О создании регионального правительства

Итожа: руководство Алтайского края, похоже, загнало себя в извечную административную ловушку

8 мая 2010 г. (09:05)

 
Видеорепортаж (wmv, 14,00M, 6 мин.)
Скачать кодек windows media video (6.9M)

 http://www.amic.ru/news/125103/

 

«Едва ли кому-нибудь придет в голову назвать систему управления нашим, прямо скажем, далеко не процветающим Алтайским краем, высокоэффективной. Да и сам губернатор Александр Карлин не раз говорил о необходимости (цитирую) «управленческой корректировки«, — говорит во вступлении автор и ведущий программы «Итожа» Михаил Гундарин

 Корректировать систему управления регионом Александр Карлин публично пообещал во время своей повторной инаугурации, прошедшей менее года назад. За это время структура администрации края претерпела некоторые изменения. Так, вместо девяти управлений было создано семь департаментов, благодаря чему высвободилось около тридцати работников администрации. Кроме того, осенью Губернатор закрепил за своими заместителями 7 территориальных зон края. Отныне вице-губернаторы должны были нести персональную ответственность за вверенную территорию.

«Что касается персональной ответственности за зоны края — что-то не слышно, чтобы кто-либо из вице-губернаторов за минувшие полгода хоть раз ее понес. Неизвестно также, кому была передоверена «черепановская зона», после ухода из администрации этого вице-губернатора (Николая Черепанова/, — прим. ИА «Амител»). Не исключено, в общем, что это нововведение как-то заглохло само собой. Укрупнение и преобразование внутренних структурных подразделений, мера, конечно, более эффектная но вот эффективная ли? Разве для того, чтобы самих работников администрации держать, так сказать, в тонусе под страхом оказаться жертвой управленческой оптимизации… Нам с вами от всего этого не холодно, не жарко. Сторонники более кардинальных реформ который год говорят о необходимости создании регионального правительства.  И вот на неделе  пресс-служба администрации края известила, что в администрации  работают (цитирую) над разработкой структуры правительства региона», — сообщает Михаил Гундарин.

Главная идея правительства в том, чтобы губернатор — будет ли он формально главой кабинета или нет — сосредоточился на решении вопросов стратегических, текущий контроль доверив министрам. Соответственно, создание регионального правительства предполагает существенную перестройку всей управленческой вертикали региона, во многом строящейся еще по схеме крайкомов и обкомов партий. Кроме того, по мнению экспертов, правительство позволит сделать бюджет исполнительной власти более прозрачным, и даже съэкономить до половины средств, выделяемых сегодня на содержание администрации.

Тем временем правительства созданы более чем в 60-ти регионах страны, включая Сибирь. Не далее как 26 апреля, состоялось первое заседание  правительства Новосибирской области, которое возглавил губернатор Виктор Толоконский. По его мнению, правительственная структура серьезно облегчает взаимодействие с аналогично выстроенной системой федеральной власти, позволяет использовать новые управленческие технологии и так далее…

«Что же у нас? Идея обсуждается лет десять, закон о правительстве впервые планировалось вынести на сессию КЗС еще в мае 2008 года, тогда же губернатор заявил, что вопрос обсуждается, прошлым летом вдруг вскипела волна общественных обсуждений — а воз и ныне там. Почему?», — задается вопросом автор программы «Итожа».

По мнению экспертов, существуют и объективные, и субъективные причины торможения вопроса о краевом правительстве. С одной стороны, создание правительства принесло больший эффект в регионах более крупных, чем Алтай, с более сложной системой отраслей хозяйства. С другой — в крае явный дефицит управленческих кадров высшего звена. Есть и еще один аспект.

Юрий Чернышов, руководитель Алтайской школы политических исследований: «Идея правительства обсуждалась при Сурикове и Евдокимове. Тогда она была оправдана-  губернатор берет на себя политические функции, правительство решает оперативные вопросы. Однако нынешний губернатор сам вникает во все мелочи. При такой ситуации, правительство непонятно зачем нужно».

«Конечно, личностные особенности главы региона важны. Но и Александра Карлина, который долгое время медлил с идеей правительства, ссылаясь, в частности на то, что это может обернуться простой сменой вывесок, понять можно. Кого подпускать к принятию управленческих решений из его ближайшего окружения? Может быть, Бориса Неудахина? Или Сергея Локтева? Идея приглашения на высокие посты кого-то из профессионалов из-за пределов края, думаю, отметается как в корне неприемлемая (возможно, и зря). Вот и приходится все самому да самому… В такой ситуации, как ни парадоксально, худшим вариантом было бы СОЗДАНИЕ в крае правительства как структуры, в которой ничего по сути не изменилось, включая персоналии…», — рассуждает Михаил Гундарин. 

На февральском отчете перед депутатами КЗС Александр Карлин заявил, что к концу года правительство будет создано. Вместе с тем, в законодательное собрание законопроектов,  необходимых для создания правительства, пока не поступало. Пакет таких документов должен быть очень велик —  закон о правительстве, поправки в Устав края, в краевой бюджет, огромное количество других краевых законов.

Юрий Чернышов, руководитель Алтайской школы политических исследований: «Я думаю, движение к этому идет… но не менее чем через полгода, а там, пока доживем, опять что-нибудь изменится, и вообще неизвестно что будет».

«Итожа, замечу. Похоже, руководство края загнало себя в извечную административную ловушку. Вроде и реформа управления необходима, но кардинально реформировать самих себя как-то не хочется, а подпускать к рычагам управления других боязно… Станет ли выходом из этого тупика региональное правительство (и будет ли оно создано вообще)  — покажет время», — резюмирует Михаил Гундарин.