуму внесен правительственный законопроект, уточняющий понятие «соотечественники за рубежом» и исключающий возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Как сообщил глава МИД Сергей Ларов,  суть нововведений «состоит в том, чтобы, не отказываясь от оказания в случае необходимости гуманитарной помощи, нацелиться на укрепление взаимодействия России с русскоязычным миром, консолидировать российские общины, а также содействовать сохранению российского этнокультурного пространства… «.
По просьбе ИА РЕГНУМ дан комментарий:Термин «соотечественники» относится к тем «обманчиво-определенным» понятиям, которые широко употребляются, но имеют довольно размытый смысл (таковы же, например, понятия «культура», «интеллигенция» и т.д.). 

 Осенью прошлого года на V Всероссийском конгрессе политологов мне пришлось выступить именно на эту тему. Там было заседание, организованное Фондом «Русский мир», и много говорилось о необходимости помощи «соотечественникам за рубежом». Но когда я попросил дать четкие критерии определения, кто именно является «соотечественником», а кто нет, аудитория пришла к выводу, что над этим надо еще работать.

 

 В самом деле, нетрудно убедиться, что ни один отдельно взятый критерий здесь не подходит. Вот, например, некоторые из них.

 По вере. В Российской империи под «соотечественниками» часто понимали «православных», «единоверцев». Однако сейчас этот критерий явно узок и противоречит Конституции (нельзя исключать из этого круга «иноверцев» и атеистов).

 По «крови». Это еще более узкий и еще более спорный критерий для такой многонациональной страны, как Россия, являющаяся правопреемницей многонационального СССР.

 По языку. Даже среди жителей СССР было немало людей, почти не владевших русским языком; тем более неверно было бы считать «соотечественниками» всех тех, кто просто умеет говорить по-русски.

 По гражданству. Формально-юридический подход создает иллюзию определенности, и именно он был заложен в «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» (утверждены постановлением правительства РФ от 31 августа 1994 года № 1064). Однако и этот подход слишком узок, поскольку на практике круг «соотечественников» не совпадает ни с кругом «бывших советских граждан», ни с кругом лиц, имеющих российское гражданство.

 По идентичности. Это люди, признающие свою общность с российской культурой, традициями, с судьбой России и т.д. В 2001 году была принята «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», и там было сказано, что это лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, но связанные с Россией историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность и испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничестве с Россией. Конечно, это очень важный критерий, но пока нет такого прибора, который позволял бы фиксировать изменения в идентичности. А они часто происходят (диаспоры подвергаются процессам ассимиляции и т.д.).

 Видимо, в связи с этим в новом законопроекте заложен еще один критерий — за основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить «принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью». Видимо, это правильно, поскольку судить о людях надо не только по словам, но и по делам. Другой вопрос – кто и насколько объективно будет разбираться во всем этом?

Пожалуй, самое серьезное возражение в законопроекте вызывает положение о «народах, исторически проживающих на территории»  России. Здесь заложена опасная неопределенность, которая может породить множество споров и конфликтов. Мало того, что сейчас не существует такого официального списка «коренных народов». Сам этот критерий ошибочен, поскольку он заведомо дискриминирует людей по принципу их этнического происхождения.

  В целом этот законопроект, на мой взгляд, вносит немного больше ясности и определенности в понятие «соотечественники», однако положение об «исторически проживающих народах» необходимо из него убрать. На практике, конечно, работникам МИДа нужно будет очень гибко и комплексно подходить к этому вопросу, поскольку, кроме «соотечественников», за рубежом есть еще немало других групп людей (например, «русскоязычные общины», «любители русской культуры» и т.д.) , с которыми тоже необходимо активно развивать сотрудничество.
 

 

  Юрий Чернышов, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, директор Алтайской школы политических исследований